Татьяна Ястребова
Развитие предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий посредством игровых обучающих ситуаций
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – важный вид деятельности в жизни любого ребёнка, который необходим ему для гармоничного развития. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Играя, дошкольники знакомятся с миром предметов и людей, в игре проявляются их личностные качества и складывается характер. В игре у ребёнка формируются те качества его характера, от которых будет зависеть дальнейшая успешность ребёнка в учебной и трудовой деятельности, параллельно выстраиваются гармоничные отношения с окружающими его сверстниками и взрослыми. Играя ребёнок знакомится с новыми видами деятельности.
Публикация «Развитие предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий посредством игровых обучающих ситуаций» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Но детей интересует не только игра, гораздо сильнее их интересует общение. Для них важны не только отношения со сверстниками, но и с окружающими взрослыми. Для того, чтобы ребёнок овладел нормами игрового общения в детском саду ему на помощь должен прийти педагог. Именно педагог должен создавать все, необходимые условия для развития детской игры и полноценного игрового общения между ними. К таким условиям, можно отнести:
• Своевременное обогащение детей знаниями об окружающем мире;
• привлечение внимания к различным видам деятельности детей и их межличностным отношениям (беседы, организация наблюдений, совместное чтение, обсуждение событий из жизни и т. д.);
• поддерживание активной позиции ребенка в любых видах деятельности, прежде всего совместной.
Игровая обучающая ситуация это полноценная, специально организованная сюжетно- ролевая игра. Ее характеризуют следующие особенности:
-по времени проведения она может занимать часть занятия, всё занятие иногда и несколько занятий подряд.
- она имеет короткий и несложный сюжет, который построен на основе жизненных ситуаций или хорошо известных детям сказочных либо литературных произведений;
- требуется специальное оснащение необходимыми игрушками, куклами, атрибутикой;
- для нее педагог специально организовывает пространство;
- в содержание заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчиняюся все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и др. ;
- организатором является педагог (воспитатель, именно он объявляет название и сюжет, ненавязчиво распределяет роли, главную роль берёт на себя, при этом взрослый следит за развитием игры, исполнением ролей детьми, их личными взаимоотношениями; педагог привносит в игру новые диалоги и игровые действия, через которые и осуществляется дидактическая цель.
- педагог в игровой обучающей ситуации выступает как равноправный партнер по общению, он всегда стремится к установлению полноправных личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно его темы, а при необходимости – помогает уходить от неприятных ситуаций.
Для развития полноценного игрового общения педагоги могут использовать такую форму речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации (ИОС). Выделяют несколько видов игровых обучающих ситуаций, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи.
1. Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами
Аналоги - это такие игрушки, которые изображают конкретных животных или растений. Игрушечных аналогов животных и растений множество, все они разные (мягкие, деревянные, резиновые, пластмассовые). Игрушки-аналоги примечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 лет можно формировать чёткие представления об особенностях живых существ. С помощью игрушки- аналога можно научить определять основные отличия игрушки от живого животного, но только при условии параллельного их восприятия и сопоставления. С помощью аналогов животных легко продемонстрировать: что можно делать с игрушкой, а что можно делать с живым существом, т. е. отобразить принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами, причем сравнивать их можно не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинках. Данные игровые обучающие ситуации используются в младшем дошкольном возрасте.
2. Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами
В игровых обучающих ситуациях с литературными персонажами используют куклы, изображающие персонажей литературных произведений, которых хорошо знают дети. Это могут быть не только герои сказок и рассказов, но и герои мультфильмов. Любимые герои из сказок и мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально и становятся объектами подражания. В игровых обучающих ситуациях герои «выходят» за рамки произведения, действуют в новых ситуациях и обязательно продолжают характерное для них поведение. Педагогу при разработке такой ситуации следует помнить, что кукла должна проявлять себя приблизительно так же, как и в произведении.
3. Игровые обучающие ситуации типа путешествий
Под путешествиями в данном случае понимаются игры в посещения магазинов, сельскохозяйственных ферм, зоопарка, в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия. Именно через такие путешествия дети дошкольного возраста знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают новые знания об окружающем мире и жизни человека в нём. Важной частью таких путешествий является то, что в них всегда есть ведущий (экскурсовод) – эту роль исполняет взрослый. Каждый раз сюжет игры рассчитывается таким образом, что дети, посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, туристов, посетителей. Обучение с использованием игр-путешествий может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени - это не опасно, так как качественное проведение игры, создавая определенный эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект.
Таким образом Игровые обучающие ситуации эффективны в формирования предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий, если:
• дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,
• обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,
• педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.