Елена Кибирева
Развитие психических процессов у детей с ОНР через применение развивающих игр в совместной образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе все больше внимания уделяется обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения. Особая роль в образовании принадлежит дошкольной педагогике. Л. С. Выготский говорил, что «именно в дошкольном детстве, в процессе социально организованной и стимулированной деятельности происходит становление психических процессов, развиваются качества личности».
Публикация «Развитие психических процессов у детей с ОНР через применение развивающих игр в совместной образовательной деятельности» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Отличительная особенность современной педагогики в том, что она обращает огромное внимание на воспитание и обучение детей с особыми возможностями здоровья (далее ОВЗ).
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неумолимо растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости.
У детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР) в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстает от возрастной нормы, как по количественным, так и по качественным показателям; оказывается недоразвитой связная речь (Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева и др.). Это связано с тем, что у таких детей нарушено слуховое восприятие, память, мышление, эмоционально-волевая сфера, не развит зрительный гнозис.
Таким образом, актуальность этой проблемы заключается в том, что у детей с ОНР наблюдаются нарушения в развитии психических функций.
В связи с этим, я поставила перед собой цель: создание системы работы по развитию психических функций с использованием развивающих технологий.
Цель достигалась с помощью реализации следующих задач:
1. Проанализировать литературу по данной проблеме.
2. Внедрить развивающие игры для развития психических процессов у детей с ОНР в совместной деятельности.
3. Провести мониторинг влияния применения развивающих технологий на развитие психических процессов у детей с ОНР.
ГЛАВА. I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
В настоящее время дошкольники с ОНР составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Известно, что одной из общих закономерностей нарушенного развития являются отклонения в формировании личности. Доказано, что речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими людьми, на формировании его самосознания и самооценки.
В основу многих психологических исследований, направленных на изучение формирования психических процессов у детей с паталогически развивающейся речью, легли теоретические положения Л. С. Выготского о социально обусловленной природе высших психических функций, их опосредованном системном строении и ведущей роли речи в формировании психических процессов.
В своей работе с детьми я опираюсь на идеи современной дидактики по занимательным и развивающим играм, предложенные З. А. Михайловой, Б. П. Никитиным, В. В. Воскобовичем.
В связи с тем, что я работаю на логопедической группе, опираюсь на «Примерную программу коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)» под редакцией Н. В. Нищевой. В программе представлены рекомендации по построению предметно-пространственной развивающей среды; выстроена система коррекционно-развивающей работы по каждой из образовательных областей, система мониторинга развития детей и уровня усвоения программы детьми.
Анализ теоретических работ ведущих специалистов в области специальной психологии и логопедии, а также наблюдения практиков убеждают в необходимости дальнейшего исследования проблемы по развитию психических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также апробация и внедрение развивающих технологий.
ГЛАВА III. ПРИМЕНЕНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР.
Развитие психических процессов я осуществляла через максимальное использование развивающего материала, развивающих технологий.
Внедряя инновационные методы и формы работы в образовательный процесс, моя задача состояла в том, чтобы развить у них логическое и образной мышление, внимание, память, речь, то есть те психические функции и личностные качества, которые лежат в основе успешной подготовке к школе.
В своей деятельности использовала инновационные методики, которые помогали строить педагогический процесс на более современном уровне:
* игровые технологии Б. П. Никитина;
* логические блоки Дьенеша;
* цветные счетные палочки Кюизенера;
* развивающие игры В. Воскобовича.
Применение технологии Б. Никитина способствовала интеллектуальному развитию ребенка. Предлагала детям такие игры, как: «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех».
Предлагала детям рассмотреть карточки с узорами и найти ассоциации с какими-либо образами. Сначала дети составляли из кубика картинки небольшой сложности.
В подготовительной группе дети перешли на выполнение более сложного задания они зарисовывали готовые или придуманные узоры.
Кубики «Сложи узор» развивал у детей пространственное воображение, сообразительность и логическое мышление, навыки счета и графические способности, умение анализировать синтезировать и комбинировать, навыки классификации.
Универсальная игра «Уникуб» вводит ребенка в мир трехмерного пространства. Игра состоит из 27 кубиков.
Задание детям давала как с помощью рисунка, так и устно.
В подготовительной группе дети обучались складывать из кубиков буквы. Строили рыцарские замки с четырьмя башенками по углам. Игра развивала у детей пространственное представление и воображение, внимание и память (особенное зрительную, логическое мышление. Делала ребенка сильнее интеллектуально.
Применяя развивающую игру «Кубики для всех» - на первом этапе предлагала детям построить из фигурок точно такую же модель, как на рисунке.
Построив одну они переходили к следующей, более сложной.
Более интересные модели зарисовывали. Для поддержания интереса к игре совместно с детьми придумывали свои модели. Таким образом, дети учились мыслить пространственными образами (объемными фигурами, умению их комбинировать, овладевали графической грамотностью.
Наиболее эффективными средствами развития мыслительной активности являются логические блоки Дьенеша, которые позволили сформировать умения выделять множества геометрических фигур по их признакам и по существующим во множестве отношениям.
В совместной деятельности с детьми логические блоки Дьенеша использовала:
• в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);
• как дидактические игры;
в сюжетно-ролевых играх как предметы-заместители.
Разработала перспективное планирование по сенсорному развитию и овладению логическими операциями с помощью блоков Дьенеша на старший дошкольный возраст.
Использование блоков Дьенеша помогло в изучение основных свойств геометрических фигур по их признакам и по существующим во множестве отношениям включать подмножества в состав множества; разбивать множества на подмножества.
Когда в группе появились Соты Кайе, дети с более высоким уровнем развития сразу обратили внимание на задания в пособии, пробовали их выполнить, сделать указанные преобразования.
Дети учились трансформировать рисунок композиции за счет поворота элементо. Развивающая предметно-игровая система Соты Кайе помогла сформировать у ребенка творческое, объемно-пространственное и ассоциативное мышление, сенсомоторные координации, развить фантазию, воображение, глазомер, архитектурно-художественный вкус.
Для формирования сенсорного представления применяла цветные палочки Кюизенера. Дети из палочек Кюизенера составляли различные коврики, строили разные по высоте дома.
Данное пособие эффективно применяла для изучения детьми дней недели. Палочка разной длины представляла определенный день недели. Например, самая маленькая (белая) – это понедельник, первый день недели. Вторая по величине палочка – это вторник и т. д. Таким образом, дети легко запоминали названия дней недели.
Следуя принципу систематичности и последовательности, составила перспективный план игровой деятельности с палочками Кюизенера на старший дошкольный возраст.
Это позволило обучить детей моделированию числа, свойств, отношений, зависимость между ними с помощью цвета и длины. Игра развивает мелкую моторику рук, процесс анализа и синтеза позволяет ребенку научиться ориентироваться на листе бумаги, а также способствует более яркому проявлению воображения.
В своей деятельности на развитие психических процессов применяла игры В. В. Воскобовича: «Геоконт», «Квадрат Воскобовича».
Эта игра способствовала развитию психических процессов, произвольного внимания, памяти, процессов анализа и синтеза. Конструирование фигуры позволило развить мелкую моторику.
Развивающие игры В. Воскобовича соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных образовательных задач неоценимы в работе с детьми с нарушением речи.
Таким образом, развивающие технологии помогли воспитать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, расширить круг интереса. Развить психические процессы и речь у детей с ОНР.
В период 2010-2012гг. проводила мониторинг, выявляющий влияние использования развивающих технологий на развитие психических процессов у дошкольников с ОНР. Для этого проводила диагностику уровня развития психических процессов по следующим методикам:
Для исследования объема, устойчивости, концентрации внимания - корректурная проба «Дорисуй домики и листочки», «Сравни картинки», «Нахождение в сходствах».
Для исследования зрительной, образной, кратковременной памяти - «Составление картинки по памяти», «Запомни и расставь точки», «Узнай фигуры».
Для исследования мышления – «Соедини фигуры», «Дорисуй рисунок по клеткам», «Что здесь лишнее».
Для исследования зрительного, пространственного восприятия – «Почтовый ящик и разрезные картинки».
Система работы по развитию психических процессов с использованием развивающих технологий помогла сформировать познавательный интерес у детей подготовительной группы. Объем внимания вырос на 40%; память – на 13%; восприятие на 26,7%; мышление – на 26,7%, что подтверждают данные представленные в таблице.
Система работы в данном направлении показала, что использование развивающих игр в свободной деятельности дошкольников, помогла развить интеллектуальные способности и логико-математическое мышление. Выполнение практических действий с использованием занимательного материала выработало у детей умение решать познавательные и интеллектуальные задачи, что способствовало к успешной подготовке детей к школе.