Алёна Божа
Инновационная деятельность в современной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Глaвнoй целью Федеральнoгo гoсудaрственнoгo oбрaзoвaтельнoгo стaндaртa дoшкoльнoгo oбрaзoвaния (Прикaз Минoбрнaуки Рoссии oт 17.10.2013 № 1155) является обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, из-за чего возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нoвoгo пoколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей.
Публикация «Инновационная деятельность в современной образовательной организации» размещена в разделах
В данном случае, руководители образовательных организаций, а также их подчинённые, должны создать все условия для благоприятного развития детей в их детском саде.
Инновационная деятельность меняет традиционную управленческую систему и во главу угла ставит педагога и воспитанников, руководителей образовательных организаций, их профессиональные запросы и потребности. Движущей силой развития дошкольной образовательной организации становится творческий потенциал педагогов: профессиональный рост, их отношение к работе, наличие способности выявить потенциальные возможности воспитанников детского сада [5].
Понятие «инновация» имеет междисциплинарный характер и является одним из самых популярных в современных социальных исследованиях. В переводе с латинского языка оно означает «обновление, новшество или изменение». В контексте системного подхода «инновация» определяется как целенаправленное изменение в функционировании системы, причем в широком смысле это могут быть качественные и (или) количественные изменения в различных сферах и элементах системы. Понятие «инновация» впервые было использовано в исследованиях культурологов в XIX в. и означало введение элементов одной культуры в другую.
Таким образом, инновационная деятельность – заключается в формировании, а также в развитии содержания и организации чего-то нового. Она представляет собой совокупность форм и средств, с помощью которых научное открытие или идея превращаются в социальное, в том числе, образовательное новшество. Новшество при таком раскладе понимается как результат инновации, а инновационный процесс, рассматривается как развитие основных этапов: поиске идеи, её разработка и реализация нововведения в практике. В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии использования её на практике и реализации связанных с этим изменений в социально - педагогической среде. Деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью [3].
Интересную типологию инноваций предлагает В. М. Лизинский. Он считает, что инновационная деятельность есть долгое «отмеривание» и серьезное осмысление перед внедрением любых инноваций в устоявшийся традиционный педагогический процесс. Он выделяет три типа инноваций : случайные, полезные и системные. Случайные - это инновации надуманные и привнесенные извне, не вытекающие из логики развития образовательной системы. Чаще всего они используются по приказу руководства и обречены на поражение. Полезные – инновации, соответствующие миссии образовательной организации, но неподготовленные, с неопределенными целями и критериями. Системные инновации – это инновации, с четко обозначенными целями и задачами. Они строятся на основе учета интересов учащихся и педагогов и носят характер преемственности с традициями. Данный тип инноваций тщательно готовится, проходят экспертизу и обеспечиваются необходимыми средствами (кадровыми, материальными, научно-методическими).
Этот тип инноваций более популярен на практике образовательных организаций, так как все члены коллектива могут высказать своё мнение и что-то предложить, на основе чего, в дальнейшем пройдя экспертизу и обобщению со стороны руководства организации, могут быть приняты для дальнейшей разработки и апробации [5].
Инновационная деятельность в последнее время является в образовательной практике одним из самых известных направлений. В связи с этим, особую значимость приобретает проблема определения критериев, позволяющих судить о действительной инновационности и эффективности предлагаемых нововведений. В. А. Сластенин предлагает использовать следующую совокупность критериев педагогических инноваций : новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте. Рассмотрим критерии более подробно.
Оптимальность oзнaчaет зaтрaту сил и средств педaгoгoв и учaщихся для дoстижения ожидаемого результaтa. Рaзличные педaгоги могут добиваться одинаково высоких результатов при разной интенсивности собственного труда и труда учащихся. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствует о ее оптимальности.
Результативность как критерий инновации означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности педагогов. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания.
Возможность творческого применения инновации в массовом опыте также является критерием оценки педагогических инноваций. Если интересная педагогическая идея или технология остается в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особенностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятельности педагога, то в данном случае трудно говорить о педагогическом новшестве. Возможность творческого применения инновации в массовом педагогическом опыте на начальном этапе подтверждается в деятельности отдельных педагогов, но после их апробации и объективной оценки они могут быть рекомендованы к массовому использованию [5].
Новизна – является основным критерием инновации, которая имеет равное отношение и к оценке научных педагогических исследований, и передового педагогического опыта. В связи с этим руководителю образовательной организации или педагогу – новатору очень важно определить, в чем состоит сущность предлагаемого новшества, каков уровень новизны. Возможно, для кого-то это действительно будет новым, а для кого-то это уже пройденный этап [1].
Инновационные нововведения в современной образовательной ситуации приобретают системный характер. К такому мнению приходит ряд исследователей, в числе которых Н. В. Горбунова, М. М. Поташник и др. Причинами столь массового явления, как инновация, по мнению М. М. Поташника, В. А. Сластенина, Т. И. Шамовой, являются:
- необходимость ведения активного поиска путей решения существующих в дошкольном образовании актуальных проблем;
- стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению образовательных услуг, сделать их наиболее разнообразными и, тем самым, сохранить конкурентоспособность каждой организации;
- подражание другим организациям, интуитивное представление педагогов о том, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива;
- постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, намерение их улучшить, потребность в причастности к большому, значимому для всех делу;
- стремление недавних выпускников педагогических вузов, слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные знания;
- возрастные запросы отдельных групп родителей к уровню образованности своих детей;
- конкуренция между организациями [3].
Анализ современных исследований (М. М. Поташник, В. А. Сластенин, Н. Р. Юсуфбекова) позволил выделить такие показатели организации, характеризующие её как инновационное :
1. Удовлетворение изменяющихся образовательных потребностей населения: превышение государственных стандартов образования (чаще всего это превышение осуществляется по инновационным направлениям); обеспечение развития ребенка за счет базового компонента и дополнительных образовательных услуг.
2. Непрерывность инновационной деятельности и поисковый характер деятельности педагогов.
3. Периодическое внесение изменений в цели образовательной организации в соответствии с изменяющимися условиями экономической и культурной жизни региона. Особенно актуализирована сегодня проблема разработки, апробации и внедрения регионального компонента в образовании.
4. Высокий уровень развития образовательной организации как системы, в которой имеется коллектив с высокой ответственностью, профессиональной подготовленностью, которому присуще тесное сотрудничество и высокая эффективность труда[6].
Инновационные организации по определению являются лидерами в развитии, и реализации нововведений в образовательном процессе. В связи с этим, от руководства организации требуется знание и понимание общих тенденций развития образования, ориентация в новых течениях педагогической науки и новых педагогических технологиях. Компетентность и профессионализм руководителя позволяют ему сделать обоснованный выбор стратегии инновационного поведения организации [5].
Подводя итог, можно заметить, что при введении ФГОС, главной целью которого является обеспечение государством, равной возможности для каждого ребёнка, в получении качественного дошкольного образования, возникла потребность в необходимости введения инноваций и повышения качества образования. Именно инновационная деятельность изменила привычную всем традиционную систему управления и в центр всего поставила педагога и воспитанников, руководителей образовательной организацией, их профессиональные навыки и потребности. Движущей силой развития дошкольной образовательной организации становится творческий потенциал педагогов: профессиональный рост, их отношение к работе, наличие способности выявить потенциальные возможности воспитанников детского сада.
Литература:
1. Конаржевский Ю. А. Внутришкольный менеджмент. М. : Новая школа, 1992. 139 с.
2. Лазарев В. С. Системное развитие школы. – М. : Педагогическое общество России, 2002.
3. Поташник М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. - М. : Центр педагогического образования, 2009. - 448 с.
4. Третьяков П. И. «Управление школой по результатам», М., 1997.
5. Сластёнин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. – М. : Издательство «Магистр», 1997. 33. Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. – М. : Школа-Пресс, 2000, с. 498.
6. Юсуфбекова Н. Р. Тенденции и законы инновационных процессов в образовании // Новые исследования в пед-х науках. М. 1991 .№ 1- С. 3-7.