Сабирова Лиля
Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
Работу по развитию мелкой моторики рук ребенка следует начинать с самого раннего возраста. Почему же развитие мелкой моторики ребенка имеет такое большое значение? Все дело в головном мозге человека, а точнее в центрах, отвечающих за движения пальцев рук и речь. Эти центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому, развивая мелкую моторику, стимулируя соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние отделы, отвечающие за речь. Родителям важно понимать значение развития мелкой моторики.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В давние времена китайцы отмечали, что активная работа пальцами рук влияет на развитие головного мозга. Письмо, рисование, зашнуровывание обуви, застегивания пуговиц - все эти действия предполагают точную работу пальцев рук, которой надо учиться с раннего детства.
Мелкая моторика - это способность выполнять точные и мелкие движения пальцами рук, благодаря скоординированным действиям костной, нервной и мышечной системы организма. Составляя конструкторы, пазлы, мозаику, дети тренируют мелкую моторику рук и развивают важнейшие умения.
Развитие мелкой моторики рук связано с развитием познавательных процессов: памяти, внимания, координации движений. Специалисты отмечают, что именно мелкая моторика рук отвечает за развитие речи и четкость звуков. Если она хорошо развита, уже в детском саду дети четко разговаривать, а в первом классе не будет проблем с письмом. Тренировать мелкую моторику рук нужно с раннего детства с помощью игрушек.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика — это инсценировка каких-либо рифмованных историй или сказок при помощи пальцев. Благодаря регулярным занятиям пальчиковой гимнастикой развивается мелкая моторика рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, чувства ритма, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Пальчиковой гимнастикой можно заниматься с самого рождения.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
-способствует овладению навыками мелкой моторики;
-помогает развивать речь;
-повышает работоспособность головного мозга;
-развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
-развивает тактильную чувствительность;
-снимает тревожность.
Дети с удовольствием принимают участие в таких играх. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.
Сорока-белобока
Сорока-белобока кашку варила, деток кормила: (взрослый делает круговые движения пальцем на ладошке ребенка)
Этому дала (загибаем мизинчик ребенка)
Этому дала (загибаем безымянный пальчик ребенка)
Этому дала (загибаем средний пальчик ребенка)
Этому дала (загибаем указательный пальчик ребенка)
А этому не дала (держим большой пальчик ребенка)
Ты дров не рубил, воду не носил, печку не топил, кашу не варил — нет тебе кашки!
«Моя семья»
Этот пальчик — дедушка (массируем большой пальчик ребенка);
Этот пальчик — бабушка (массируем указательный пальчик ребенка);
Этот пальчик — папочка (массируем средний пальчик ребенка);
Этот пальчик — мамочка (массируем безымянный пальчик ребенка);
Этот пальчик — я (массируем мизинчик ребенка);
Это вся моя семья! (сжимаем и разжимаем кулачок)
Твоя ладошка
Твоя ладошка — это пруд,
По ней кораблики плывут (медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке малыша, рисуя волну)
Твоя ладошка, как лужок,
А сверху падает снежок (дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки ребенка)
Твоя ладошка, как тетрадь,
В тетради можно рисовать (указательным пальцем «нарисовать» кружек и др.)
Твоя ладошка, как окно,
Его помыть пора давно (потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак)
Твоя ладошка, как дорожка,
А по дорожке ходят кошки (осторожно переступать пальчиком или пальцами по ладошке малыша)
Игры с сыпучими материалами
Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
"Месим, месим тесто, Есть в печи место.
Будут-будут из печи Булочки и калачи.
Перекладываем в кружку горох, фасоль,гречку поочерёдно пальчиками: большой и указательный, большой и средний, большой и безымянный, большой и мизинец, то одной рукой, то другой.
В «сухой бассейн» помещаем горох, бобы и другую крупу. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить и достать только горох, только бобы, только игрушки – сюрпризы и т. д.
Просеивание мелких и крупных круп через сито.
Рисование по крупе или песку.
На поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу (манную). Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько простых линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, круг, точки и т. д.).
Игры – шнуровки.
Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают умственные и творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий, развивают пальцы и кисти рук, тем самим подготавливает их к письму. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
Прекрасное оздоровительное и тонизирующее действие оказывает перекатывание между ладонями восьмигранного карандаша.
Игры с прищепками
С помощью картонных силуэтов-заготовок деревьев, насекомых, животных можно систематично проводить работу с детьми по развитию всех сторон речи, одновременно развивать память, внимание, воображение, мелкую моторику рук. Сначала надо научить ребенка открывать и закрывать прищепку. Обыграть это движение (лает собака, крякает утка, гогочет гусь.).
Если ребёнку игра понравилась настолько сильно, что он готов играть в неё на каждый день, - самое время усложнить задание: брать и прикреплять прищепки к заготовкам пальцами (большим и указательным, большим и средним и т. д.) сначала одной руки, потом другой.
Игра «Стаканчики»
-Прицепить прищепки к стаканчикам такого же цвета.
-Прицеплять прищепки к стаканчику определённого цвета и называть все, что бывает такого же цвета и. т. п.
-Называть посуду.