Наталья Даушвили
Развитие познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игр
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игр
Даушвили Наталья Викторовна
воспитатель
МКДОУ д\с № 275 «Миша»
Г. Новосибирск
«Развитие познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста через развивающие игры»
"Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и в искусном применении всего того, что знаешь"
Публикация «Развитие познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игр» размещена в разделах
Одной из приоритетных задач современной системы образования, согласно ФГОС ДО, является формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, умением учиться, саморазвиваться. Необходимыми параметрами развития признаны : гибкое, нестандартное мышление, творческие способности, личностные качества.
Этим параметрам полностью соответствует концепция комплексной программы «Детство», реализуемой в нашем ДОУ последние 10 лет.
Программа обеспечивает современным детям всестороннее обогащенное развитие. Важнейшими средствами развития детей дошкольного возраста выступают содержание и технологии обучения. Одна из развивающих технологий – система развивающих игр. Развивающие игры способствуют решению многих задач предусмотренных образовательной программой.
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие ребёнка.
Изучив широко известные книги: Б. Н. Никитина «Ступеньки творчества или развивающие игры», З. М. Богуславской «Развивающие игры», Л. А. Венгера «Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей», а также методику В. В. Воскобовича, систему Дъенеша и др., я поняла, что развивающие игры способны научить детей фантазировать, придумывать, исследовать, помочь им почувствовать радость от маленьких, но самостоятельно сделанных открытий.
Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, развитие того, что в нём заложено, направление его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны, ребёнку предлагается пища для подражания, а с другой – поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребёнка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях.
Прежде чем приступить к целенаправленной организации развивающих игр, я провела обследование познавательных процессов детей. Диагностика проводилась совместно с психологом ДОУ методами психологического исследования. Для этого я использовала методики, предложенные Р. С. Немовым.
Работу с детьми по формированию у них интереса к познавательным играм провожу третий год, начиная со 2 младшей группы.
На первом этапе работы дети осваивали простейшие игры математического содержания. Очень нравились ребятам игры со счётными палочками. Начала эту работу с простых заданий, затем от занятия к занятию усложняла варианты. Разнообразя и усложняя игровые задания, предлагала детям головоломки, например: составить разнообразные фигуры из шести палочек; два квадрата из семи палочек, преобразовать какой - либо предмет -- из цветка сделать звезду. Для развития и поддержания интереса у детей к развивающим играм, создавала игровые ситуации, например: Винни - Пуху необходима помощь, Буратино прислал письмо, Незнайку надо научить. Много можно придумать игр – заданий, используя блоки Дьенеша, с которыми я начала знакомиться во 2 мл. группе. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки, поскольку блоки представляют собой эталоны форм, позже дети упражнялись в определении геометрических фигур, в закреплении знаний цвета, величины, нахождения закономерностей, например: «Продолжи ряд», «Весёлые бусы», «Улитка», «Подбери по форме», что выше, что ниже, «Сделай так же». Играя в эти игры, я учила детей сравнивать, рассуждать, выполнять правила.
В средней группе задачи усложнялись. Знания и умения, полученные детьми ранее, позволили усложнить алгоритмы в играх, например: «Собери бусы» ( по двум признакам: цвет и форма). Предлагала игры на нахождение закономерностей, игры на составление целого из частей.
В работе с детьми старшего возраста я использовала повышенный интерес к моделированию, знакам, символам. Сделала подборку развивающих игр, где преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерности алгоритмов, осмыслению детьми последовательности действий, творческие занятия, практические упражнения на основании всех видов задач предлагала в интересной ребятам форме, стараясь развивать самостоятельное творчество, инициативу. При первичном знакомстве с играми дети рассматривали элементы, группировали, составляя из двух - трёх элементов новые формы, силуэты предметов, животных. Так же предлагала составить силуэт по расчленённому образцу. Дальнейшее освоение происходило в самостоятельной деятельности. Предлагались игры на развитие логического мышления: «Танграмм», мозаики, «Колумбово яйцо», «Головоломка Пифагора», «Блоки Дьенеша», «Архимедова игра». В играх «Сложи так же», «Что изменилось?», палочки Кюизинера, «Угадай-ка», - дети упражняли своё внимание и память.
Моя задача – начать интеллектуальную игру и, оставаясь при этом равноправным ее участником, увлечь ребенка. Дети с удовольствием включаются в процесс, играючи решая глобальные задачи: они приобретают новые знания и умения, это требует волевых и умственных усилий, формирует организованность и самостоятельность; открывают радость познания и творчества. Игра имеет, кроме познавательного, и воспитательный аспект: учит детей сотрудничеству, правилам общения в коллективе, отношению к партнерам по игре.
Применяя в своей работе развивающие игры, я выделила некоторые этапы привлечения детей к играм. Каждый этап несёт определённую цель.
1 этап – знакомство детей с игрой.
Цель: знакомство детей с игрой, её особенностями, правилами.
2 этап – совместная игра с воспитателем.
Цель: развитие мыслительных операций, познавательных процессов на которые направлена игра.
3 этап – самостоятельная игра детей с развивающим материалом.
Цель: развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.
Дети начинают освоение материала с простого манипулирования, рассматривания игрового материала. Я предоставляю детям возможность самостоятельно познакомиться с развивающим материалом, что позволяет мне в процессе наблюдения определить заинтересованность детей. После чего предлагаю проблемно-игровую ситуацию, которую нужно решить с помощью данного игрового материала. В методическом обеспечении к играм, как правило, даны способы реализации, но всё же, интересней придумать самому. Это получается само собой, по ходу игры. А вот когда игра переходит в самостоятельную деятельность, дети сами придумывают ситуации и находят решение.
Постепенно игры усложняются как по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством.
Я использую развивающие игры во всех сферах деятельности детей : как в непосредственно образовательной деятельности познавательности, так и в свободной деятельности детей. Игровой материал всегда доступен для ребёнка. Знакомство с новой речевой игрой (например «Закончи предложение») или картами-кодами к блокам Дьенеша, чаще всего происходит в процессе занятия, а настольные игры («Геоконт», «Сложи узор», «Квадрат Пифагора»)- в совместной деятельности.
В процессе работы я заметила что, осваивая игры, дети начинают выбирать ту или иную игру, у детей появляются предпочтения. Кто-то предпочитает игры с различным материалом: блоки Дьенеша, или палочки Кюизенера, кубики, а кто-то любит речевые игры. Я обязательно учитываю выбор своих воспитанников и подбираю развивающую игру (проблемно-игровые ситуации) с учётом поставленных задач.
Игры я подбираю, исходя из основной темы недели.
Последнее время нас c детьми заинтересовала головоломка «Танграм».
Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных
предметных силуэтов, напоминающих животных, людей, предметы быта,
транспорт, буквы, цифры, цветы и т. д. Всего насчитывают более 7 000
различных комбинаций. Самые распространенные из них - фигуры животных,
птиц и человека.
В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета.
Типы задач, решаемых танграмом:
1. Нужно сложить фигуру по контурному рисунку.
2. Нужно сложить фигуру по рисунку со сплошной заливкой, при котором не видно границ элементов.
Затем можно попрактиковаться самостоятельно, создавая свои - простейшие изображения. Тем самым развивается собственная фантазия.
Можно не останавливаться лишь на конструктивной части игры. Увлекает перенесение получившихся силуэтов на бумагу. Можно сделать подрисовку, создать и проработать фон, придумать сюжет. А удачные композиции вполне можно использовать для украшения интерьера комнаты или игрового уголка.
Это очень увлекательный для детей игровой материал, стимулирующий мыслительную деятельность, творческую активность, самостоятельность и другие интеллектуальные способности.
В основу логических игр и упражнений, которые я использую, положены два принципа: «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Этот союз позволяет мне решать сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей. Во-первых, логические игры дают пищу для ума с раннего возраста. Во-вторых, задания всегда создают условия для опережения развития способностей. В-третьих, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно. В-четвертых, логические игры очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. В-пятых, играя, нужно сдерживаться, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
Всю работу я провожу в тесном контакте с родителями. На одном из собраний познакомила их с объё мом работы по теме: «Использование игровых проблемно- практических ситуаций в развитии математических способностей детей». Проводила консультации, где рассказывала, как заинтересовать детей такими играми, познакомила родителей с подборкой литературы с занимательными задачами, с новинками игр математического характера и объяснила как важно дома тоже создать обогащенную развивающую среду и я буду рада, если дома, играя, родители не только думали о пользе обучения, но и сами с азартом играли.