Ольга Митина
Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей с задержкой речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с нарушениями в развитии речи. Эти нарушения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Умение выполнять мелкие движении с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков. В своей работе применяю стимулирование речевого развития путём тренировки движений пальцев рук. Этим решаю сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияю на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовлю к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Работу по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением речи провожу систематически, уделяя ей по 5-7 минут ежедневно.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей с задержкой речевого развития» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
I. Для совершенствования ручной моторики помогают физические упражнения и игры. Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями своих рук воспитывается специальными упражнениями. Это - начальный этап, предшествующий занятиям по развитию мелкоте моторики рук. На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети учатся тонко выполнять произвольные движения по команде взрослого. При этом нужно следить, чтобы упражнения выполнялись без излишнего напряжения и в то же время четко и выразительно.
2. Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: к старшему дошкольному возрасту у ребёнка не должно быть затруднений в застёгивании и расстёгивании пуговиц, молний, кнопок, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и т. п. Важно и посильное участие детей в домашних делах : сервировке стола, уборке помещения, игрушек и т. д. Эти повседневные дневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой Для пальцев рук.
З. Для развития тонкой ручной Координации важно Так же, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, конструирование из некрупных деталей, выкладывание узоров из мозаики и счётных палочек, плетения, макраме, вышивание, вязание, выжигание. Всё это – эффективные пути для подготовки руки ребёнка к письму. К пяти годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.
Одно из направлений - это игры со счётными палочками, спичками. В этих играх со стихотворным сопровождением представлены фигурки, которые выполняются из счетных палочек или спичек. Фигурки сопровождают стишки для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.
Оптимальный вариант развития мелкой моторики – использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, то она послужит сразу двум целям и не требует дополнительного времени. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей.
Проговаривание стихов одновременно с движением обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
Для развития руной умелости, а также детского творчества, артистизма у детей, используются различные виды инсценирования. Спектакли, игры, напоминающие театральные представления требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Соответствующими движениями кисти или пальцами руки дети имитируют движение персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы.
Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть успешно использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов - потешек. Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Таким образом, при обучение элементам письма дети продемонстрировали хороший нажим, «уверенные» линии, они заметно лучше своих сверстников стали справляться с программными требованиями по изобразительной деятельность. Всё это создало благоприятную базу для более успешного их обучения в школе.
Литература
1. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. М. : Просвещение, 2012 .