Вероника Байболова
Развитие пространственно-временных представлений детей
▼ Скачать
Из опыта работы воспитателя Байболовой В. Е. «Развитие пространственно-временных представлений детей при использовании парных и групповых форм организации игровой деятельности детей».
Умение ориентироваться в определенной обстановке – важнейший навык для каждого человека. Бывают ситуации, когда даже взрослые люди испытывают трудности при необходимости определить направление движения.
Поэтому обучение этому фундаментальному навыку необходимо начинать с раннего возраста.
Публикация «Развитие пространственно-временных представлений детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Время и пространство – наиболее сложные категории для познания детьми дошкольного возраста. Они становятся доступны при использовании в педагогическом процессе современных методов и приемов, создании оптимальных условий.
В соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду, ориентируясь в пространстве, дети должны освоить:
собственное тело как точку отсчета пространственных направлений (на себе);
ориентироваться в окружающем от себя, от другого человека, от других предметов, использовать это как систему отсчета;
ориентироваться по основным пространственным направлениям, использовать это как систему отсчета;
ориентироваться в двухмерном пространстве, т. е. на плоскости;
пользоваться пространственным словарем (предлогами, наречиями и другими частями речи, обобщенно отражающими знания о предметно-пространственном окружении).
Исследования показывают, что существует определенная последовательность в усвоении пространственной терминологии детьми. Так, в младшем дошкольном возрасте дети должны понимать и стараться использовать во фразовой речи следующие слова:
Ориентировка в пространстве :
вверху – внизу, впереди – сзади (позади, справа – слева.
Ориентировка во времени:
Ориентироваться в противоположных частях суток: день-ночь, утро-вечер.
Свою работу в младшей группе я начала с того, что выяснила, насколько хорошо дети различают части тела, определяют стороны на себе. Обследование проводилось в любые свободные промежутки времени: во время режимных моментов, в дидактических и подвижных играх, на прогулке, а также на ОД.
Выяснилось, что дети испытывают определенные трудности при ориентировке в пространстве, я сделала для себя вывод, что с детьми необходимо провести обширную работу по усвоению пространственных понятий.
Вначале мы стали учить детей ориентироваться «на себя» в отношении расположения частей тела, лица, рук и ног, т. к. младший дошкольник ориентируется на основе так называемой чувственной системы отсчета, т. е. по сторонам собственного тела. Этому детей мы начали обучать в повседневной жизни. В процессе умывания, одевания мы, называя части тела, учили различать правую и левую руку, во время обеда держать ложку в правой руке, а хлеб в левой; предлагали показать, где правое, левое ухо; объясняли, что левые нога, глаз, ухо расположены с той стороны, где левая рука, а правые глаз, нога, ухо – там, где правая.
Эти знания уточнялись в дидактических и сюжетно-ролевых играх «Купание куклы», «Укладывание куклы спать», «Одевание куклы». Так, я предлагала ребенку помыть кукле голову, лицо (спину, ноги, а затем показать, где у него самого лицо, голова и пр.
Только после этого мы начали учить детей соотносить пространственные направления с определенными частями собственного тела (вверху – там, где голова, а внизу – где ноги; спереди – лицо, глаза, а сзади – спина; слева – левая рука, справа – правая рука, а также упражнять в различении противоположных направлений (внизу-вверху, спереди-сзади, слева-справа).
Основная форма работы по формированию математических представлений – ОД, где закладываются в определенной последовательности знания, вырабатываются необходимые умения и навыки.
Дети легче овладевают умением ориентироваться в пространстве с помощью игр и игровых упражнений, поэтому они были включены в ОД, были использованы в индивидуальной работе с детьми, а также предложены в утренний и вечерний отрезки времени для совместных игр детей. Это такие игры как: «Куда спряталась мышка?», «Угадай, что загадали», «Найди такое же колечко», «Скажи, куда мы положили», «Будь внимательным», «Где звенит колокольчик?», «Прятки», «Где твои руки?», «Где шарик?», «Какой рукой дальше?» и т. д.
Закрепление пространственных ориентировок у детей происходило и в других видах деятельности:
- на ОД по изобразительной деятельности («Ленточки рисуем слева направо», «Линию проводим сверху вниз»)
- на ОД по музыке («Платочек держим в правой руке»)
- на ОД по физкультуре ( выполняют движения в заданных направлениях: вверх-вниз, вперед-назад, вправо-влево)
- на ОД по развитию речи ( учим употреблять существительные с прилагательными: утро (какое, день, вечер, ночь. Соотносить противоположные по смыслу слова: утро-вечер, день-ночь).
- на ОД по конструированию («Кубик ставим внизу», «кирпичик наверху» и т. д.).
Предлагала детям новые игровые ситуации, когда они должны были не только определять, местоположение предметов, но и самостоятельно создавать ситуации: «Встань так, чтобы Даша стояла впереди, а Ваня – сзади тебя». Были предложены стихотворения для чтения и заучивания наизусть «Наши руки», «Левая рука», «Перед домом», «Солнечный зайчик», «Далеко и близко» и др.
Широко использовались физкультминутки в стихотворной форме, загадки.
Идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное обучение и групповая работа, которой нужно сначала обучить детей. Для этого педагог должен потратить время для обучения. Без соблюдения этого условия групповая работа и работа в парах бывает неэффективна. Как показывает практика, первый опыт ее организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы детей, их неумение действовать совместно). С первых дней организации такой работы необходимо вводить правила. Так постепенно дети учатся внимательно слушать ответ товарища, работать дружно, быть внимательными друг к другу. Это делается сознательно, чтобы активизировать внимание детей, научить выполнять задание осмысленно. Такая работа привлекает дошкольников.
Танец «Буги-Вуги» под пение:
Ручку правую – вперед, а потом ее – назад,
И опять ее – вперед, и немного потрясем.
Мы танцуем буги-вуги, поворачиваем в круге, и в ладоши хлопаем вот так- Хлоп-хлоп!
Далее части тела меняются (Руку левую вперед; ногу правую вперед и т. д.)
«Выполняй-не зевай!»
Как правило, многие дети путают эти слова. В этом случае воспитатель уточняет, что «позади», или «сзади», находится то, что за спиной
человека, то, что человек не видит, а «впереди» то, что перед его глазами, то есть то, что он видит.
После того как все дети встали правильно, воспитатель задает вопросы :
— Что находится позади вас (перед вами)
— Что от вас справа (слева)
Можно идти на вперед, а теперь назад, налево, направо. Дети выполняют команды.
Игра: «Магазин игрушек».
Формировать пространственные представления : слева, справа, вверху-внизу, посередине. Учить работать в парах. Развивать диалогическую речь.
Сингапурские технологии: (Работа в парах)
INSIDE-OUTSIDE CIRCLE
ИНСАЙД – АУТСАЙД СЁКЛ
(внутренний и внешний круг)
«Внутренний и внешний круг» - обучающая структура, в которой дети формируют внутренний и внешний круги и делятся своими мнениями с разными партнерами. (День-ночь, утро-вечер).
STIR THE CLASS / СТЕ ЗЕ
(собери мнения)
Встаньте, пообщайтесь в парах как можно с большим количеством человек. Поделитесь с друзьями. (День-ночь, утро-вечер).