Лучший педагог года

Семинар-практикум для родителей в рамках консультативного пункта «Развитие мелкой моторики как средство развития речи»

Фомина Лариса Александровна
Семинар-практикум для родителей в рамках консультативного пункта «Развитие мелкой моторики как средство развития речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар - практикум для родителей

рамках консультативного пункта)

«Развитие мелкой моторики, как средство развития речи».

Подготовила: педагог- психолог

Фомина Л. А

2023 г

Цель: Знакомство родителей с практическими приемами развития мелкой

Публикация «Семинар-практикум для родителей в рамках консультативного пункта „Развитие мелкой моторики как средство развития речи“» размещена в разделах

моторики рук детей, как одного из средств развития речи.

Форма проведения: семинар - практикум

1. Организационная часть.

Приветствие «Слева друг и справа друг»

Унас очень хорошее настроение и мы хотим поделиться им с вами. Давайте возьмемся за руки, посмотрим, друг на друга, улыбнемся. Слева друг и справа друг, очень дружный, общий круг.

Все мы за руки возьмемся. И, друг другу улыбнемся. Теплота от наших рук

побежит вокруг, вокруг. День начнется с теплоты. С теплоты и доброты. Согревают нас улыбки,И

сбываются мечты. Поздороваемся друг с другом: «Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!».

2. Теоритическая часть.

Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной.

Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение. Почему?

Навыки мелкой моторики помогают нам совершать как примитивные жесты, например: в младенчестве хватательные движения –умение брать в руку предметы и по мере взросления достаточно мелкие и сложные движения, к примеру, лепить, рисовать, писать.

Развитие мелкой моторики рук у детей напрямую определяет качество жизни. Огромное количество бытовых действий связано именно с мелкой моторикой : нам приходится застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, вдевать нитку в иголку. Кроме этого одеваться и раздеваться, прилагая к этому усилия движений организма. Движение организма и речевая моторика

имеют единые механизмы, поэтому раннее развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи ребенка. Особенно это касается детей с задержкой речевого развития, у которых наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Нарушение моторных зон двигательного анализатора приводит к недостаткам произношения, так как страдают

подвижные органы артикуляции (язык, губы, мягкое нёбо) и статическое (твёрдое нёбо, а также органы голосообразования дыхания. Специальными исследованиями Кольцовой М. М. установлено, что уровень развития речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Эти выводы были подтверждены исследованиями отечественных учёных Е. И. Есениной, Л. В. Фоминой, вот почему так важнос раннего возраста развивать мелкую моторику пальцев рук у детей.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребё нка в комплексе:

много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор,стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо рассказывать ребёнку обо всём, что его интересует и плюс к тому, развивать мелкую моторику рук.

Поэтому, для полноценного и динамичного речевого развития ребенка рекомендуется стимулировать его путем тренировки движений пальцев рук.

Систематические упражнения по тренировке пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению Кольцовой М. М., «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга». Этот вывод, основанный на многочисленных

экспериментальных данных, представляет исключительный интерес в педагогическом отношении.

3. Практическая часть

Игры и упражнение на развитие мелкой моторики.

Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить

систематически, уделяя ей по 10 – 15 минут ежедневно. Развитие движения

пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи.

Именно поэтому в своей работе с детьми широко использую разнообразные

игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.

Для формирования тонких движений пальцев рук используются

игры с пальчиками сопровождаемые чтением стихов: «Апельсин»,

«Прятки», «Капуста», «Доброе утро». (См. «Пальчиковая гимнастика»).

Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные

упражнения без речевого сопровождения: «Лодочка», «Пароходик»,

«Ёлочка», «Ёжик», «Корзинка», «Зайчик», и т. д.

Эти игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев,

способствуют выработке изолированных движений, развитию тонких

движений пальцев. (Познакомить с методической литературой на развитие

движений пальцев).

В настоящее время в магазинах имеется очень большой выбор

дидактических игр на развитие мелкой моторики рук типа : шнуровки,

застегни – расстегни, завяжи – развяжи, которые преследуют определенную

цель развития мелкой моторики рук.

Но нет ничего проще, чем использовать подручные средства, которые

есть в любом доме.

Развитию мелкой моторики способствуют :

• Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным

материалом, конструктором «Лего».

• Нанизывание бус, крышек, рисование шнурками, бисероплетение.

• Выкладывание из спичек, счетных палочек – рисунков, букв, складывание

колодцев.

• Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку мелкие игрушки,

пуговицы.

«Золушка» - перебирание крупы рис + гречка, горох + фасоль.

Рисование по трафарету: картинки, геометрические фигуры, разные виды

штриховки.

• Рисование по точкам, пунктирным линиям.

• Рисование пальчиками красками и пластилином, рисование губкой, бумагой,

нитками.

• Просто рвать бумагу на мелкие кусочки, а потом из них делать поделки в

технике «мозаика».

• Дайте ребенку круглую щетку для волос, бигуди с шипами, катать между

ладонями и проговаривать: «У сосны, пихты, у елки. Очень колкие иголки,

Но еще сильней, чем ельник. Вас уколет можжевельник».

• 2 пробки от пластиковых бутылок кладем на стол вверх резьбой. Это

«лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них как ноги. Двигаемся

на лыжах, делая по шагу на каждый ударный слог: «Мы едем на лыжах, мы

мчимся с горы. Мы любим забавы холодной зимы» То же самое можно

попробовать проделывать двумя руками одновременно.

• Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги. «Сильно

кусает котенок – глупыш. Он думает - это не палец, а мышь. (смена рук) Но,

я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе «Кыш!».

«Каляки – маляки» - берем поднос с манной крупой, лучшей доски для

рисования не придумаешь. Сначала взрослый рисует на «доске» линии, а

ребенок повторяет. Пусть - это будут простые фигуры (квадрат, круг,

треугольник, зигзаг, снеговик, домик, солнышко, ёлочки, грибочки).

«Солнышко улыбается» - вырезаем из картона фигуры солнышко, птичку,

ёжика. Берем цветные прищепки. Можно поиграть с цветом, сначала желтые

прищепки, потом красные, синие или 3 желтые, 5 зеленых, 4 синих

прищепки, здесь в упражнении добавляется счет. Объясните, почему

солнышко «улыбается» : оно довольно, что с ним играют.

«Мозаика» - соберите пуговицы разных размеров и цветов. Их можно

сортировать по цвету, размеру, форме, фактуре (гладкие, шероховатые).

Составлять из них картинки, рисунки. Получается пуговичная мозаика.

• Берем решетку для раковины, которая состоит из множества ячеек. Ребенок

«ходит» указательным и средним пальцами, как «ножками» по этим ячейкам

одновременно говоря: «В зоопарке мы бродили, к каждой клетке подходили,

И смотрели все подряд: Медвежат, волчат, бобрят».

• Крупы – запускать ручки в таз с фасолью, горохом так приятно. А если на

дне ребенка ожидает какая – то игрушка приятно вдвойне.

• А какой ребенок не любит приклеивать – отклеивать магниты на

холодильнике? Это занятие можно разнообразить по своему желанию и

возможностям.

• Позволяйте детям чистить вареные яйца, картофель в мундире, мандарины.

Вообще полезно приобщать детей к домашним обязанностям, требующим от

ребенка усилий способствующих развитию мелкой моторики.

Массаж рук важный фактор развития мелкой моторики.

Начинать массаж рук надо с поглаживания рук от кончиков пальцев до

середины руки.

Разминание пальцев, интенсивные круговые движения вокруг каждого

пальца.

Сгибание – разгибание всех пальцев одновременно.

Сгибание – разгибание в кистевом суставе.

Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально

- тыльных сторон.

Массаж пальцев и кистей рук шипованным мячом с внешней и внутренней

стороны ладони.

Массаж пальцев и кистей рук ребристыми (шестигранными) карандашами.

Массаж ладоней шипованными ковриками с внутренней и внешней стороны.

Массаж пальцев «смешариками» (шарики, наполненные разными видами

крупы).

Массаж пальцев резиночками.

Заканчивать массаж надо поглаживанием рук от кончиков пальцев до

середины руки.

Длительность массажа не более 10 минут.

Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития

мелкой моторики рук. Но ни в коем случае не занимайтесь всем сразу. Не

забывайте хвалить ребенка за каждый успех – критика в этом деле абсолютно

неуместна! Контролируйте время, не пересиживайте и не переутомляйте его.

Постарайтесь, чтобы ваш ребенок в дошкольном возрасте уверенно умел

проделывать следующее:

Рисовать, используя в изображении мелкие детали.

Раскрашивать, не заходя за контур и не оставляя пробелов.

Вырезать крупные многоугольные фигуры.

Лепить из пластилина, теста мелкие детали.

Застегивать и расстегивать пуговицы.

Одеваться и обуваться.

Шнуровать обувь и завязывать шнурки, застегивать молнии, кнопки.

Наливать в чашку молоко из пакета.

Умываться и чистить зубы.

Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда.

Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Ведь это такое

счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок! И принимать

непосредственное участие в этом процессе!

4. Рефлексивная часть

«Пирамида знаний»

И в завершении я хочу попросить вас собрать «Пирамиду знаний», для

того чтобы собрать пирамиду надо ответить на вопрос, ваши ответы кольца

пирамиды (корзина с кольцами, одно кольцо один ответ. И так вопрос. Чему

вы научились сегодня (научились познавать окружающий мир вместе с

ребенком, научились занимать детей, играть в разные интересные игры,

научились делать опыты, объяснять ребенку явления окружающей

действительности в доступной форме, я была разочарована тем, что).

Вершину вашей «Пирамиды знаний» дострою я. Есть одна притча: «В одном

селении жили два мудреца, между ними было постоянное соперничество: кто

мудрее. И вот на одном из собраний селения один из мудрецов решил

показать, что он мудрее и главнее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому

мудрецу: «Если ты мудрейший, то ответь : вспорхнет ли бабочка из моих

ладоней?» А сам подумал: «Если скажет «да», то я сомкну ладони. Если

скажет «нет» - то я распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность

показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец

ответил, вопреки его ожиданиям: «Все в твоих руках» (нанизываю

верхушку).

В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим

детям, достигнут ли они, соответствующих высот, или они останутся

нераскрытыми.

Спасибо всем, нам было очень приятно свами общаться!

Литература:

Жукова Н. С. «Преодоление недоразвития речи у детей».

Кольцова М. М «Развитие моторики»

Елена Данилова «Пальчиковые игры»

Дубровина И. В. «Готовность к школе

Публикации по теме:

«Умелые пальчики». Семинар-практикум для родителей по теме «Игры для развития мелкой моторики»«Умелые пальчики». Семинар-практикум для родителей по теме «Игры для развития мелкой моторики» «Движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию» писал В. М. Бехтерев. Ещё в прошлом веке было установлено,.

Фотоотчёт «Волшебные пальчики как средство развития мелкой моторики рук и речи детей»Фотоотчёт «Волшебные пальчики как средство развития мелкой моторики рук и речи детей» 6 января День пальчиков на маам, вот я и решила вспомнить, что же мы с детьми делали для развития мелкой моторики пальцев рук, и вот что.

Консультация для родителей «Игры со шнуровкой как средство развития мелкой моторики» Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. О влиянии мелкой моторики на интеллектуальное.

Консультация для родителей «Пластилинография как средство развития мелкой моторики» Проблема развития мелкой моторики рук дошкольников является одной из актуальных проблем в дошкольной педагогике. Развитие тонкой моторики.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Консультация для родителей «Вышивание как средство развития мелкой моторики» «Рука - вытекший наружу мозг!» (Кант) Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем,.

Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет»Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию практикум, который знакомит родителей воспитанников с различными играми и упражнениями, направленными.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Семинар-практикум с родителями «Тестопластика как средстворазвития мелкой моторики и координации движений пальцев рук» Семинар – практикум с родителями Партнерское взаимодействие с родителями «Тесто пластика как средство развития мелкой моторики и координации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей в рамках консультативного пункта «Развитие мелкой моторики как средство развития речи»
Опубликовано: 26 сентября 2023 в 20:23
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для родителей в рамках консультативного пункта «Развитие мелкой моторики как средство развития речи»» (включая файлы) размещена пользователем Фомина Лариса Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД