Елена Берсенева
Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством детского экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Мышление - это высшая степень познания процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях. При помощи психических процессов человек познает действительность. Мышление является высшем познавательным процессом. Познавательные действия, посредством которых познаются внутренние, скрытые свойства вещей их связи и отношения, образуют процесс мышления.
Публикация «Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством детского экспериментирования» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Среди всех познавательных процессов наиболее сложным является мышление. В настоящее время без мышления жизнь невозможна. Мышление является основным компонентом при развитии всех психических процессов, свойств личности. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.
Проблемой развития детского мышления занимались многие ученые: Выготский Л. С., С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, Н. Н. Поддьяков, Ж. Пиаже, Брунер Дж. и многие другие.
Изучая данный вопрос, мы столкнулись с таким явлением: не у всех
детей старшего дошкольного возраста сформировано логическое мышление
соответствующее возрастной норме.
Таким образом, сложилось противоречие: между необходимостью развития логического мышления и недостаточностью использования данного вопроса в практике работы воспитателей детского сада.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования: изучение уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: своевременная диагностика позволяет выявить уровень развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста и на этой основе создать условия, которые позволят повысить уровень развития логического мышления детей.
Объектом исследования: процесс развития логического мышления детей дошкольного возраста.
Предметом исследования: является условия развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития логического мышления у детей дошкольного возраста.
2. Раскрыть особенности формирования логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
3. Экспериментально исследовать развития логического мышления у детей дошкольного возраста на основе разработанных методик.
4. Отследить динамику развития логического мышления старшего дошкольного возраста.
Методологической основой исследования является основные отечественной психологии принцип системного подхода к изучению индивидуальности.
Теоретической основой исследование проблемы развития мышления у детей старшего дошкольного возраста в трудах таких авторов как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготского, Рубинштейна С. Л, А. В. Запорожца, Дж. Брунера и других. Рассмотрены и соотнесены различные понятия «мышления», виды мышления.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были исследованы следующие методы исследования:
- теоретические – анализ психолого-педагогической литературы по изученной проблеме;
- эмпирический – наблюдение, беседа, психодиагностические методики: «Развитие мышления в дошкольном возрасте» Т. Д. Марцинковская, Изучение умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи» Урунтаева Г. А., игра «Назови одним словом» Панибрадцева З. М.
Экспериментальная база : детский сад №3 «Березка», город Навашино, Нижегородской области, старшая возрастная группа. В эксперименте приняло участие 15 человек из них 8 девочек и 7 мальчиков, дети в возрасте от 5,5- 6 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе изучены теоретические подходы к проблеме развития мышления детей дошкольного возраста в трудах отечественных авторов, определены показатели и критерии сформированности логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что подобраны и апробированы методики по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Кроме того, материалы проведенного исследования могут быть использованы для практического применения в работе воспитателей.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений. Непродолжительный период работы позволил обнаружить изменения в формировании навыков логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Наблюдения показали, что у большинства детей прослеживается умение и желание последовательно раскладывать картинки и самостоятельно или по наводящим вопросам составлять логическую версию рассказа, а так же обобщать и конкретизировать предметы без наглядности.
Дети стали более самостоятельней обобщать предметы и выделять
«лишни». Исходя из наличного уровня развития мышления детей, воспитатель вести их в перед, учить анализировать и синтезировать наблюдаемые предметы, выделять в предметах существенные признаки и обобщать на их основе свой жизненный опыт.
Особенности развития мышления ребенка в дошкольном возрасте :
- Освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;
- Ребенок решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным;
- Детские вопросы выступают показателем развития любознательности, и говорят о проблемности мышления ребенка;
- Ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;
- Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость;
- Появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления;
- Возникают попытки объяснить явления и процессы.
В целом полученные нами результаты доказывают эффективность методик предложенных авторов Урунтаевой Г. А., Марцинковской Т. Д., Панибрадцевой З. М. Результаты позволили наметить перспективы дальнейшего исследования. Проведенное научно – педагогическое исследование позволило решить задачу и общую цель работы.
Теоретическая и практическая значимость очень велика для педагогической практики: у меня есть возможность использовать результаты исследования в своей профессиональной деятельности.
Практическую значимость имеют продуктивные исследования содержания разнообразных нами предложенных упражнений, которые могут представлять интерес для педагогов- практиков и родителей.