Рита Владимировна Слободчикова
Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы»
(Слайд 1).
Актуальность темы «Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы» обусловлена тем, что в жизни каждого человека крайне важно умение красиво говорить, важно это и для ребенка в процессе его развития и обучения. Также актуальность темы подтверждена действующим в нашей стране Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, который поднимает вопросы всестороннего развития ребенка соответственно его возрастным возможностям и потребностям. Следовательно, развитие образной речи является одной из задач обучения и воспитания ребенка, что и планировалось рассмотреть в данной работе (Представлено на слайде 2).
Публикация «Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Вопросам развития образной речи дошкольников посвящено множество научных трудов и исследований.
На необходимость приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали такие ученые, как К. Д. Ушинский,
Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, А. П. Усова, Н. В. Гавриш и др.
Проблема развития образной речи нашла отражение в трудах известных советских психологов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна,
А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца.
Исследования Н. В. Гавриш, А. А. Леонтьева, Е. В. Савушкиной,
Ф. А. Сохиной, Е. М. Струниной, О. С. Ушаковой показали, что дети старшего дошкольного возраста в результате целенаправленного педагогического воздействия могут не только понимать, но и использовать в собственном высказывании такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы.
Педагогическая идея проекта заключается в создании методической разработки по развитию образной речи старших дошкольников посредством использования художественной литературы (Слайд 3).
Цель проекта: теоретически изучить и практически обосновать подходы к развитию образной речи детей старшего дошкольного возраста, создать методическую разработку для воспитателя по развитию образной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования художественной литературы, частично апробировать ее материалы в дошкольной образовательной организации и описать полученные результаты (Слайд 4).
Объект проектирования: особенности развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет проектирования: структура и содержание методической разработки для воспитателя по развитию образной речи старших дошкольников посредством использования художественной литературы.
Задачи проектной деятельности:
1. Рассмотреть в психолого-педагогической литературе проблему развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования художественной литературы.
2. Создать методическую разработку для воспитателя в развитии образной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием художественной литературы.
3. Частично апробировать материалы методической разработки в дошкольной образовательной организации и описать результаты использования художественной литературы в развитии образной речи старших дошкольников.
Тип проекта (Представлено на слайде 5) : методический.
Характер проекта: междисциплинарный: психология, педагогика.
Методы проектирования:
изучение литературы, анализ, систематизирование, обобщение.
– разработка практической части дипломного проекта.
Практическая значимость: Практическая значимость: возможность применения на практике в дошкольных образовательных организациях методической разработки по развитию образной речи посредством художественной литературы.
Согласно O.C. Ушаковой под образностью речи следует понимать умение ребенка правильно использовать такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства (Определение основного понятия работы представлено на слайде 6).
В структуру предложенной методической разработки с использованием художественной литературы в развитии образной речи старших дошкольников вошли следующие материалы:
методические аспекты организации деятельности воспитателя в развитии образной речи старших дошкольников с использованием художественной литературы;
перспективное планирование деятельности воспитателя по развитию образной речи у детей старшего дошкольного возраста с посредством использования художественной литературы;
материалы перспективного планирования деятельности воспитателя по развитию образной речи у детей старшего дошкольного возраста с посредством использования художественной литературы;
перспективное планирование деятельности воспитателя по взаимодействию с родителями в развитии образной речи старших дошкольников посредством использования художественной литературы;
материалы перспективного планирования деятельности воспитателя по взаимодействию с родителями в развитии образной речи старших дошкольников посредством использования художественной литературы;
конспекты образовательной деятельности;
подборка мнемотаблиц для заучивания стихов, пересказа сказок, составления рассказов;
технологические карты игр по развитию образной речи (Слайды 7-8).
Фрагмент перспективного планирования перспективного планирования деятельности воспитателя по развитию образной речи у детей старшего дошкольного возраста с посредством использования художественной литературы представлен на слайде 9.
Организация работы с родителями является важной составляющей работы воспитателя. От взаимодействия воспитателя с родителями в развитии образной речи старших дошкольников посредством использования художественной литературы зависит, будет ли ребенок развивать и тренировать навыки красивой и яркой речи не только в детском саду, но и дома.
Перспективный план взаимодействия с родителями в развитии образной речи старших дошкольников посредством использования художественной литературы представлен на слайде 10.
При апробации материалов методической разработки нами были поставлены следующие задачи:
1. Обучение замечать выразительные средства языка в художественных произведениях.
2. Развитие умений различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра (пословицы, поговорки, прибаутки, считалки, заклички, фразеологизмы, загадки).
3. Формирование навыка сочинения стихов с использованием знаковой символики (мнемотаблицы).
4. Развитие у детей способности к сочинению сказок, рассказов.
5. Совершенствование художественно-речевых исполнительских навыков детей при чтении стихотворений, в играх-драматизациях.
Стоит отметить, что важным условием развития образной речи мы считаем предоставление ребенку возможности проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды. Ему важно победить стеснение и учиться говорить на публику, не теряться в присутствии посторонних.
Прежде всего, в ходе практической работы, обращалось внимание на обогащение жизненных впечатлений детей, а для этого проводилось целенаправленное наблюдение. После чтения сказок, отвечая на вопросы, отмечали необычные выражения и слова, различные по смысловым оттенкам.
Благодарю за внимание!