Лучший педагог года

Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития посредством работы с природным материалом

Татьяна Кузьминова
Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития посредством работы с природным материалом

Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития посредством работы с природным материалом

«Чем больше мастерства

в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский.

Последние несколько лет к проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий. Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития посредством работы с природным материалом» размещена в разделах

Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.

В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным интеллектуальным развитием (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Фомичева. Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка.

У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление, наблюдается нарушение различных сторон речи. Учёными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Нарушение тонкой моторики у старших дошкольников с ЗПР затрудняет овладение письмом в начале школьного обучения и требует своевременной коррекции.

Существует несколько эффективных способов развития мелкой моторики :

• игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т. д.);

• пальчиковые игры;

• лепка;

• массаж пальцев и кистей.

Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является техническое творчество.

В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материями, свое умение владеть телом, голосом, речью и др.

Одним из видов технического творчества является конструирование.

По результатам наблюдений за деятельностью детей я сделала вывод, что наиболее интересным для них является конструирование из природного материала.

Мотивация успешности при использовании природного материала сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа как фактор удержания внимания.

Мною была проведена коррекционно-развивающая экспериментальная работа по развитию сенсорных эталонов у детей с ЗПР посредством работы с природным материалом. В экспериментальной работе принимали участие 12 детей группы компенсирующей направленности в возрасте 5лет. Эксперимент проводился в течение двух лет.

В связи с этим я разработала рабочую программу «Природа глазами ребенка», которая учитывает характерные особенности детей с ЗПР и способствует более результативному обучению и развитию.

Это и определило тему работы – «Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития посредством работы с природным материалом».

Исходя из этого, была определена цель:

создать условия, способствующие развитию мелкой моторики рук для подготовки детей 5-7 лет с ЗПР посредством использования природного материала.

Для достижения цели, были определены задачи:

• способствовать развитию мелкой моторики рук у детей : развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

развивать психические процессы : логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей;

формировать навыки учебной деятельности: умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно продолжать выполнять поставленную задачу, контролировать собственные действия.

Для того чтобы определить план работы, необходимо было провести диагностику

Проанализировав данные диагностики, я разработала перспективный план развития мелкой моторики детей посредством работы с природным материалом.

Очень важным моментом работы является то, что практически вся работа по развитию мелкой моторики, речевого развития, работа с природным материалом проводится с небольшими подгруппами детей или индивидуально. И это не случайно, в группе находятся особенные дети – дети с задержкой психического и речевого развития, требующие индивидуального подхода, индивидуальной работы.

И вот здесь работа с природным материалом является наиболее приемлемой. Дети любят мастерить, перебирать мелкие предметы, играть с листочками, шишками, орешками и т. д. И своей задачей на данном этапе ставила - превратить, казалось бы, бессмысленные манипуляции в полезное, интересное занятие.

Работа с природным материалом способствует развитию сенсорики — согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В. А. Сухомлинский писал: "Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли" (Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973, с. 258).

Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления.

Для работы по развитию мелкой моторики мною разработан календарный план работы с детьми с природным материалом.

Результаты эксперимента показали, что планомерная работа по развитию моторики рук посредством работы с природным материалом способствовала совершенствованию:

мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации, развитие техники рисунка, овладение штриховкой;

• пространственных представлений (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела);

• активной речи, словарного запаса;

• мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;

• навыков учебной деятельности.

Об этом говорят данные проведенного мониторинга – динамика достижений воспитанников (таблица 1).

Таблица 1. Результаты мониторинга сенсорного развития детей с ЗПР на констатирующем этапе эксперимента.

п/п

И. Ф. ребенка Кисти рук имеют подвижность, гибкость, нет скованности Развита координация действий

руки и глаза Имеет представление о материале, из которого сделана поделка Владеет способом скрепления, соединения деталей, приглаживания Показывает уровень воображения и фантазии Выполняет работу по замыслу

Общий средний балл

Среднее значение, %

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12. Саша А.

Юра А.

София Е.

Даниил К.

Кирилл К.

Саша К.

Ксения М.

Виталий С.

Саша Ч.

Глеб Ч.

Ярослав Ш.

Амир Ю. 1,0

1,2

1,0

0,5

1,0

1,5

1,5

1,0

1,5

1,2

1,2

1,2 1,2

1,2

1,0

1,0

1,0

1,5

1,5

1,5

1,7

1,2

1,2

1,0 1,0

1,3

1,0

1,0

1,0

1,0

1,5

1,5

1,6

1,2

1,2

1,5 1,1

1,1

1,2

0,7

1,0

1,5

1,5

1,0

1,5

1,5

1,2

1,3 1,2

1,0

1,0

1,0

1,0

1,5

1,5

1,5

1,3

1,0

1,2

1,2 1,0

1,2

1,2

1,0

1,0

1,0

1,5

1,0

1,2

1,2

1,2

1,2 1,1

1,2

1,1

0,9

1,0

1,3

1,5

1,2

1,5

1,2

1,2

1,2 36,6

40,0

36,6

30,0

33,3

43,3

50,0

40,0

50,0

40,0

40,0

40,0

В результате экспериментальной работы по сенсорному развитию посредством работы с природным материалом на контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика, результаты которой занесены в таблицу 2.

Таблица 2. Результаты мониторинга сенсорного развития детей с ЗПР на контрольном этапе эксперимента.

п/п

И. Ф. ребенка Кисти рук имеют подвижность, гибкость, нет скованности Развита координация действий

руки и глаза Имеет представление о материале, из которого сделана поделка Владеет способом скрепления, соединения деталей, приглаживания Показывает уровень воображения и фантазии Выполняет работу по замыслу

Общий средний балл

Среднее значение, %

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12. Саша А.

Юра А.

София Е.

Даниил К.

Кирилл К.

Саша К.

Ксения М.

Виталий С.

Саша Ч.

Глеб Ч.

Ярослав Ш.

Амир Ю. 3,0

3,0

3,0

3,0

2,6

3,0

3,0

3,0

3,0

2,5

3,0

3,0 3,0

3,0

3,0

3,0

2,7

3,0

3,0

3,0

3,0

3,0

3,0

2,5 3,0

3,0

3,0

3,0

3,0

3,0

3,0

3,0

3,0

3,0

3,0

3,0 3,0

3,0

3,0

2,0

2,7

3,0

3,0

3,0

2,5

2,5

3,0

3,0 3,0

3,0

2,0

2,0

3,0

3,0

3,0

3,0

2,5

2,5

3,0

2,5 3,0

3,0

3,0

3,0

3,0

3,0

3,0

3,0

3,0

3,0

3,0

3,0 3,0

3,0

2,8

2,6

2,8

3,0

3,0

3,0

2,8

2,7

3,0

2,8 100,0

100,0

93,3

86,7

93,3

100,0

100,0

100,0

93,3

90,0

100,0

93,3

Сводная таблица результатов мониторинга по сенсорному развитию детей с ЗПР посредством работы с природным материалом представлены в таблице 3 и диаграмме 1.

Таблица 3. Сводные результаты мониторинга по сенсорному развитию детей с ЗПР посредством работы с природным материалом на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

№ п/п И. Ф. ребенка Констатирующий этап Контрольный этап

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12. Саша А.

Юра А.

София Е.

Даниил К.

Кирилл К.

Саша К.

Ксения М.

Виталий С.

Саша Ч.

Глеб Ч.

Ярослав Ш.

Амир Ю. 36,6

40,0

36,6

30,0

33,3

43,3

50,0

40,0

50,0

40,0

40,0

40,0 100,0

100,0

93,3

86,7

93,3

100,0

100,0

100,0

93,3

90,0

100,0

93,3

Итого по группе 40,0 96,0

Диаграмма 1. Сводные результаты мониторинга по сенсорному развитию детей с ЗПР посредством работы с природным материалом на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Из результатов проведенного исследования видна эффективность проделанной работы по развитию сенсорных способностей посредством работы с природным материалом. Прирост составил 56 %.

В заключении можно отметить, что работа с природным материалом способствует сенсомоторике – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности выполнения действий. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на его мышление.

Таким образом, цели и задачи, поставленные мною в данном эксперименте, выполнены. Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша.

Публикации по теме:

Аппликация для развития мелкой моторики рук посредством работы с крупами «Цыплята идут домой»Аппликация для развития мелкой моторики рук посредством работы с крупами «Цыплята идут домой» ГБОУ «Школа на Юго - Востоке Москвы имени Маршала В. И. Чуйкова». Т. В. Козлова. Воспитатель. В. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей.

Фотоотчет «Чудесные превращения шишки. Развитие творческих способностей детей в процессе работы с природным материалом»Фотоотчет «Чудесные превращения шишки. Развитие творческих способностей детей в процессе работы с природным материалом» Летом, дети любого возраста с удовольствием играют с природным материалом. Шишки, камешки, плоды и семена, веточки деревьев – это одни.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей в процессе работы с природным материалом»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей в процессе работы с природным материалом» Развитие мелкой моторики у детей в процессе работы с природным материалом. Уровень развития мелкой моторики пальцев рук - один из важнейших.

Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр и упражненийРазвитие мелкой моторики посредством дидактических игр и упражнений Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры и упражнения». Актуальность. Уже в девятнадцатом веке учёными.

Развитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНРРазвитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНР О чудесных свойствах мелкой моторики сказано достаточно много. Наши мудрые предки из поколения в поколение передают забавные народные потешки:.

Развитие мелкой моторики посредством пластилинографииРазвитие мелкой моторики посредством пластилинографии «Ум ребенка на кончиках пальцев» Подготовить ребенка к школе – это значит сформировать в нем такие качества и свойства в процессе разных.

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игрыРазвитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры На протяжении моей работы активно используются различные игры - тренажёры как заимственные у других педагогов, так и разработанные лично.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Создание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулейСоздание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулей Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития посредством работы с природным материалом
Опубликовано: 16 октября 2022 в 17:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития посредством работы с природным материалом» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кузьминова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД