МААМ-картинки

Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья

Апонасюк Наталья
Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо

знать особенности развития ребенка. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Поэтому на родителей таких детей, ложится большая ответственностью за его обучение, развитие и воспитание.

Важнейшей задачей в обучении детей с ОВЗ является развитие познавательных психических процессов.

Внимание:

Публикация «Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

включайте в занятия задания, требующие сосредоточения внимания:

- предлагайте детям следующее упражнение: в газете, в старой книге на одной

из страниц зач ркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать

их (задание постепенно можно усложнить, попросив реб нка зачеркнуть все

буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»);

- регулярно включайте детей в выполнение заданий по предварительной

постройки из конструкторов, рисунки, аппликации, поделки, форму которых

вы зада те словесно или с помощью схемы;

- тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану,

составленному вами.

нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку

и т. п. ;

Предлагайте детям:

- повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;

- неоконченные фразы, которые нужно закончить;

- вопросы, на которые необходимо ответить;

учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой

работы, находить и исправлять ошибки. Предлагайте детям:

- найди отличия

- найди два одинаковых предмета

- игры-головоломки

- загадки

учите переключать внимания с одного вида деятельности на другой. Это

свойство внимания можно формировать с помощью двигательных

упражнений. Реб нок должен начинать, выполнять и заканчивать свои

действия по команде взрослого, быстро переходить от одного вида движений

к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т. п.

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания

«Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе, затем он

отворачивается. Взрослый передвигает (убирает или добавляет) предметы; а

ребенок указывает что изменилось.

«Назови что ты видишь». Ребенок за одну минуту должен назвать как можно

больше предметов, находящихся в комнате.

«Карлики и великаны». Ребенок должен выслушивать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимания на его действия.

«Да и нет не говорите, черный с белым не носите.». Взрослый задает

ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть

запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».

Память

Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей при мы осмысленного запоминания и припоминания, умения: анализировать, выделять в предметах определ нные связи, признаки, сравнивать предметы иявления между собой, находить в них сходства и различия;

осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам; классифицировать предметы и явления на основе обобщения;

устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.

Игры и упражнения, способствующие развитию памяти

«Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что спрячет

ее сейчас в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку, а

ребенок должен ее найти.

«Нарисуй такой же». Взрослый рисует на листе бумаги простой предмет,

лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать такой же предмет.

«Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные

предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.

«Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен

повторить его.

«Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни,

состоящей из множества геометрических фигур. Ребенок должен запомнить

эти фигуры и назвать.

«Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек (камушков, веточек, бусинок); ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.

Мышление

Включайте в занятия задания на:

сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия

между ними;

классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам;

нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим

признаком с остальными;

складывание целого из частей (разрезные картинки и последовательное

раскладывание картинок и составление рассказа по ним);

осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);

задания на сообразительность, логические рассуждения и т. д.

Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны

не только включать копирование образца и отработку отдельных

графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать

предметы, фантазировать, воображать.

Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждая

с ними прочитанные книжки, анализируя поведения людей.

Игры и упражнения, способствующие развитию мышления

«Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.

«Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.

«Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру».

«Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения (веточка, орех, кусочек ватки, ребенок должен

придумать, как можно использовать данный предмет.

«Антонимы». Ребенок подбирает к слову взрослого противоположное по смыслу (легкий – тяжелый, сильный – слабый).

Предложите ребенку поиграть в лото, домино, мозаику, конструктор,

загадки.

Восприятие

Включайте в занятия задания на:

умение детей различать предметы на ощупь;

умение выделять признаки в предмете;

умение соотносить предметы по величине, форме;

развитие наблюдательности : учить внимательно и последовательно

рассматривать предмет и явление;

помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение

в целом;

формировать умение составлять из частей целое;

различать основные признаки разных времен года;

закреплять пространственные представления по картине: слева, справа,

вверху. внизу, перед, за, между, рядом;

формировать сенсорные эталоны формы.

Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия

«Перевертыши». Превратить круг, квадрат, треугольник в любой рисунок.

«Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической

фигуры.

«Построй по росту». Выстроить в ряд предметы соответственно их высоте.

«Сложи картинку». Составить из частей целую картинку.

«О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок

должен догадаться.

Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его

признаки.

Публикации по теме:

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 18 июня 2021 в 19:40
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Апонасюк Наталья (УИ 2699592) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД