Папки-передвижки

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх и упражнениях

Юлия Гречишникова
Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх и упражнениях
▼ Скачать + Заказать документы

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 305 Тракторозаводского района Волгограда»

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРАХ И УПРАЖНЕНИЯХ

Выполнил: воспитатель

1 квалификационной категории

Гречишникова Юлия Анатольевна

Волгоград 2019

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Темочки:

Основная часть 5 1. Развития мелкой моторики. 5

2. Значение игр на развитие мелкой моторики. 5

3. Дидактические игры. Их значение и применение в педагогическом процессе. 8

4. Система работы по развитию мелкой моторики. 9

5. Заключение. 14

6. Список литературы. 16

Введение

По мнению В. А. Сухомлинского: «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Одним из главных средств развития моторики рук служат игры с предметами.

Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, воспитатель имеет возможность направлять внимание детей нате явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей развивать любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление детей что-то узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность детей в игре, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре.

Согласно данным психологов и физиолог у детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенно координация движений не законченно окостенение запястий и фаланг пальцев. У большинства детей пальцы мало подвижны, движение их отличаются неточностью или согласованностью. Многие малыши держат ложку в кулаке, с трудом правильному берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Вот почему в последнее время развитию мелкой (тонкой) моторике педагоги и психологи все больше уделают внимание, решая сразу 2 задачи:

1. Косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка

2. Готовят к владению навыку письма изначально, что в будущем поможет избежать многих проблем.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.

Цель работы:

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений с пуговицами.

Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

1. Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития

мелкой моторики.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством дидактических игр и упражнений с пуговицами.

3. Развивать тактильную чувствительность рук детей.

Основная часть

1. Развития мелкой моторики.

По наблюдениям зарубежных и советских исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка.

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

2. Значение игр на развитие мелкой моторики.

Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.

Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.

Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.

Полноценная речь является непременным условием успешного обучения ребенка в школе. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования полноценной речи. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи, координации, а также причинно-следственным связям. В процессе тренировки отдельных компонентов ручной моторики (тонус, сила, точность движений) у детей совершенствуются навыки контроля и планирования целостного действия.

Речь совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. Во время упражнений нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.

Поэтому в детском саду развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание. Обычно острую необходимость в этом испытывают дети подготовительной к школе группы, готовящиеся к освоению сложнейшего навыка – навыка письма.

Все игры на развитие мелкой моторики представляют собой комплекс упражнений, в который входят: самомассаж кисти и пальцев рук, упражнения на расслабление кисти и пальцев рук, задания на удержание позы кисти рук.

Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребенка. Необходимо и полезно использовать игры и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей.

Главное, чтобы эти занятия приносили детям только положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, – это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное, помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:

- в связи с развитием познавательных способностей;

- в связи с развитием речи;

- развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

3. Дидактические игры. Их значение и применение в педагогическом процессе.

Игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы: внимание, память, наблюдательность, мышление и вызывает у обучающихся живой интерес к процессу познания. В игре закладываются основы творчества. Она способствует обогащению чувственного опыта ребенка, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В то же время это легкая и радостная для детей деятельность, доставляет им удовольствие и поддерживает хорошее настроение. Игры, направленные на развитие осязания и мелкой моторики, способствуют развитию у дошкольников мелкой мускулатуры пальцев, развивают координацию движений пальцев, улучшают зрение, нормализуют подвижность глаз.

Общепризнанно, что дидактическая игра, во-первых, имеет дидактическую цель, которая включается в игровую деятельность и сочетается с игровой задачей. Во-вторых, предполагает использование дидактического материала. Необходимо подчеркнуть, что такая игра создается взрослым. Ребенок получает ее в готовом виде.

Исходя из вышесказанного, можно предложить следующее определение дидактической игры : это игра, создаваемая взрослым в дидактических целях, которые решаются на основе взаимодействия игровой и дидактической задач.

Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические игры – это игры, предназначенные для обучения. Дидактические игры в педагогическом процессе играют двоякую роль : во-первых, они являются методом обучения, во-вторых, - самостоятельной игровой деятельностью. При этом содержание игры и её правила подчинены воспитательно - образовательным задачам, выдвигаемым конкретными программными требованиями того или иного вида занятий.

4. Система работы по развитию мелкой моторики.

Учитывая то, что число детей имеющих недоразвитие речи возрастает с каждым годом, считаю данную проблему актуальной. Контингент нашей группы – это дети с ОВЗ различного уровня с нарушениями формирования компонентов речевой системы при нормальном слухе. У детей отмечено слабое развитие мелкой моторики (двигательная неловкость, недостаточный темп и переключаемость и т. п.).

Передо мной была поставлена цель - подобрать наиболее оптимальные методы развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ через использование разнообразных приемов в различных видах деятельности.

Задачи, которые решались в процессе работы:

Развивать и улучшать координацию и точность движений.

Развивать и улучшать общую двигательную активность. Содействовать нормализации речевой функции. Развивать психические процессы, а так же творческую активность. Учить правильно держать в руке карандаш, ручку, фломастер (правше/левше) и владеть ими.

Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении.

Улучшить предметно-развивающую среду группы с ОВЗ.

Это обеспечивает саморазвитие каждого ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает именно ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность ребенка.

Работая с детьми, я прилагаю все усилия, чтобы развить и укрепить руку и пальчики ребенка, сделав их послушными, подвижными и ловкими. Провожу фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия, где использую игры и упражнения для развития мелкой моторики рук. Так же использую нетрадиционные методы работы с детьми, делая творческую деятельность ребенка интереснее.

После поставленных целей и задач, выбрала формы, методы и приемы и занялась отбором материала, поиском всевозможных дидактических игр и упражнений с пуговицами, постепенно формируя и пополняя методическую картотеку для своей группы.

В своей работе стараюсь добиваться того, чтобы все упражнения ребенок делал с радостью, легко.

Основные принципы работы по развитию мелкой моторики рук у детей должны соответствовать основным педагогическим принципам и носить развивающий характер, систематичность и последовательность, наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ.

Для эффективности работы соблюдаю следующие принципы:

- принцип осознания совершаемых действий – действия сопровождаю проговариванием;

- принцип развернутости освоения навыков – механизм и темп освоения у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Поэтому при работе отрабатываю навыки освоения движений каждого ребенка в оптимальном именно для него режиме;

- принцип обратной связи – по ходу подсказываю, комментирую, помогаю ребенку, что позволяет ему в случае ошибки корректировать свои двигательные действия.

Основная задача игр состояла в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с развитием мелкой моторики рук.

На первых занятиях рекомендуется выполнять упражнения в медленном темпе. Надо следить за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. Можно помогать детям принять необходимую позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки. Важно, чтобы указания воспитателя были ясными, четкими, содержали элементы одобрения, оценки действий детей.

Постепенно задания усложняются, уже на втором месяце обучения можно приступить к работе двумя руками одновременно.

Упражнения на удержание позы могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции.

Каждая новая игра сперва разучивается одной (ведущей) рукой. После достаточного освоения переходим к обучению другой рукой, и только после того как игра освоено до автоматизма, отрабатываем игру одновременно двумя руками, постепенно убыстряя темп.

Во время игр мы учитываем индивидуальные возможности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы они приносили детям только положительные эмоции.

Определив основное направление в работе, стараюсь создать такую пространственно – предметную среду, которая стимулировала бы детей на творческую деятельность, способствовала бы развитию мелкой моторики. Для проведения этой работы в группе были созданы условия по развитию мелкой моторике. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т. е. дети подражают воспитателю. Затем степень их самостоятельности увеличивается - показ устраняется и остается только словесная инструкция.

Особую роль я отвожу нестандартным дидактическим средствам, играм с пуговицами. Считаю, что дидактические игры и упражнения с пуговицами эффективно влияют на педагогический процесс. Пуговицы просты, но при этом имеют развивающий и обучающий эффект.

Достоинствами игр являются:

1. Улучшение концентрации внимания: дети развивают и тренируют одновременную вовлеченность в несколько видов мыслительных процессов. Они постепенно учатся сосредотачиваться на конкретном задании, абстрагируясь от того, что отвлекает их внимание.

2. Высокая эффективность - при правильном применении всегда наступает вы-раженный эффект.

2. Стимулирует творческое мышление.

3. Универсальность – игры с пуговицами могут применять и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

4. Увеличение наблюдательности и слуха. С течением времени, это значительно улучшает его наблюдательность.

5. Простота применения для получения результата достаточно проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью игр с пуговицами, которые не требуют больших затрат.

6. Улучшение памяти.

7. Повышение скорости и улучшение умственной деятельности.

В программе детского сада не предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Поэтому подобные игры можно проводить в перерывах между основными занятиями, во время игр в помещении или на прогулке либо использовать в качестве разминок на занятиях.

Исходя из этого, реализовывала следующие задачи:

1. Знакомить детей с такими понятиями, как

• форма,

• цвет,

• размер.

2. Развивать :

Сенсорномоторную координацию.

Мелкую моторику кисти рук и пальцев.

• Точность и координацию движений рук и глаз.

• Гибкость рук.

• Ритмичность.

• Творческие способности.

Развивать словарный запас

3. Способствовать:

Развитию речи у детей.

4. Совершенствовать:

• Движение рук, развивая психические процессы.

• Зрительное и слуховое восприятие.

• Произвольное внимание, память.

• Умение действовать по словесным инструкциям.

• Умение самостоятельно (под контролем взрослого) продолжать выполнение поставленной задачи.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук :

Дети выполняют упражнения с использованием нетрадиционного материала с большим удовольствием, потому что занятия превращаются в занимательную игру.

Самомассаж кистей и пальцев рук (самомассаж благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывает осуществляется стимуляция активных точек пальцев и ладоней.

1. Растирание ладоней большими пуговицами на ножке.

2. Надавливать пуговичкой на болевые точки ладони, затем вращать пуговицу вправо, влево.

3. Массаж каждого пальчика начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками приговорками.

4. Массаж перчатками с нашитыми пуговицами.

5. а) катать две пуговицы между ладонями;

б) прокатывать одну пуговицу между пальцами;

в) удерживать несколько пуговиц между растопыренными пальцами руки;

г) пуговицу положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.

6. Массаж нанизанными на нитку или проволоку пуговицами. Перебирание пуговиц развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество пуговиц (в прямом и обратном порядке).

Т. о. неразрывный круг: мелкая моторика – речь — мышление.

5. Заключение.

Данная работа была посвящена практическому использованию игр с пуговицами, направленных на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении. Проведенный теоретический анализ проблем психомоторного развития показал, что психомоторное развитие - распространённый психологический, педагогический и логопедический феномен нашего времени.

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуального развития дошкольника. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

У детей с ОВЗ наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы : нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ОВЗ создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.

Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь воспитателей, родителей, других специалистов детского сада помогает добиваться поставленной цели.

В результате коррекционно-развивающей работы, мы увидели, что постепенно расширились возможности детей замечать, интенсивно выполнять несложную однообразную работу, обобщать и осмысливать воспринятое. Они становились более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их деятельность приобретала осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.

Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей с ОВЗ способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. Данная работа способствует полноценному развитию мелкой моторики у детей, влияние которой на развитие речи неоспоримо.

6. Список литературы.

1. Бардышева Т. Ю. Разговорчивые пальчики: развитие мелкой моторики. М. : Издательский дом «Карапуз», 2001.

2. Безруких М. М. Ефимова С. П. Упражнения для занятий с детьми имеющими трудности при обучении письму. М., -1994.

3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. –М., ТЦ Сфера, 2005. –64с.

4. Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. –М., Дефектология.

5. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. — СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС».

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средствам настольного тренажера «Винтик»Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средствам настольного тренажера «Винтик» «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средствам настольного тренажера «Винтик» Учитель-логопед О. С. Шикаленко.

Дидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаДидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Существует масса методик, которые могут помочь в развитии ребенка. Самый надежный помощник в этом деле – детская рука. Поэтому необходимо.

Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Развивать мелкую моторику руки детям нужно обязательно. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики, это подготовка к школьному.

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I.Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I. Мастер – класс для педагогов. «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Часть I. Подготовила: Барсукова. С. Н. Цель:.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами» Мастер - класс с педагогами на тему "Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами".

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игрыРазвитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры На протяжении моей работы активно используются различные игры - тренажёры как заимственные у других педагогов, так и разработанные лично.

Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». Пояснительная записка Истоки способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх и упражнениях
Опубликовано: 2 августа 2020 в 08:54
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх и упражнениях» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Гречишникова (УИ 1268388) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД