Гульнара Идрисова
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики рук у детей необходимо начинать уже с пеленок. Давно известно, что на кончиках пальцев находится много нервных окончаний. Через них можно действовать центр развития речи, который находится в головном мозге. Развитие мелкой моторики рук помогает ему быстрее начать говорить. Скорейшее развитие речи значит, что ваш малыш быстрее начнет объяснять вам то, что он хочет, чувствует. Вы поймете ребенка, если его что-то беспокоит. Незабываемое удовольствие получите, когда ваш отпрыск начнет самостоятельно рассуждать на разные темы.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» размещена в разделах
От развития речи может зависеть интеллект. Ведь логично, что если мама разговаривает со своим малышом, отвечает на его вопросы, объясняет ему что-то, то развитие такого ребенка происходит быстрее и глубже, чем у его сверстника, не умеющего общаться. В дальнейшем этот фактор может повлиять на самооценку.
Мелкая моторика пальцев рук – это различные движения и упражнения для пальчиков, задачей которых является не только осязание, но и правильные движения мелких мышц.
У плода пальчики согнуты. У новорожденного руки обычно сжаты в кулачки. Начинать развивать мелкую моторику пальцев в столь нежном возрасте можно и нужно путем легкого массажа. Из всех массажных движений для новорожденного можно использовать только один прием – поглаживание. От расслабляющих движений тонус мышц будет постепенно снижаться. При массаже новорожденному желательно уделить внимание каждому пальцу руки, начиная с кончиков.
Когда малыш подрастет, продолжаем развитие мелкой моторики рук. Для этой задачи ребенку до 6 месяцев хорошо подойдут погремушки, которые он сможет взять ручкой. Эти игрушки могут быть разной конфигурации и твердости. Некоторые ребятишки любят подолгу заниматься с подвижными частями – колесиками, шариками, встроенными в погремушку, что тоже способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.
Грудничкам очень интересны развивающие коврики. На них много игрушек различной формы, цвета, которые под пальцами могут интересно шуршать, звенеть, бренчать. Юный исследователь до года может минут 20-30 заниматься с таким развивающим ковриком. Малыш, познав разные возможности, находит что-то одно, что привлекает его больше других. Особенности различия ковриков в том, что они могут быть для девочек, для мальчиков или универсальные. Различаются, в основном, по цветам и комплектующим игрушкам. Психологами замечено, что даже новорожденные девочки больше обращают внимание на лица, чем на другие предметы. Поэтому большая часть погремушек для девочек округлой формы.
Для развития мелкой моторики пальцев рук, с детьми до года полезно делать пальчиковую гимнастику. Сначала это «ладушки» — малыш с удовольствием хлопает в ладошки. Позже – «сорока-белобока, кашу варила, деток кормила, накормила каждый пальчик» — грудничок пальчиком водит по ладошке и загибает пальцы по очереди.
Для развития мелкой моторики рук придумано много разнообразных развивающих игр, фишек, игрушек. Полезно чередовать ее с карточками Домана. От таких занятий малыш начнет быстрее говорить.
Так же мама может наряжать пальцы в человечки и играть ими. Сначала она показывает малышу, как это делать на своих пальцах, приговаривая какой-нибудь стишок. Затем ребенок повторяет действия мамы, развивая при этом мелкую моторику в игровой форме.
Деткам постарше можно предложить порисовать на манной крупе.
Манку насыпать в коробочку и водить по дну пальцем, получая рисунок. Рисовать можно так же пальчиковыми красками. Еще малыши любят играть на клавишных инструментах, например, на детском пианино. Надавливая на кнопочки, развиваются не только пальчики, еще слуховое восприятие. Некоторые мультики для маленьких детей тоже способствуют развитию.
Хорошее ежедневное упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук – складывание мелких предметов в пластиковую бутылку. Ребенку будет интереснее, если из бутылки сделать какое-нибудь животное, которое надо постоянно кормить. Можно складывать в узкое горлышко бутылки горох, фасоль, любую крупу. Важно, чтобы малыш брал пальцами по одному мелкому предмету и кормил животное, попадая в узкое горлышко бутылки.
Развивать мелкую моторику пальцев рук детей раннего возраста можно из доступных вещей. Например, дайте малышу немного разной крупы и макаронных изделий, пусть он выкладывает из них узоры. Не забудьте контролировать весь процесс, ведь он может от избытка фантазии засунуть мелкий предмет себе в нос или ухо! Из макаронных изделий с большим отверстием можно еще сделать бусы, нанизывая их на шнурок. Никто не запрещает раскрасить их потом краской. Рисование, раскрашивание так же полезно для развития мелкой моторики пальцев рук.
Так же полезно застегивать, расстегивать пуговицы. Завязывать, развязывать шнурки, бантики, веревочки. Собирать пазлы, мозаику, конструктор. Переливать воду пипеткой, грушей или ложечкой. Все это ребенок должен делать под присмотром взрослых.
Не только интересно, полезно для мелкой моторики, но еще вкусно провести такое занятие: смешать в тарелке несколько видов сухофруктов и орехов. Задача для малыша – разложить все эти вкусности по разным кучкам.
Еще можно делать игрушки с помощью бельевых прищепок. Например, для изготовления солнышка дайте ребенку кусочек картона в виде круга, пусть приделывает к нему лучики. Таким образом можно сделать ежика или другие фигурки.
Развитие мелкой моторики происходит при лепке. Чего только сейчас нет для этого задания! Различный пластилин, жвачка для рук, живой песок. В домашних условиях лепить можно из теста. Причем, если маленький ребенок съест кусочек теста с целью познания, страшного ничего не случится.
В магазине игрушек можно увидеть умные лабиринты, по которым надо катать мелкие шарики. Это упражнение, которое с удовольствием делают дети, тоже улучшает развитие мелкой моторики пальцев рук деток. Полезны разнообразные мячики, которые можно катать или передавать из рук в руки. Мячи с пупырышками особенно действуют на нервные окончания ладоней.
Развитие мелкой моторики пальцев рук ребенка происходит на протяжении многих лет. Маме можно самой придумывать различные задания, чтобы развивать пальчики своего любимого дитя.
(слайд 1) Я работаю с детьми раннего дошкольного возраста, поэтому, недолго думала, какую же работу я буду проводить с детьми. Я решила провести углубленную работу по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
(слайд 2) Еще В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований находится на кончиках пальцев»
Значение развития мелкой моторики очень велико (слайд 3)
1. Повышает тонус коры головного мозга.
2. Развивает речевые центры коры головного мозга.
3. Стимулирует развитие речи ребенка.
4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.
6. Развивает чувство ритма и координацию движений.
7. Подготавливает руку к письму.
8. Поднимает настроение ребенка.
(слайд 4) Я поставила следующие цели и задачи:
1. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
2. Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
3. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
-произвольное внимание; -логическое мышление; -зрительное и слуховое восприятие;
-память;
-речь детей.
Я же использую в своей работе весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая ЛИЧНОСТЬ.
(слайд 5) Это игры и упражнения, пальчиковые игры, изобразительная деятельность, массаж рук.
Сейчас подробнее представлю, какие игры я применяю для развития мелкой моторики рук ребенка :
(слайд 6) Пальчиковые игры и предметами и без предметов
Детский фольклор дает возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщить к народной поэзии. Благодаря этому еще долго до ознакомления со сказками и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.
(слайд 7) Изобразительная деятельность
Рисование - способствует развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умению доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков. Рисование способствует развитию зрительно-двигательной координации, совершенствуется мелкая моторика кисти и пальцев рук.
Лепка - развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов и, кроме того, благотворно влияет на нервную систему.
(слайд 8) Массаж ладоней и пальчиков рук - он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов.
(слайд 9) Игры с пуговицами и сыпучим материалом
Пуговицы - открывают массу возможностей для развития умения сравнивать предметы по цвету и размеру. Развивают у детей репродуктивное и творческое воображение, память, творческие способности, зрительно-моторную координацию, глазомер, речь, мелкие движения рук.
(слайд 10) Игры с игрушками: вкладыши - способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка. Ребёнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям дети развивают мелкую моторику пальцев рук, а также знакомятся с различными геометрическими фигурами и различными цветами.
(слайд 11) Шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»;
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант) ;
- способствуют развитию речи;
- развивают творческие способности.
В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это, в свою очередь, влияет на формирование головного мозга и становления речи.
(слайд 12) Пирамидки, разноцветные колечки- эти игрушки помогают развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов.
(слайд 13) Мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка.
(слайд 14) Выкладывание из счетных палочек
Все эти игры находятся в группе в свободном доступе. Все материалы размещены на открытых полках, а сами материалы привлекательные, яркие. При этом я объясняю, показываю, рассказываю, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья.
(слайд 15) Спасибо за внимание!