Апонасюк Наталья
Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо
знать особенности развития ребенка. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Поэтому на родителей таких детей, ложится большая ответственностью за его обучение, развитие и воспитание.
Важнейшей задачей в обучении детей с ОВЗ является развитие познавательных психических процессов.
Внимание:
Публикация «Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
включайте в занятия задания, требующие сосредоточения внимания:
- предлагайте детям следующее упражнение: в газете, в старой книге на одной
из страниц зач ркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать
их (задание постепенно можно усложнить, попросив реб нка зачеркнуть все
буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»);
- регулярно включайте детей в выполнение заданий по предварительной
постройки из конструкторов, рисунки, аппликации, поделки, форму которых
вы зада те словесно или с помощью схемы;
- тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану,
составленному вами.
нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку
и т. п. ;
Предлагайте детям:
- повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;
- неоконченные фразы, которые нужно закончить;
- вопросы, на которые необходимо ответить;
учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой
работы, находить и исправлять ошибки. Предлагайте детям:
- найди отличия
- найди два одинаковых предмета
- игры-головоломки
- загадки
учите переключать внимания с одного вида деятельности на другой. Это
свойство внимания можно формировать с помощью двигательных
упражнений. Реб нок должен начинать, выполнять и заканчивать свои
действия по команде взрослого, быстро переходить от одного вида движений
к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т. п.
Игры и упражнения, способствующие развитию внимания
«Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе, затем он
отворачивается. Взрослый передвигает (убирает или добавляет) предметы; а
ребенок указывает что изменилось.
«Назови что ты видишь». Ребенок за одну минуту должен назвать как можно
больше предметов, находящихся в комнате.
«Карлики и великаны». Ребенок должен выслушивать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимания на его действия.
«Да и нет не говорите, черный с белым не носите.». Взрослый задает
ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть
запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».
Память
Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей при мы осмысленного запоминания и припоминания, умения: анализировать, выделять в предметах определ нные связи, признаки, сравнивать предметы иявления между собой, находить в них сходства и различия;
осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам; классифицировать предметы и явления на основе обобщения;
устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.
Игры и упражнения, способствующие развитию памяти
«Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что спрячет
ее сейчас в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку, а
ребенок должен ее найти.
«Нарисуй такой же». Взрослый рисует на листе бумаги простой предмет,
лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать такой же предмет.
«Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные
предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.
«Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен
повторить его.
«Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни,
состоящей из множества геометрических фигур. Ребенок должен запомнить
эти фигуры и назвать.
«Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек (камушков, веточек, бусинок); ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.
Мышление
Включайте в занятия задания на:
сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия
между ними;
классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам;
нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим
признаком с остальными;
складывание целого из частей (разрезные картинки и последовательное
раскладывание картинок и составление рассказа по ним);
осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);
задания на сообразительность, логические рассуждения и т. д.
Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны
не только включать копирование образца и отработку отдельных
графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать
предметы, фантазировать, воображать.
Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждая
с ними прочитанные книжки, анализируя поведения людей.
Игры и упражнения, способствующие развитию мышления
«Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.
«Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.
«Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру».
«Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения (веточка, орех, кусочек ватки, ребенок должен
придумать, как можно использовать данный предмет.
«Антонимы». Ребенок подбирает к слову взрослого противоположное по смыслу (легкий – тяжелый, сильный – слабый).
Предложите ребенку поиграть в лото, домино, мозаику, конструктор,
загадки.
Восприятие
Включайте в занятия задания на:
умение детей различать предметы на ощупь;
умение выделять признаки в предмете;
умение соотносить предметы по величине, форме;
развитие наблюдательности : учить внимательно и последовательно
рассматривать предмет и явление;
помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение
в целом;
формировать умение составлять из частей целое;
различать основные признаки разных времен года;
закреплять пространственные представления по картине: слева, справа,
вверху. внизу, перед, за, между, рядом;
формировать сенсорные эталоны формы.
Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия
«Перевертыши». Превратить круг, квадрат, треугольник в любой рисунок.
«Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической
фигуры.
«Построй по росту». Выстроить в ряд предметы соответственно их высоте.
«Сложи картинку». Составить из частей целую картинку.
«О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок
должен догадаться.
Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его
признаки.