Саватеева Олеся
Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарований детей–на кончиках их пальцев».
В. А. Сухомлинский.
Развитие мелкой моторики – это развитие тонких движений кистей и пальцев рук.
Движения руки человека, как писал И. Н. Сеченов, наследственно не предопределены и формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.
Публикация «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Чем занять ребенка. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки
Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.
Игры для развития мелкой моторики рук
1. «Бусы для куклы»
Задачи: развитие мелкой моторики, координации движений, обучение умению различать предметы по форме и цвету, тренировка концентрации внимания.
Материал: нитка, пуговицы разной величины и цвета, бусы в качестве образца.
Ход игры: Предложить ребёнку самому сделать бусы. Для этого он должен нанизать на одну нитку пуговицы. Изготовить бусы можно имеющемуся образцу или подбирать пуговицы по форме и цвету по вашему заданию.
2. «Собери матрёшку»
Задачи: закреплять навык выполнения простых действий с предметами, различающихся по величине, развивать моторику рук, координацию движений.
Описание игры. Воспитатель показывает матрёшку, слегка встряхивая её. Воспитатель открывает матрёшку и достаёт вкладыш. Обе матрё шки ставит рядом и говорит: «Матрёшки красивые, но разные - большая и маленькая». Достав ещё одну матрёшку, выстраивает все три предмета в один ряд и подчёркивает разницу в величине. Дети рассматривают матрёшек. Затем воспитатель собирает матрё шку в обратном порядке: в среднюю прячется маленькая. Затем воспитатель открывает большую матрёшку и прячет в неё среднюю. После предварительного показа детям раздаётся индивидуальный материал для самостоятельной работы.
3. «Поиск предметов в миске с крупой»
Задачи: детям необычайно приятно возится, копаться в большом количестве однородного материала, пропуская крупу или песок через пальцы, отыскивая спрятанные в ней камушки или мелкие игрушки. Материал: Глубокая устойчивая миска, заполненная какой- либо крупой; несколько маленьких предметов- игрушки, камушки. Описание игры. Погружаем свои руки в крупу и побуждаем малыша к этому же действию. «Неожиданно» находим спрятанный предмет и ставим его на стол. Просим малыша найти и остальные спрятанные предметы. Показываем, как можно спрятать предмет обратно в крупу, закопав его. Заостряем внимание ребёнка на особой аккуратности- крупы на столе быть не должны. Если вдруг часть крупы случайно просыпалась- необходимо её убрать с помощью щётки для стола.
4. «Скрепки»
Задачи: учить правильно пользоваться канцелярскими скрепками. Развивать мелкую моторику, развивать фантазию и воображение.
Материал: в плоской корзинке лежат: картонный круг (или другие формы, обклеенный цветной бумагой, канцелярские скрепки разного цвета и размера в маленькой коробочке.
Описание игры. Воспитатель с ребёнком приносит на стол корзинку с материалом. Взрослый тремя пальцами левой руки берёт круг, тремя пальцами правой руки – скрепку. Надевает скрепку на круг так, чтобы она оказалась на лицевой и тыльной сторонах одновременно (как скрепляют листы бумаги). Далее ребёнок продолжает работу самостоятельно, комбинируя цвет скрепок, их размер, создавая узоры и орнамент по окружности.
5. «Солёное тесто»
Задачи: развивать сосредоточенность, освоение последовательности действий, развитие фантазии и воображения, развитие мелкой моторики руки, развитие глазомера.
Материал: разделочные доски, маленькая скалка, кулинарные плоские формочки, губка.
Описание работы.
Перед каждым ребёнком на столе разделочные доски. Каждому ребёнку выделяется кусочек теста. Ребёнок может мять, рвать, раскатывать тесто.
Можно дать каждому ребёнку формочку-трафарет. Дети выдавливают с её помощью в тесте фигурки, лишнее тесто отодвигают на край доски. Достают фигурку из формочки, полученные фигурки сушат в отдельном месте. Оставшееся тесто опять раскатывают и продолжают делать фигурки, пока тесто не закончится. Можно просто без формочек делать по показу воспитателя любые поделки.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
• В комплекс упражнений по развитию мелкой моторики старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.
• Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
• Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития ребенка.
• Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если ребёнок затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.
• Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
• Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.
• Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.
• Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите ребёнка за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.