Юлия Гречишникова
Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх и упражнениях
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 305 Тракторозаводского района Волгограда»
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРАХ И УПРАЖНЕНИЯХ
Выполнил: воспитатель
1 квалификационной категории
Гречишникова Юлия Анатольевна
Волгоград 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх и упражнениях» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Основная часть 5 1. Развития мелкой моторики. 5
2. Значение игр на развитие мелкой моторики. 5
3. Дидактические игры. Их значение и применение в педагогическом процессе. 8
4. Система работы по развитию мелкой моторики. 9
5. Заключение. 14
6. Список литературы. 16
Введение
По мнению В. А. Сухомлинского: «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Одним из главных средств развития моторики рук служат игры с предметами.
Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, воспитатель имеет возможность направлять внимание детей нате явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей развивать любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление детей что-то узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность детей в игре, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре.
Согласно данным психологов и физиолог у детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенно координация движений не законченно окостенение запястий и фаланг пальцев. У большинства детей пальцы мало подвижны, движение их отличаются неточностью или согласованностью. Многие малыши держат ложку в кулаке, с трудом правильному берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Вот почему в последнее время развитию мелкой (тонкой) моторике педагоги и психологи все больше уделают внимание, решая сразу 2 задачи:
1. Косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка
2. Готовят к владению навыку письма изначально, что в будущем поможет избежать многих проблем.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.
Цель работы:
Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений с пуговицами.
Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
1. Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития
мелкой моторики.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством дидактических игр и упражнений с пуговицами.
3. Развивать тактильную чувствительность рук детей.
Основная часть
1. Развития мелкой моторики.
По наблюдениям зарубежных и советских исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка.
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
2. Значение игр на развитие мелкой моторики.
Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.
Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.
Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.
Полноценная речь является непременным условием успешного обучения ребенка в школе. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования полноценной речи. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи, координации, а также причинно-следственным связям. В процессе тренировки отдельных компонентов ручной моторики (тонус, сила, точность движений) у детей совершенствуются навыки контроля и планирования целостного действия.
Речь совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. Во время упражнений нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.
Поэтому в детском саду развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание. Обычно острую необходимость в этом испытывают дети подготовительной к школе группы, готовящиеся к освоению сложнейшего навыка – навыка письма.
Все игры на развитие мелкой моторики представляют собой комплекс упражнений, в который входят: самомассаж кисти и пальцев рук, упражнения на расслабление кисти и пальцев рук, задания на удержание позы кисти рук.
Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребенка. Необходимо и полезно использовать игры и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей.
Главное, чтобы эти занятия приносили детям только положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, – это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное, помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.
Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:
- в связи с развитием познавательных способностей;
- в связи с развитием речи;
- развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.
3. Дидактические игры. Их значение и применение в педагогическом процессе.
Игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы: внимание, память, наблюдательность, мышление и вызывает у обучающихся живой интерес к процессу познания. В игре закладываются основы творчества. Она способствует обогащению чувственного опыта ребенка, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В то же время это легкая и радостная для детей деятельность, доставляет им удовольствие и поддерживает хорошее настроение. Игры, направленные на развитие осязания и мелкой моторики, способствуют развитию у дошкольников мелкой мускулатуры пальцев, развивают координацию движений пальцев, улучшают зрение, нормализуют подвижность глаз.
Общепризнанно, что дидактическая игра, во-первых, имеет дидактическую цель, которая включается в игровую деятельность и сочетается с игровой задачей. Во-вторых, предполагает использование дидактического материала. Необходимо подчеркнуть, что такая игра создается взрослым. Ребенок получает ее в готовом виде.
Исходя из вышесказанного, можно предложить следующее определение дидактической игры : это игра, создаваемая взрослым в дидактических целях, которые решаются на основе взаимодействия игровой и дидактической задач.
Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические игры – это игры, предназначенные для обучения. Дидактические игры в педагогическом процессе играют двоякую роль : во-первых, они являются методом обучения, во-вторых, - самостоятельной игровой деятельностью. При этом содержание игры и её правила подчинены воспитательно - образовательным задачам, выдвигаемым конкретными программными требованиями того или иного вида занятий.
4. Система работы по развитию мелкой моторики.
Учитывая то, что число детей имеющих недоразвитие речи возрастает с каждым годом, считаю данную проблему актуальной. Контингент нашей группы – это дети с ОВЗ различного уровня с нарушениями формирования компонентов речевой системы при нормальном слухе. У детей отмечено слабое развитие мелкой моторики (двигательная неловкость, недостаточный темп и переключаемость и т. п.).
Передо мной была поставлена цель - подобрать наиболее оптимальные методы развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ через использование разнообразных приемов в различных видах деятельности.
Задачи, которые решались в процессе работы:
Развивать и улучшать координацию и точность движений.
Развивать и улучшать общую двигательную активность. Содействовать нормализации речевой функции. Развивать психические процессы, а так же творческую активность. Учить правильно держать в руке карандаш, ручку, фломастер (правше/левше) и владеть ими.
Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении.
Улучшить предметно-развивающую среду группы с ОВЗ.
Это обеспечивает саморазвитие каждого ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает именно ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность ребенка.
Работая с детьми, я прилагаю все усилия, чтобы развить и укрепить руку и пальчики ребенка, сделав их послушными, подвижными и ловкими. Провожу фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия, где использую игры и упражнения для развития мелкой моторики рук. Так же использую нетрадиционные методы работы с детьми, делая творческую деятельность ребенка интереснее.
После поставленных целей и задач, выбрала формы, методы и приемы и занялась отбором материала, поиском всевозможных дидактических игр и упражнений с пуговицами, постепенно формируя и пополняя методическую картотеку для своей группы.
В своей работе стараюсь добиваться того, чтобы все упражнения ребенок делал с радостью, легко.
Основные принципы работы по развитию мелкой моторики рук у детей должны соответствовать основным педагогическим принципам и носить развивающий характер, систематичность и последовательность, наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ.
Для эффективности работы соблюдаю следующие принципы:
- принцип осознания совершаемых действий – действия сопровождаю проговариванием;
- принцип развернутости освоения навыков – механизм и темп освоения у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Поэтому при работе отрабатываю навыки освоения движений каждого ребенка в оптимальном именно для него режиме;
- принцип обратной связи – по ходу подсказываю, комментирую, помогаю ребенку, что позволяет ему в случае ошибки корректировать свои двигательные действия.
Основная задача игр состояла в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с развитием мелкой моторики рук.
На первых занятиях рекомендуется выполнять упражнения в медленном темпе. Надо следить за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. Можно помогать детям принять необходимую позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки. Важно, чтобы указания воспитателя были ясными, четкими, содержали элементы одобрения, оценки действий детей.
Постепенно задания усложняются, уже на втором месяце обучения можно приступить к работе двумя руками одновременно.
Упражнения на удержание позы могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции.
Каждая новая игра сперва разучивается одной (ведущей) рукой. После достаточного освоения переходим к обучению другой рукой, и только после того как игра освоено до автоматизма, отрабатываем игру одновременно двумя руками, постепенно убыстряя темп.
Во время игр мы учитываем индивидуальные возможности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы они приносили детям только положительные эмоции.
Определив основное направление в работе, стараюсь создать такую пространственно – предметную среду, которая стимулировала бы детей на творческую деятельность, способствовала бы развитию мелкой моторики. Для проведения этой работы в группе были созданы условия по развитию мелкой моторике. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т. е. дети подражают воспитателю. Затем степень их самостоятельности увеличивается - показ устраняется и остается только словесная инструкция.
Особую роль я отвожу нестандартным дидактическим средствам, играм с пуговицами. Считаю, что дидактические игры и упражнения с пуговицами эффективно влияют на педагогический процесс. Пуговицы просты, но при этом имеют развивающий и обучающий эффект.
Достоинствами игр являются:
1. Улучшение концентрации внимания: дети развивают и тренируют одновременную вовлеченность в несколько видов мыслительных процессов. Они постепенно учатся сосредотачиваться на конкретном задании, абстрагируясь от того, что отвлекает их внимание.
2. Высокая эффективность - при правильном применении всегда наступает вы-раженный эффект.
2. Стимулирует творческое мышление.
3. Универсальность – игры с пуговицами могут применять и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
4. Увеличение наблюдательности и слуха. С течением времени, это значительно улучшает его наблюдательность.
5. Простота применения для получения результата достаточно проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью игр с пуговицами, которые не требуют больших затрат.
6. Улучшение памяти.
7. Повышение скорости и улучшение умственной деятельности.
В программе детского сада не предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Поэтому подобные игры можно проводить в перерывах между основными занятиями, во время игр в помещении или на прогулке либо использовать в качестве разминок на занятиях.
Исходя из этого, реализовывала следующие задачи:
1. Знакомить детей с такими понятиями, как
• форма,
• цвет,
• размер.
2. Развивать :
• Сенсорномоторную координацию.
• Мелкую моторику кисти рук и пальцев.
• Точность и координацию движений рук и глаз.
• Гибкость рук.
• Ритмичность.
• Творческие способности.
• Развивать словарный запас
3. Способствовать:
• Развитию речи у детей.
4. Совершенствовать:
• Движение рук, развивая психические процессы.
• Зрительное и слуховое восприятие.
• Произвольное внимание, память.
• Умение действовать по словесным инструкциям.
• Умение самостоятельно (под контролем взрослого) продолжать выполнение поставленной задачи.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук :
Дети выполняют упражнения с использованием нетрадиционного материала с большим удовольствием, потому что занятия превращаются в занимательную игру.
Самомассаж кистей и пальцев рук (самомассаж благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывает осуществляется стимуляция активных точек пальцев и ладоней.
1. Растирание ладоней большими пуговицами на ножке.
2. Надавливать пуговичкой на болевые точки ладони, затем вращать пуговицу вправо, влево.
3. Массаж каждого пальчика начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками приговорками.
4. Массаж перчатками с нашитыми пуговицами.
5. а) катать две пуговицы между ладонями;
б) прокатывать одну пуговицу между пальцами;
в) удерживать несколько пуговиц между растопыренными пальцами руки;
г) пуговицу положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.
6. Массаж нанизанными на нитку или проволоку пуговицами. Перебирание пуговиц развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество пуговиц (в прямом и обратном порядке).
Т. о. неразрывный круг: мелкая моторика – речь — мышление.
5. Заключение.
Данная работа была посвящена практическому использованию игр с пуговицами, направленных на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении. Проведенный теоретический анализ проблем психомоторного развития показал, что психомоторное развитие - распространённый психологический, педагогический и логопедический феномен нашего времени.
Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуального развития дошкольника. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
У детей с ОВЗ наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы : нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ОВЗ создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.
Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь воспитателей, родителей, других специалистов детского сада помогает добиваться поставленной цели.
В результате коррекционно-развивающей работы, мы увидели, что постепенно расширились возможности детей замечать, интенсивно выполнять несложную однообразную работу, обобщать и осмысливать воспринятое. Они становились более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их деятельность приобретала осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.
Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей с ОВЗ способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. Данная работа способствует полноценному развитию мелкой моторики у детей, влияние которой на развитие речи неоспоримо.
6. Список литературы.
1. Бардышева Т. Ю. Разговорчивые пальчики: развитие мелкой моторики. М. : Издательский дом «Карапуз», 2001.
2. Безруких М. М. Ефимова С. П. Упражнения для занятий с детьми имеющими трудности при обучении письму. М., -1994.
3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. –М., ТЦ Сфера, 2005. –64с.
4. Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. –М., Дефектология.
5. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. — СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС».