Винокурова Алена
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
▼ Скачать
«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
Воспитатель: Винокурова А. К.
Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» размещена в разделах
Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста,выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.
Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
В своей работе я поставила цель:развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности.
И были поставлены задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук через использование разнообразных форм, методов и приемов;
3. Улучшить общую двигательную активность;
4. Содействовать нормализации речевой функции;
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
6. Создаватьэмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
В процессе использовала следующие формы работы:
1. совместная деятельность воспитателя с детьми;
2. индивидуальная работа с детьми;
3. свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Для работы с детьми были применены такие методы и приемы как:
1. массаж кистей рук – благоприятно влияет на общее состояние организма и речевое развитие;
2. пальчиковая гимнастика, физкультминутки, пальчиковые игры со стихами, со скороговорками - способствуют скорейшему получению речевого и письменного навыков, подвижности;
3. пальчиковый театр – прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи (красная шапочка, три медведя, три поросенка, маша и медведь);
4. лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.) - формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление;
5. нетрадиционные техники рисования: ватными палочками, пальцем, листьями и т. д. ;
6. работа с деревянным конструктором, блоки Дьёнеша, палочки Кюизенера–активно развиваютсялогика, внимание, воображение, память и прочие важные психологические процессы;
7. дидактические игры (цветочная поляна, подводный мир, игры на угадывание предмета с закрытыми глазами и на ощупь – развитие сенсорных и тактильных навыков, внимания, памяти и логического мышления;
8. игры с «сухим» бассейном, наполненным фасолью;
9. игры с прищепками – хорошо развивается щипковый хват.
10. шнуровки, пазлы, мозаики.
Подводя итог, можно сказать, что в процессе моей работы поставленные задачи и цель были выполнены – видны заметные улучшения в речи детей, улучшилась моторика рук, внимание, память, воображение, логическое мышление и общая двигательная активность. И в перспективе планируется дальше продолжать заниматься этим вопросом, а именно:
1. продолжить работу над развитием мелкой моторики у детей;
2. продолжить знакомить детей с различными техниками продуктивной деятельности;
3. пополнять копилку пальчиковых и дидактических игр;
4. следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей;
5. осуществлять взаимодействия с семьями воспитанников.