Получи документы

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх и упражнениях

Юлия Гречишникова
Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх и упражнениях
▼ Скачать + Заказать документы

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 305 Тракторозаводского района Волгограда»

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРАХ И УПРАЖНЕНИЯХ

Выполнил: воспитатель

1 квалификационной категории

Гречишникова Юлия Анатольевна

Волгоград 2019

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх и упражнениях» размещена в разделах

Основная часть 5 1. Развития мелкой моторики. 5

2. Значение игр на развитие мелкой моторики. 5

3. Дидактические игры. Их значение и применение в педагогическом процессе. 8

4. Система работы по развитию мелкой моторики. 9

5. Заключение. 14

6. Список литературы. 16

Введение

По мнению В. А. Сухомлинского: «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Одним из главных средств развития моторики рук служат игры с предметами.

Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, воспитатель имеет возможность направлять внимание детей нате явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей развивать любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление детей что-то узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность детей в игре, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре.

Согласно данным психологов и физиолог у детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенно координация движений не законченно окостенение запястий и фаланг пальцев. У большинства детей пальцы мало подвижны, движение их отличаются неточностью или согласованностью. Многие малыши держат ложку в кулаке, с трудом правильному берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Вот почему в последнее время развитию мелкой (тонкой) моторике педагоги и психологи все больше уделают внимание, решая сразу 2 задачи:

1. Косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка

2. Готовят к владению навыку письма изначально, что в будущем поможет избежать многих проблем.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.

Цель работы:

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений с пуговицами.

Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

1. Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития

мелкой моторики.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством дидактических игр и упражнений с пуговицами.

3. Развивать тактильную чувствительность рук детей.

Основная часть

1. Развития мелкой моторики.

По наблюдениям зарубежных и советских исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка.

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

2. Значение игр на развитие мелкой моторики.

Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.

Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.

Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.

Полноценная речь является непременным условием успешного обучения ребенка в школе. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования полноценной речи. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи, координации, а также причинно-следственным связям. В процессе тренировки отдельных компонентов ручной моторики (тонус, сила, точность движений) у детей совершенствуются навыки контроля и планирования целостного действия.

Речь совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. Во время упражнений нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.

Поэтому в детском саду развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание. Обычно острую необходимость в этом испытывают дети подготовительной к школе группы, готовящиеся к освоению сложнейшего навыка – навыка письма.

Все игры на развитие мелкой моторики представляют собой комплекс упражнений, в который входят: самомассаж кисти и пальцев рук, упражнения на расслабление кисти и пальцев рук, задания на удержание позы кисти рук.

Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребенка. Необходимо и полезно использовать игры и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей.

Главное, чтобы эти занятия приносили детям только положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, – это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное, помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:

- в связи с развитием познавательных способностей;

- в связи с развитием речи;

- развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

3. Дидактические игры. Их значение и применение в педагогическом процессе.

Игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы: внимание, память, наблюдательность, мышление и вызывает у обучающихся живой интерес к процессу познания. В игре закладываются основы творчества. Она способствует обогащению чувственного опыта ребенка, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В то же время это легкая и радостная для детей деятельность, доставляет им удовольствие и поддерживает хорошее настроение. Игры, направленные на развитие осязания и мелкой моторики, способствуют развитию у дошкольников мелкой мускулатуры пальцев, развивают координацию движений пальцев, улучшают зрение, нормализуют подвижность глаз.

Общепризнанно, что дидактическая игра, во-первых, имеет дидактическую цель, которая включается в игровую деятельность и сочетается с игровой задачей. Во-вторых, предполагает использование дидактического материала. Необходимо подчеркнуть, что такая игра создается взрослым. Ребенок получает ее в готовом виде.

Исходя из вышесказанного, можно предложить следующее определение дидактической игры : это игра, создаваемая взрослым в дидактических целях, которые решаются на основе взаимодействия игровой и дидактической задач.

Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические игры – это игры, предназначенные для обучения. Дидактические игры в педагогическом процессе играют двоякую роль : во-первых, они являются методом обучения, во-вторых, - самостоятельной игровой деятельностью. При этом содержание игры и её правила подчинены воспитательно - образовательным задачам, выдвигаемым конкретными программными требованиями того или иного вида занятий.

4. Система работы по развитию мелкой моторики.

Учитывая то, что число детей имеющих недоразвитие речи возрастает с каждым годом, считаю данную проблему актуальной. Контингент нашей группы – это дети с ОВЗ различного уровня с нарушениями формирования компонентов речевой системы при нормальном слухе. У детей отмечено слабое развитие мелкой моторики (двигательная неловкость, недостаточный темп и переключаемость и т. п.).

Передо мной была поставлена цель - подобрать наиболее оптимальные методы развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ через использование разнообразных приемов в различных видах деятельности.

Задачи, которые решались в процессе работы:

Развивать и улучшать координацию и точность движений.

Развивать и улучшать общую двигательную активность. Содействовать нормализации речевой функции. Развивать психические процессы, а так же творческую активность. Учить правильно держать в руке карандаш, ручку, фломастер (правше/левше) и владеть ими.

Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении.

Улучшить предметно-развивающую среду группы с ОВЗ.

Это обеспечивает саморазвитие каждого ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает именно ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность ребенка.

Работая с детьми, я прилагаю все усилия, чтобы развить и укрепить руку и пальчики ребенка, сделав их послушными, подвижными и ловкими. Провожу фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия, где использую игры и упражнения для развития мелкой моторики рук. Так же использую нетрадиционные методы работы с детьми, делая творческую деятельность ребенка интереснее.

После поставленных целей и задач, выбрала формы, методы и приемы и занялась отбором материала, поиском всевозможных дидактических игр и упражнений с пуговицами, постепенно формируя и пополняя методическую картотеку для своей группы.

В своей работе стараюсь добиваться того, чтобы все упражнения ребенок делал с радостью, легко.

Основные принципы работы по развитию мелкой моторики рук у детей должны соответствовать основным педагогическим принципам и носить развивающий характер, систематичность и последовательность, наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ.

Для эффективности работы соблюдаю следующие принципы:

- принцип осознания совершаемых действий – действия сопровождаю проговариванием;

- принцип развернутости освоения навыков – механизм и темп освоения у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Поэтому при работе отрабатываю навыки освоения движений каждого ребенка в оптимальном именно для него режиме;

- принцип обратной связи – по ходу подсказываю, комментирую, помогаю ребенку, что позволяет ему в случае ошибки корректировать свои двигательные действия.

Основная задача игр состояла в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с развитием мелкой моторики рук.

На первых занятиях рекомендуется выполнять упражнения в медленном темпе. Надо следить за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. Можно помогать детям принять необходимую позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки. Важно, чтобы указания воспитателя были ясными, четкими, содержали элементы одобрения, оценки действий детей.

Постепенно задания усложняются, уже на втором месяце обучения можно приступить к работе двумя руками одновременно.

Упражнения на удержание позы могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции.

Каждая новая игра сперва разучивается одной (ведущей) рукой. После достаточного освоения переходим к обучению другой рукой, и только после того как игра освоено до автоматизма, отрабатываем игру одновременно двумя руками, постепенно убыстряя темп.

Во время игр мы учитываем индивидуальные возможности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы они приносили детям только положительные эмоции.

Определив основное направление в работе, стараюсь создать такую пространственно – предметную среду, которая стимулировала бы детей на творческую деятельность, способствовала бы развитию мелкой моторики. Для проведения этой работы в группе были созданы условия по развитию мелкой моторике. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т. е. дети подражают воспитателю. Затем степень их самостоятельности увеличивается - показ устраняется и остается только словесная инструкция.

Особую роль я отвожу нестандартным дидактическим средствам, играм с пуговицами. Считаю, что дидактические игры и упражнения с пуговицами эффективно влияют на педагогический процесс. Пуговицы просты, но при этом имеют развивающий и обучающий эффект.

Достоинствами игр являются:

1. Улучшение концентрации внимания: дети развивают и тренируют одновременную вовлеченность в несколько видов мыслительных процессов. Они постепенно учатся сосредотачиваться на конкретном задании, абстрагируясь от того, что отвлекает их внимание.

2. Высокая эффективность - при правильном применении всегда наступает вы-раженный эффект.

2. Стимулирует творческое мышление.

3. Универсальность – игры с пуговицами могут применять и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

4. Увеличение наблюдательности и слуха. С течением времени, это значительно улучшает его наблюдательность.

5. Простота применения для получения результата достаточно проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью игр с пуговицами, которые не требуют больших затрат.

6. Улучшение памяти.

7. Повышение скорости и улучшение умственной деятельности.

В программе детского сада не предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Поэтому подобные игры можно проводить в перерывах между основными занятиями, во время игр в помещении или на прогулке либо использовать в качестве разминок на занятиях.

Исходя из этого, реализовывала следующие задачи:

1. Знакомить детей с такими понятиями, как

• форма,

• цвет,

• размер.

2. Развивать :

Сенсорномоторную координацию.

Мелкую моторику кисти рук и пальцев.

• Точность и координацию движений рук и глаз.

• Гибкость рук.

• Ритмичность.

• Творческие способности.

Развивать словарный запас

3. Способствовать:

Развитию речи у детей.

4. Совершенствовать:

• Движение рук, развивая психические процессы.

• Зрительное и слуховое восприятие.

• Произвольное внимание, память.

• Умение действовать по словесным инструкциям.

• Умение самостоятельно (под контролем взрослого) продолжать выполнение поставленной задачи.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук :

Дети выполняют упражнения с использованием нетрадиционного материала с большим удовольствием, потому что занятия превращаются в занимательную игру.

Самомассаж кистей и пальцев рук (самомассаж благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывает осуществляется стимуляция активных точек пальцев и ладоней.

1. Растирание ладоней большими пуговицами на ножке.

2. Надавливать пуговичкой на болевые точки ладони, затем вращать пуговицу вправо, влево.

3. Массаж каждого пальчика начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками приговорками.

4. Массаж перчатками с нашитыми пуговицами.

5. а) катать две пуговицы между ладонями;

б) прокатывать одну пуговицу между пальцами;

в) удерживать несколько пуговиц между растопыренными пальцами руки;

г) пуговицу положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.

6. Массаж нанизанными на нитку или проволоку пуговицами. Перебирание пуговиц развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество пуговиц (в прямом и обратном порядке).

Т. о. неразрывный круг: мелкая моторика – речь — мышление.

5. Заключение.

Данная работа была посвящена практическому использованию игр с пуговицами, направленных на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении. Проведенный теоретический анализ проблем психомоторного развития показал, что психомоторное развитие - распространённый психологический, педагогический и логопедический феномен нашего времени.

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуального развития дошкольника. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

У детей с ОВЗ наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы : нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ОВЗ создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.

Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь воспитателей, родителей, других специалистов детского сада помогает добиваться поставленной цели.

В результате коррекционно-развивающей работы, мы увидели, что постепенно расширились возможности детей замечать, интенсивно выполнять несложную однообразную работу, обобщать и осмысливать воспринятое. Они становились более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их деятельность приобретала осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.

Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей с ОВЗ способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. Данная работа способствует полноценному развитию мелкой моторики у детей, влияние которой на развитие речи неоспоримо.

6. Список литературы.

1. Бардышева Т. Ю. Разговорчивые пальчики: развитие мелкой моторики. М. : Издательский дом «Карапуз», 2001.

2. Безруких М. М. Ефимова С. П. Упражнения для занятий с детьми имеющими трудности при обучении письму. М., -1994.

3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. –М., ТЦ Сфера, 2005. –64с.

4. Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. –М., Дефектология.

5. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. — СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС».

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средствам настольного тренажера «Винтик»Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средствам настольного тренажера «Винтик» «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средствам настольного тренажера «Винтик» Учитель-логопед О. С. Шикаленко.

Дидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаДидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Существует масса методик, которые могут помочь в развитии ребенка. Самый надежный помощник в этом деле – детская рука. Поэтому необходимо.

Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Развивать мелкую моторику руки детям нужно обязательно. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики, это подготовка к школьному.

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I.Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I. Мастер – класс для педагогов. «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Часть I. Подготовила: Барсукова. С. Н. Цель:.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами» Мастер - класс с педагогами на тему "Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами".

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игрыРазвитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры На протяжении моей работы активно используются различные игры - тренажёры как заимственные у других педагогов, так и разработанные лично.

Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». Пояснительная записка Истоки способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх и упражнениях
Опубликовано: 2 августа 2020 в 08:54
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх и упражнениях» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Гречишникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД