Екатерина Филипова
Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.
Публикация «Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.
Рука ребенка в младшем дошкольном возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития.
Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Наблюдается также следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности.
В своей практике я стараюсь использовать различные приемы и средства для развития мелкой моторики и соответственно речи детей. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Игры с конструктором, мозаикой, вкладышами – развивают, мелкую моторику, мышление, произвольное внимание, речь.
Пальчиковые игры и самомассаж – способствуют развитию кистей и пальцев рук, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, стимулируют умственную деятельность ребенка, учат улавливать ритм речи и понимать содержание потешек.
Игры с кнопками, пуговицами, прищепками, шнуровки, различные моталочки – способствуют развитию мелкой моторики, мышления, ловкости рук.
Игры с песком, крупой – развивают мелкую моторику рук, мышление, фантазию.
Игры с волшебным ведерком и прятки в фольге – развивают тактильные ощущения, воображение, мелкую моторику, активизируют речь.
Лепка и изо деятельность – все виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, развивают зрительный контроль за движением руки.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат.