Таня Костюченко
Развитие познавательной деятельности детей посредством детского экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Мы отмечаем, что в последнее время в группах компенсирующей направленности увеличивается количество детей, имеющих не только нарушения речи, но и различные неврологические отклонения, психические расстройства, задержку психического развития (ЗПР). Это дети с ограниченными возможностями здоровья. Но любой ребенок, и нормативно развивающийся и ребенок с ОВЗ, по своей природе исследователь, а экспериментирование один из важнейших видов детской деятельности, который играет огромную роль в жизни дошкольника. Академик Н. Н. Поддьяков говорил: «Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования».
Публикация «Развитие познавательной деятельности детей посредством детского экспериментирования» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Работая в группе компенсирующей направленности, я разработала проект по экспериментально - исследовательской деятельности «Юные исследователи». Проект долгосрочный. Участниками проекта являются дети старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности, родители и педагог. Цель проекта: развитие познавательного интереса, формирование основ исследовательского поведения у дошкольников через детское экспериментирование.
Задачи:
• расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
• развивать связную речь детей : побуждать рассуждать, аргументировать, делать выводы, умозаключения;
• обеспечить переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
• развивать наблюдательность, внимание;
• воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; коммуникативные навыки, стремление сохранять и оберегать мир природы;
• формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Для реализации задач была необходима соответствующая развивающая предметно-пространственная среда. В группе была организована лаборатория для экспериментов с живой и неживой природой.
Лаборатория была разделена на микроблоки:
«Школа педагога» (методическая литература, аудио-видеокассеты, DVD диски);
«Хочу все знать»» (материалы для ознакомления со свойствами объектов (сыпучие, твердые, жидкие); оборудование для экспериментов (воронки, пипетки, спринцовки, емкости); приборы (микроскоп, песочные часы, весы, лупы); предметы рукотворного мира для обследования и преобразования);
«Уголок природы» (растения и животные; оборудование для труда на природе);
«Уголок Эрудита» (детская познавательная литература, муляжи, иллюстрации, рисунки);
«Игротека» (дидактические игры различного содержания в соответствии с возрастом);
«Уголок моделирования» (условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений, протоколы опытов, алгоритмы познавательной деятельности, опытов и экспериментов, картотеки, изобразительные средства);
«Центр «Мастерилки» ( различные виды материалов: природный (шишки, веточки, мох, кора деревьев, бросовый (ткань, бумага, нитки); клей, изобразительные материалы, пластилин, проволока, тесьма и прочее);
«Мини-музей «Волшебный мир предметов» (коллекции, гербарии).
С помощью родителей нам удалось сделать так, что материалы, оборудование и инструментарий есть на каждого ребенка. Это позволяет все опыты проводить самостоятельно.
Был разработан план, по которому экспериментирование проходит один раз в неделю. Основной формой работы являются занятия-эксперименты, на которых дети знакомятся с физическими явлениями, со способами проведения эксперимента и правилами безопасности. Экспериментальные задачи решаются двумя способами:
-дети проводят эксперимент, не зная его результата, и приобретают при этом новые знания;
-дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют правильность своих мыслей.
Содержание проекта спланировано по темам: «Воздух», «Вода», «Песок, Глина, Почва», «Бумага» (1год); «Магнит», «Свет», «Растения» (2 год). В заключении каждой темы детям предлагаются задания по экологии, где воспитанники выделяют проблему и пути ее решения.
Например, по теме «Воздух» прошло занятие-эксперимент «Воздух-невидимка». Дети познакомились с основными свойствами воздуха.
Проводили эксперименты по обнаружению воздуха в пространстве:
-ощущение давления при помощи веера;
-передвижение предметов с помощью воздуха;
-исследование давления воздуха;
-есть ли в почве воздух;
Исследовали свойства воздуха:
-распространение звука в воздухе;
-падение различных предметов в воздухе;
-реактивная сила воздуха;
-перемещение воздуха в пространстве;
-давление воздуха в мяче.
Выполняли задание по экологии по выявлению причин загрязнения воздуха и возможным способам его очищения.
Очень понравились ребятам занятия-эксперименты по теме «Магнит» : «Чудо магнит», «Волшебные свойства магнита». Дети познакомились с основными свойствами магнита, со способами сравнения силы магнита, с применением магнита в жизнедеятельности человека, с действием магнита на человека и окружающую среду.
Проводили эксперименты :
- «Волшебная рукавичка»;
- «Магниты-друзья или враги»;
- «Притягивание предметов к магниту»;
- «Достань ключик»;
- «Можно ли изолировать магниты»;
- «Отчего зависит сила магнита»;
- «Магнит огня боится»;
- «Магнитное поле»;
- «Компас» и другие.
Были показаны познавательные мультипликационные фильмы: «Что такое магнит», «Как сделать компас с помощью иголки, магнита и воды».
Итоговым мероприятием по проекту стал КВН «Юные исследователи», где проводились наиболее понравившиеся за год опыты.
Для повышения педагогической компетенции родителей воспитанников и привлечения их в проектную деятельность, каждому ребенку заведен научный дневник «Мои первые эксперименты». В них предлагаются опыты для выполнения дома с родителями, учитывая индивидуальные особенности детей. За основу взяты опыты из книг Марины Султановой: «Простые опыты с водой», «Простые опыты с воздухом», «Простые опыты с природными материалами», «Простые опыты с бумагой» для дошкольников, а также из книги «Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности» в двух частях Е. Е. Салминой. Дневники выдаются либо в конце темы и тогда родители могут отследить и повторить пройденный эксперимент, а дети в этом случае становятся наставниками для своих родителей. Либо в начале темы и тогда ребенок показывает и рассказывает в группе, как он экспериментировал дома с родителями. И в том и в другом случае воспитанники учатся выражать свои мысли, рассуждать, аргументировать, делать выводы, умозаключения, что очень важно для детей с общим недоразвитием речи.
В группе с помощью детей и их родителей пополнялся мини-музей «Волшебный мир предметов». В группе собраны коллекции семян, орехов, ракушек, перьев, яиц домашних птиц, древесины, камней; гербарии.
Картотеками пополнился «Уголок моделирования» : «Алгоритм опытов с водой и магнитом»; «Опыты с комнатными растениями»; «Как растут растения»; «Паспорт комнатных растений»; «Зеленый уголок»; «Способы ухода за комнатными растениями»; «Картотека игр по экологии»; «Картотека опытов по экологии»; «Правила поведения в природе».
Практика показывает, если систематично и планомерно заниматься с детьми экспериментальной деятельностью, то это:
дает возможность детям с ОВЗ социализироваться, так как пробуждает в них познавательный интерес, мотивацию к деятельности для совместного взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми;
у всех детей развивается познавательный интерес, исследовательское поведение, дивергентное мышление, без которых невозможно успешное обучение в школе.
Литература.
1. Султанова Марина Простые опыты с водой / Простые опыты с воздухом/ Простые опыты с природным материалом / Простые опыты с песком / Простые опыты с бумагой / Хатберг, 2018.
2. Салмина Е. Е. Рабочая тетрадь по опытно – экспериментальной деятельности №1, №2 / Детство-пресс, 2017.
3. Белько Егор Веселые научные опыты. Увлекательные эксперименты с растениями и солнечным светом / Издательский Дом ПИТЕР, 2015.
4. Дмитриева В. А. Детское экспериментирование Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками / Издательство «ТЦ СФЕРА», 2016.