Юлия Алексеевна Воробьева
Развитие речи детей 2-х — 3-х лет с использованием картинок, картин, фольклора, литературных произведений
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – это деятельность в процессе которой люди общаются друг с другом, при посредстве родного языка. Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и во-вторых, формирование активного словаря ребенка. Это важно, потому что в процессе речевого общения ребенок, как и взрослый, обогащает свои знания не только путем индивидуального практического опыта, но и путем усвоения общественного опыта, накопленного многими поколениями. Поэтому речь становится важнейшим средством познания. Благодаря занятиям по развитию речи познавательная речевая активность детей активно развивается. Вместе с тем следует заметить, что наблюдаются индивидуальные различия в освоении речи детьми : одни начинают говорить рано, четко произносят слова, другие хорошо понимают речь, но говорят мало. Но в процессе индивидуальной работы с детьми эти различия сглаживаются.
Публикация «Развитие речи детей 2-х — 3-х лет с использованием картинок, картин, фольклора, литературных произведений» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Народная культура, фольклор
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Эффективным средством развития речи являются картинки. Занятия с картинками начинала с начала учебного года. Но прежде чем приступить к занятиям, было необходимо научить рассматривать изображение, то есть понимать особенности плоскостного изображения. В начале рассматривания я давала изображения отдельных предметов, простых по форме (мяч, ведро, огурец и т. д.). При рассматривании картинок с помощью пальчика ребенка обводила изображение по контуру, называла изображенный предмет. Работу с картинками строила на основе принципов от простого к сложному, и от частного к общему. Вначале я предлагала детям изображения тех предметов, которые наиболее часто встречаются в их повседневной жизни, с которыми они действуют в различных ситуациях и видят их в жизни. Это прежде всего изображения отдельных предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, животных.
На занятиях с сюжетными картинками использовала художественную литературу, небольшие стихотворения, потешки. В работе по развитию речи с помощью картинок и картин каждый ребенок из моей группы открывал для себя что-то новое. Но особое внимание в работе с картинками и картинами, уделяла работе с настенными картинами, в частности относящимся к временам года. На занятиях с данными картинами я ставила цель – научить детей рассказывать о том что делают люди, чем они заняты, связывать действия людей с определенным временем года. Рассматривание картин я начинала с человека, изображенного на ней, отличать его действия, одежду, настроение. Затем отмечала второй план картины – явления природы.
В своей работе по развитию речи так же особое внимание я уделяла литературе для детей (фольклорные и авторские произведения для детей). Для детей 2-х - 3-х лет понятны произведения, в которых описываются ситуации, имеющие место в их жизни. Наблюдая за детьми своей группы, я обратила внимание, что детям нравится не только ритм, рифма, игровые приемы потешек, песенок, сказок, их увлекают содержание, познавательность и результат событий.
Из опыта работы могу сказать, что литература и фольклор учат детей мыслить, расширять свой кругозор.
В течении года, так же проводилась работа с родителями. Объясняла о необходимости дома вместе с детьми рассматривать картинки и картины, читать литературу и фольклорные произведения для детей данного возраста. Показывала серии картинок, подбор произведений для детей.