Марина Петрова
Развитие наблюдательности у детей в процессе экологического воспитания посредством опытно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема опыта моей работы : "Развитие познавательного интереса и наблюдательности у детей в процессе экологического воспитания через опытно - исследовательскую деятельность".
Цель моей работы - это становление у детей научно - познавательного, эмоционально - нравственного, практически - деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Педагогическими задачами являются:
Публикация «Развитие наблюдательности у детей в процессе экологического воспитания посредством опытно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Формирование основ экологического сознания у детей дошкольного возраста;
- понимание общих законов развития окружающего мира;
- воспитание экологической культуры во время общения с миром природы.
В процессе формирования экологического сознания детей использую программу Н. А. Рыжовой "Наш дом - природа", учитываю рекомендации, применяю различные методические средства.
Важным моментом в моей работе является выбор объекта. Это может быть, например, дерево на игровом участке. Здесь можно не только рассмотреть и рассказать об этом дереве, но и придумать ему имя, учитывая внешний облик. При обсуждении выяснить, что любит дерево. Подготовить альбом для записи результатов исследования, где будет размещен детский рисунок, схематично изображены все необходимые компоненты для жизни и роста растения (солнце, капелька воды, комочек земли, ветер, воздух).
Свою работу провожу по трем направлениям:
- ознакомление детей опытно - исследовательским путем со свойствами природных компонентов (например, с помощью солнцезащитных очков рассмотреть, как облако закрывает солнце, или определить силу и направление ветра - для этого понадобится флюгер.) Или же, установить количество осадков, используя дождемер.
- Следующее направление моей работы - это выявление существующей взаимосвязи воды, воздуха, света, тепла, почвы и их влияние на все живое. (Здесь можно говорить о выращивании овощей и злаковых культур). Так во всех возрастных группах в весенний период мы с детьми выращивали "огород на окне". А недавно дети приносили природный материал для ручного труда и мы обнаружили среди них пророщенные желуди и решили их посадить и наблюдать за их ростом. Завели дневник для фиксирования результатов исследования.
И третье направление - это подведение детей к пониманию влияния окружающей среды на здоровье человека (здесь мы с детьми проводили зимой опыт "Чистый ли воздух".) Мы взяли две чистые пустые прозрачные емкости, набрали снег рядом с проезжей частью и в саду на экологической тропе. Принесли все в группу. После того, как снег растаял, мы заметили на дне емкости, в которую собирали снег у дороги, осадок. Это говорит о том, что транспорт очень сильно загрязняет воздух.
Во время экскурсий по экологической тропе детского сада, наблюдая за растительным и животным миром, дети делают выводы, что не только ветер, но и птицы переносят пыльцу и семена с растений, как птицы поедают плоды и насекомых, наблюдали, как пчелы, шмели, бабочки пьют сок-нектар из цветков и опыляют их. Дождевые черви участвуют в образовании почвы, пропуская через себя комочки земли и сухие листья.
Также, исследовательским методом выяснили, что одним растениям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды. Обращаю внимание детей на то, что ошибочно считать, что чем больше поливать растение, тем лучше.
В мини-лаборатории через электронный микроскоп рассматривали, как дышат растения. Выяснили, что этому служат маленькие отверстия на листьях, которые невозможно заметить невооруженным глазом.
При проведении опытно – исследовательской деятельности дети учатся :
- наблюдать;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- проводить эксперименты;
Делать выводы и умозаключения.
Свои знания дети закрепляют в игре, при использовании дидактических пособий,
и во время свободной опытно – исследовательской деятельности.
В ходе общения установился тесный контакт с детьми и родителями. Для ознакомления родителей с процессом экологического образования в нашей группе проводятся консультации, беседы, викторины, а также оформлен стенд в приемной комнате «Экологический букварь».
Решая важные проблемные задачи, дети становятся самостоятельными, целеустремленными, способными к прогнозированию, планированию своей деятельности.
С помощью знаний, полученных на занятиях, дети проводят собственные исследования, обобщают материал, учатся экологически грамотному, безопасному для природы и здоровья человека поведению.
Эти знания помогут ребятам устанавливать причинно – следственные связи в природе, а значит делать выводы, раскрыть все секреты и загадки окружающего мира.