Мария Буланкина
Развитие произвольного внимания у детей 5 лет с ОНР
▼ Скачать
В связи с тем, что современная жизнь характеризуется увеличением темпа развития всех составляющих современной жизни, большим потоком информации, развитием культурно-массовых форм многообразных форм массовой культуры, то все это привело к увеличению объема знаний, умений и навыков необходимых для жизни современному человеку. Происходящие конфигурации в обществе оказали воздействие не лишь только на склад ума зрелого поколения, но и на становление ребят, деятельно включившихся в жизнь, и выдвинули новые запросы к системе образования в целом.
Публикация «Развитие произвольного внимания у детей 5 лет с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
Под воздействием всех свежих преобразований появилась надобность конвертировать русскую систему изучения ребят, не допуская доминирования образовательного эталона над развитием личности малыша, собственно что было свойственно для предшествующего периода государственной системы образования. Дошкольное воспитание во всей системе нескончаемого изучения стало рассматриваться как 1-ая ступень. В связи с этим данные учреждения обязаны создавать все условия для чувственного, физического, интеллектуального, творческого и креативного развития детей – дошкольников, а также осуществлять их подготовку к школе.
В современной зарубежной и отечественной психологии проблема внимания рассматривается с различных позиций: многие авторы, такие как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, разрабатывая вопросы теории внимания, исследуют его роль в деятельности человека, другие изучают внимание со стороны его физиологических механизмов (А. Н. Леонтьев, И. П. Павлов, Т. Рибо). У некоторых психологов проблема внимания рассматривается в психолого-педагогическом аспекте, т. е. в плане изучения условий и закономерностей его формирования (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Добрынин, Н. В. Дубровинская и др.).
Становление произвольного внимания в дошкольном возрасте считается одним из обязательных критериев удачного обучения в школе. Умение работать без отвлечений, идти по стопам наставления и держать под контролем полученный результат - все это требования, которые предъявляет среднее учебное заведение к произвольности детского внимания.
Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание не менее важно, чем учить письму, счету, чтению.
Внимание выражается в четком выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, выделяются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы проходят быстрее и вернее, движения производятся более аккуратно и четко.
Как отмечала Матюхина М. В. : «Внимание - важный компонент деятельности человека, требующей организованности и точности. Вместе с тем, внимание считают одним из главных показателей общей оценки уровня развития личности индивида. На человека одновременно воздействует большое число раздражителей, но он реагирует только на те, которые для него наиболее значимы. Внимание организует всю психическую деятельность индивида». [16]
«Под произвольным вниманием нами понимается сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется. Этот термин служит для обозначения того центрального по своему значению факта, что познание человека, как и его деятельность, поднимается до уровня сознательной организованности, а не совершается лишь самотеком, стихийно, под властью извне действующих сил.» [17]
Становление внимания, памяти, мышления это значимая доля совместного психологического становления дошкольника. Устойчивое внимание играет весомую роль в познании ребенком окружающего мира. В дошкольном возрасте он впервые начинает управлять своим вниманием, осознанно ориентировать его на предметы и явления, в этом случае организующее начало принадлежит речи.
В современной зарубежной и отечественной психологии проблема внимания рассматривается в разных аспектах: многие авторы, разрабатывая вопросы теории внимания, исследуют его роль в деятельности человека (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, другие - изучают внимание со стороны его физиологических механизмов (Т. Рибо, И. П. Павлов, А. Н. Леонтьев). Наконец, в очень большом числе работ проблема внимания рассматривается в психолого-педагогическом аспекте, т. е. в плане изучения условий и закономерностей воспитания внимания (Н. Ф. Добрынин, П. Я. Гальперин, Н. В. Дубровинская, С. Л. Кабыльницкая и др.).
Особое место в этих исследованиях уделяется развитию произвольного внимания. Авторы признают за произвольным вниманием важнейшую роль в развитии личности человека. Однако в своих исследованиях они рассматривают этот вид внимания только в связи с учебной деятельностью школьника. [18]
Между тем, некоторые из исследователей (И. Л. Баскакова, Г. В. Петухова) считают, что «произвольное внимание необходимо формировать, начиная с дошкольного возраста. Главным условием развития произвольного внимания детей-дошкольников может стать игра как основной вид деятельности ребенка.» О развивающем значении игровых упражнений говорится в исследованиях А. П. Усовой, Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, Д. Б. Эльконина,Л. В. Артемовой, Н. Я. Михайленко и др.
Ряд отечественных психологов: Выготский Л. С., Гальперин П. Я., Добрынин Н. Ф., Запорожец А. В., Леонтьев А. Н., Мухина В. С., Эльконин Д. Б. и другие, которые изучали особенности развития внимания у детей, стали отмечать тесную связь произвольного внимания и речи. В дошкольном возрасте произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. Чем лучше развита речь, тем выше уровень восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание необходимое для дальнейшего обучения в школе. [1]
Поэтому очень актуальным является вопрос развития внимания у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Хватцев М. Е. отмечал «ОНР относится к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия. В свою очередь речевая деятельность формируется и развивается в тесной связи со всеми психическими процессами. Коррекционная работа по преодолению речевых нарушений, требует от ребенка активности на занятиях, точного выполнения действий, заданий, мыслительной деятельности, что протекает быстрее и правильнее при наличии внимания. Поэтому внимание является необходимым условием успешной коррекционной работы.» [49]
Недостаточность развития внимания у детей с ОНР отмечали многие авторы в области логопедии (Волосовец Т. В., Борякова Н. Ю., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. и др.).
Авторы отмечают что, для детей с нарушениями речи свойственна пониженная степень становления ведущих свойств внимания : недостаточная устойчивость, проблемы переключения, распределения и включения внимания. Это ведет к неумению своевременно подключиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на иной, что в свою очередь приводит к резкой утомляемости, отвлекаемости, увеличенной истощаемости организма и содействует появлению различного рода ошибок при выполнении заданий. Ранняя диагностика на этапе дошкольного обучения помогает выявить детей с низким уровнем развития внимания (его свойств, которое не только влияет на качество формирования навыков письма, чтения, счета, но и в значительной мере определяет успешность овладения ребенком общеучебными и предметными умениями, полноценность усвоения всего учебного материала начального этапа обучения. [15]
Почти все проблемы, связанные с невысоким уровнем становления внимания говорят о себе уже в период дошкольного детства. В подготовительной группе такие дошкольники испытывают большее, по сопоставлению с другими воспитанниками, усилие при овладении школьными навыками, зачастую отстают в темпе учебной деятельности. В следствие этого довольно принципиально, установив у ребенка требующие коррекции особенности развития внимания, вовремя начать коррекционную работу.
Многие авторы (Гвоздев А. Н., Журова Л. Е., Каше Г. А., Лурия А. Р., Левина Р. Е., Соботович Е. Ф., Эльконин Д. Б., Швачкин Н. Х. и др.) отмечают, что «обязательным условием «беспроблемного» вхождения детей в процесс дошкольного обучения и успешного освоения навыков чтения и письма, служит определенный и достаточно высокий уровень развития фонематических процессов. К моменту поступления в первый класс, у детей должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи и практические навыки дифференциации фонем русского языка. В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания, однако рекомендации по этому вопросу относятся в основном к начальной школе и не освещают опыт организации работы с детьми старшего дошкольного возраста, тем более с детьми, имеющими нарушения речи. Все вышесказанное и определило актуальность исследования».