Осадчева Карина
Развитие представлений о цвете, форме, величине средствами развивающих игр
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем детстве переоценить труд-но. Большинством исследователей именно этот возраст считается наиболее благоприятным для накопления представлений об окружающем мире, совершенствования деятельности ор-ганов чувств. Справедливо считают зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева,А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сак-кулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др., что сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания, т. к. направлено на обеспечение полноценного интеллектуального развития.
Публикация «Развитие представлений о цвете, форме, величине средствами развивающих игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
Игра - ведущая деятельность детей, она пронизывает всю их жизнь. Способствует физическому и духовному здоровью, является обширной информацией, методом обучения и воспитания детей. С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей всестороннего развития ребенка. Игры по сенсорике имеют исключительное значение для формирования важных качеств детской психики.
Прежде всего, у детей развивается умение самостоятельно чем-то занять себя и произво-дить с предметами целесообразные действия. Например, собирать и разбирать игрушки, от-крывать и закрывать складных матрешек, катать шары, нанизывать кольца на стержень. При этом совершенствуется моторика рук, глазомер. Посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать и называть форму, величину, цвет предметов. Он ощущает, что один предмет твердый, другой мягкий. Одни предметы прочные, другие легко разрушаются, рвутся, мнутся и т. л.
Различие и окраска - дети зрительно воспринимают различные цвета. Если взрослые со-провождают действия ребенка словом, обозначают эти действия, качества предметов, то на этой основе обогащается его словарь, развивается речь. Сначала дети учатся понимать то, что они им говорят, а затем и сами овладевают новыми словами. В процессе деятельности, игр по сенсорике развивается мышление детей. Знакомясь со свойствами предметов и их наименованиями, дети рано приходят к первым общим представлениям. Оказывается, что «большими» могут быть разные по внешнему виду предметы, шарики, кубики, матрешки. Одного и того же цвета могут быть разные вещи. У детей на третьем году жизни складыва-ются первые общие представления о форме, величине, цвете. В процессе деятельности с ди-дактической игрушкой развивается способность, сообразительность у детей. Чтобы, напри-мер, собрать матрешку, надо всегда меньшую вложить в большую, сообразив, где у нее ниж-няя и верхняя часть. Умение выбрать шарики, кубики определенного цвета приучает малы-шей к первичному подбору предметов по какому-то одному признаку.
Игры - занятия на величину, форму, цвет воспитывают сосредоточенность, умение спо-койно, не отвлекаясь заниматься в течение времени одним каким-то делом. Развивается ус-тойчивость внимания, особенно тогда, когда ребенок подражает взрослым. Он должен при-смотреться к тому, что ему показали и воспроизвести эти действия. Для маленького ребенка это не так легко. Действия детей с дидактическими игрушками, пособиями всегда ставят пе-ред ребенком умственную задачу: он старается добиться результата - собрать башенку, сло-жить матрешку, подобрать красивые перышки для хвоста петуха и т. д. Так. исподволь фор-мируется целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий.
Таким образом, роль дидактических игр и занятий по сенсорике в умственном воспитании детей несомненна.