Светлана Бартковская
Развитие музыкально-сценической деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья
Статья «Развитие музыкально-сценической деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья».
В статье рассматривается проблема обучения дошкольников с ОВЗ музыкально-сценическому мастерству в условиях ДОУ. Внимание уделяется интегративному подходу в воспитании дошкольников с ОВЗ, который анализируется через соединение различных образовательных областей. В статье описан практический опыт подготовки музыкальных спектаклей с дошкольниками с ОВЗ.
Публикация «Развитие музыкально-сценической деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Cценарии развлечений, праздники
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, ФГОС, образовательные области, музыкально-сценическая деятельность, творческие способности, интегративный подход, взаимодействие с родителями.
На сегодняшний день медики констатируют ухудшающее здоровье детей. По данным здравоохранения РФ, на 2013 г. зарегистрировано 7 % детей детским церебральным параличом, 13,8 % - с нарушениями зрения; 12% - с нарушениями слуха, 10,2 % - с разной степенью умственной отсталости. При этом указанная статистика имеет тенденцию к увеличению, что говорит о поступлении большего количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в детские сады.
По определению, данному в программе «От рождения до школы» : «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без
создания специальных условий». К группе лиц с ОВЗ относятся: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра (РАС, со сложными дефектами и др.
Современная коррекционная педагогика считает, что арттерапевтическое направление в коррекции является одним из самых эффективных и благотворно влияющих на развитие ребенка с ОВЗ. В то же время новые федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования подразумевают, что обучение дошкольников с ОВЗ должно осуществляться в тех же образовательных областях, что и детей с нормой развития, но при учете их специфических потребностей.
Другой стороной образовательного процесса является его интегративность, предполагающая в том числе, что в обучении детей предпочтение будет отдаваться методам, соединяющим в себе разные виды деятельности и, соответственно, решающим больший спектр педагогических задач. Это особенно актуально для воспитания дошкольников с ОВЗ, поскольку обучение таких детей должно быть направлено, прежде всего, на преодоление недостатков их развития.
В данной статье будет затронута проблема интегративного решения задач музыкального воспитания детей с ОВЗ через развитие музыкально-сценического движения. Почему именно музыкально-сценическое движение? Потому что музыкально-сценическая деятельность представляет собой органический синтез музыки, танца, актерского мастерства, сосредоточивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, чем способствует осуществлению цели современного образования детей с ОВЗ.
Соединение музыки, пластики и актерского мастерства позволит реализовать следующие задачи обучения детей с ОВЗ :
- развитие музыкальных способностей, умений и навыков, расширение кругозора через знакомство с миром музыкально и сценического искусства, развитие пластики тела;
- коррекция имеющихся у детей с ОВЗ недостатков моторной сферы, речи, координации, слуха, внимания, памяти, восприятия и мышления;
- раскрытие и активизация творческих способностей детей с ОВЗ, расширение мира эмоций, обогащение их духовно-нравственного опыта, развитие коммуникативных способностей.
Рассмотрим, каким образом развитие музыкально-сценического движения может соприкасаться с другими образовательными областями, предусмотренными во новых ФГОСах, тем самым обеспечивая интегральный подход к решению образовательных задач [6].
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Основная цель — овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь.
Участие детей с ОВЗ в мюзиклах, их активная работа в подготовке к мюзиклам предполагает их взаимодействие друг с другом, со взрослыми и, что не маловажно, - со сверстниками с нормой развития. Объединенные общей целью, дети находят больше поводов для общения, учатся действовать в коллективе, в интересной для них деятельности они приобретают коммуникативные навыки, которые затем будут использовать в дальнейшей жизни. Каждый из них вносит свой вклад в общее дело, что заставляет их почувствовать себя частью целого. Это очень важно для эмоционального и личностного развития ребенка с ОВЗ. Кроме того, музыкально-сценическая деятельность способствует преодолению речевых недостатков, присущих многим детям с ОВЗ.
Через разучивание народных и военных песен, стихотворений, русских народных танцев реализуются идеи патриотического воспитания, целью которого является формирование личности, осознающей свою идентичность с Родиной и родным краем, чувствующим гордость за свою страну.
Образовательная область «Познавательное развитие».
Основная цель — формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов.
В ходе работы над музыкально-сценическим движением дети с ОВЗ знакомятся с произведениями музыкального, хореографического, сценического искусства, узнают названия музыкальных жанров, инструментов, имена известных деятелей. Дети изучают содержание различных профессий, связанных с миром искусства: музыкант, дирижёр, хореограф, балетмейстер, артист, танцовщик, певец и т. д., учатся понимать различия между композиторской и исполнительской деятельностью и видеть их во взаимосвязи. Эти представления осваиваются ими на пока еще элементарном уровне и в ходе практической деятельности под руководством музыкального руководителя. Внимание уделяется и знакомству детей с музыкой, песнями и танцами разных народов мира. Через особенности музыки, танцевальных движений, костюмов педагог показывает детям с ОВЗ социокультурные различия в музыкально-сценическом искусстве разных народов. Таким образом, происходит развитие эрудиции и расширение кругозора дошкольников с ОВЗ.
С другой стороны, посредством музыкально-ритмических упражнений, пластических этюдов, импровизаций развивается пространственное и наглядно-образное мышление, воображение, совершенствуется музыкальный и вербальный слух, чувство ритма, слуховая и двигательная память. Дошкольники с ОВЗ совершенствуют навыки ориентировки в пространстве, относительно своего тела, относительно другого человека (партнера по танцу, сценке, различают понятия верх-низ, вперед-назад, право-влево (понятия, усвоение которых, как правило, у детей с ОВЗ очень страдает).
Дети осваивают музыкальный счет 2/4, 4/4, 3/4 (просчитывают музыку) и учатся укладывать движения в нужный ритм и темп. Так они учатся не просто слушать музыку, но и анализировать её в меру своих способностей.
При подготовке к мюзиклам они под руководством педагога работают над образом и характером своего персонажа, что также предполагает аналитическую деятельность (сравнение с другими героями, выделение основных черт, поиск оптимальных путей для их выражения посредством музыкально-сценического движения).
Образовательная область «Речевое развитие».
Основная цель — обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности.
Музыкально-сценическая деятельность является мощным средством коррекции и развития речевой деятельности детей с ОВЗ. Это особенно ярко проявляется в ходе интегративных музыкально-ритмических занятий с элементами логоритмики. При помощи речевых игр, фонопедических упражнений, самомассажа дети с ОВЗ учатся выражать голосом и мимикой свои эмоции, к которым постепенно добавляется имитационно-двигательная активность. Перед распевкой или пением песен естественно включение чистоговорок, логопедических распевок, народных закличек на основе ритмичного исполнения упражнения под музыку. Материал чистоговорок и другого речевого материала составляется с учетом речевого онтогенеза детей и под контролем логопеда. Эффективны в работе над музыкально-сценическим движением у дошкольников с ОВЗ упражнения на координацию речи и движений. Ритмитизированная форма речи привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, настраивает детей на игру. Именно способность захватывать своим ритмическим строем, активно стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает их незаменимым компонентом занятий.
Еще одним видом деятельности, которые дети с ОВЗ осваивают в рамках данной образовательной области, является чтение художественной литературы. Как правило, музыкальные спектакли основываются на каких-то литературных произведениях для детей («Муха-Цокотуха» К. И. Чуковского, «Снежная королева» Г. Х. Андерсена и др.). Поэтому при подготовке к музыкальным спектаклям дети обязательно должны ознакомиться с «базовым» художественным произведением, погрузиться в мир сказки. работа с художественным текстом включает в себя слушание сказок, частичный пересказ, изучение новой лексики.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Основная задача — формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности.
Неоценимая роль музыкально-сценической деятельности заключается в художественно-эстетическом развитии детей с ОВЗ. В процессе восприятия музыкального произведения у детей формируется особый вид познания в форме эмоциональных образов. В них, с одной стороны, отражается внешняя реальность, с другой стороны, компонент в виде ощущений и представлений придает эмоциональному образу побудительный, действенный характер отражения окружающей действительности. Музыкально–сценическая деятельность привлекает дошкольников к разным видам искусства: музыкальному, хореографическому, литературному, драматическому, театральному. Этот синтез позволяет наиболее полно раскрыть творческий потенциал детей. В условиях интересной, увлекательной деятельности совершается музыкально-эстетическое развитие ребенка. Дети постигают красоту человеческого тела и красоту движения. Музыкально-сценическое движение может передавать любую эмоцию от любви до ненависти, музыкально-пластический образ способен выразить любую черту характера, даже самую отвратительную, но при этом движение всегда остается красивым, а образ цельным и эстетически привлекательным. Занятия музыкально-сценическим движением помогают дошкольникам с ОВЗ почувствовать красоту окружающего мира и передать ее в движении.
Подготовка к мюзиклам, спектаклям, праздникам предполагает и подготовку костюмов, декораций, различных атрибутов. Дети с ОВЗ принимают посильное участие в этом процессе, под руководством педагогов, раскрашивая маски и предметы декорации, украшая костюмы. Таким образом, происходит приобщение к конструктивно-модельной и изобразительной деятельности.
Образовательная область «Физическое развитие».
Основная цель — совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации.
Музыкально-сценическое движение – это, прежде всего, выразительное движение. Выразительные движения включают в себя движения из физических упражнений, сюжетной драматизации, танца. Из физкультуры выбираются основные движения: ходьба, бег, прыжки, которые преобладают в играх, хороводах, плясках. Используются также гимнастические упражнения верхнего плечевого пояса, ног, корпуса. Эти движения могут быть с включением различных предметов (мячи, обручи, флажки, ленты и т. д.). В ходе упражнений совершенствуется пространственная ориентировка, координации движений. У всех детей укрепляется костно-мышечный аппарат, улучшаются моторные функции, что способствует сохранению и укреплению здоровья детей с ОВЗ. Учитывая ограниченные возможности таких детей, мы даём им посильную физическую нагрузку, которая поможет детям преодолеть некоторые несовершенства моторной сферы и не нанесет еще больший урон здоровью, используем на занятиях разные виды деятельности, сменяющие друг друга, чтобы предотвратить утомляемость детей.
Музыкальные спектакли на соответствующую тематику, заучивание тематических стихотворений (например, «Мойдодыр») также в непринужденной форме позволят сформировать у детей представления о здоровом образе жизни, что также является частью физического развития в ДОУ.
В работе с детьми с ОВЗ особенно важно использование комплексного подхода. Сотрудничество всех педагогов в данном вопросе необходимо. В коррекционных группах мы проводим интегрированные занятия в сотрудничестве с другими педагогами, и, в особенности, с логопедом. Помимо совместного проведения интегрированных занятий, логопед и я как музыкальный руководитель параллельно решаем ряд педагогических задач, но каждый в своем ключе. Кроме того, логопед дает необходимые консультации, касающиеся речевого и психического развития воспитанников с ОВЗ, что необходимо для грамотной организации работы над музыкально-сценическим движением с такими детьми.
Важным с точки зрения обеспечения интегративности образовательного процесса является взаимодействие с семьёй ребенка с ОВЗ. Это взаимодействие выстраивается по следующим направлениям:
1) информационно-аналитическое направление, которое реализуется через беседы с родителями, выявляющие уровень их осведомлённости в опросах музыкального воспитания детей с ОВЗ;
2) познавательное направление предполагает повышение компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания ребенка и развития у него музыкально-сценического движения. Реализуется через консультации, беседы, тематические сообщения на родительском собрании;
3) создание предметно-развивающей среды. Работа в этом направлении предполагает сотрудничество с родителями, их помощь и участие в оформлении музыкального зала к праздникам, подготовке костюмов и декораций.
Несколько слов хотелось бы сказать о моем опыте постановки мюзиклов в коррекционных группах. Вместе с ребятами – воспитанниками этих групп – мы поставили и продемонстрировали два мюзикла «Волк и семеро козлят» и «Стрекоза Глаша». Этот мюзиклы основаны на детских сказках, в которых действуют знакомые детям и любимые ими сказочные герои. Вместе с тем песни, исполняемые детьми, адаптированы под современные реалии, также понятные и знакомые любому ребенку. Это сочетание – действительности и сказочного пространства – позволяет активизировать интерес детей с ОВЗ, их желание участвовать в постановке, терпение во время подготовке и репетиций.
Оба мюзикла были представлены перед родителями, специалистами и другими детьми ДОУ и имели большой успех. Детям с ОВЗ очень нравится принимать участие в спектаклях, входить в образы сказочных героев, исполнять песни и танцевальные композиции. Поскольку в мюзикле участвовала вся группа, это рождало у детей чувство общности, помогало преодолеть волнение и страх перед выступлением. Мюзиклы и репетиции к ним приходили в очень теплой, эмоциональной атмосфере. Большую помощь оказали родители, участвуя в создании костюмов. Многие дома учили вместе с детьми слова к песням.
Важно отметить, что участие в мюзиклах для любого ребенка, а особенно для ребенка с ОВЗ – это своего рода праздник, яркие положительные впечатления на всю жизнь. Сцена дарит маленькому артисту эмоции, которые он не сможет получить ни в какой другой сфере – это возможность выразить себя через музыкально-пластический образ и одобрения и признания через свои эмоции (от хорошо сыгранной роли, танца или песни) и ответные эмоции зрителей. Участие в мюзиклах дает ребенку ни с чем не сравнимый энергетический подъем и заряд хорошего настроения, который побуждает детей более активно заниматься, более свободно выражаться свои творческие способности и таланты, совершенствовать умения и навыки в работе над музыкально-сценическим движением.
Таким образом, приобщение к музыкально-сценической деятельности воспитанников коррекционных групп решает многие задачи их развития и воспитания, начиная от физического развития и заканчивая активизацией познавательных и творческих способностей. Это позволит дошкольникам с ОВЗ, несмотря на некоторые ограничения по здоровью, стать полноценными, счастливыми людьми, с богатым внутренним миром, развитыми эмоциями и чувствами, владеющими различными знаниями, умениями и навыками, которые помогут им успешно войти в социум.
Список используемой литературы.
1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — СПб. : ЛОИРО, 2000.
2. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду : Учеб. -метод. пособие. – Великий Новгород, 2006. – 124 с.
3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
4. Раздобарина Л. А. Творческое развитие дошкольников и младших школьников в процессе освоения музыкально-сценических произведений для детей : дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 – М. 2006.
5. Руднева С., Фиш Э. Музыкальное движение. – СПб: Музыкальная академия, 2000.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма МИнобрнауки РФ. – М. : ТЦ Сфера, 2016.