Валентина Михайловна Мартюшова
Развитие логических способностей детей дошкольного возраста с использованием развивающих игр Б. Н. Никитина
▼ Скачать + Заказать документы
Логика есть великий преследователь тёмного и запутанного мышления. Она рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляющий думать, что мы понимаем предмет в то время, когда мы его не понимаем. Джон Стюарт Милль
Какой настал век! Век развития высокого интеллектуального потенциала! Век людей, которые имеют не только глубокие энциклопедические знания, но и умеют мыслить неординарно, творчески, которые осознанно выбирают свое место в жизни, наперед планируют и прогнозируют свои поступки. Век информационных технологий и век людей, создающих новый мир. И эти люди наши дети. Они наше будущее, они наш интеллектуальный потенциал. И поэтому важно с самого раннего детства развивать все способности ребенка, а так же учить его применять полученные знания и навыки. Многие ученые считают, что именно дошкольный возраст имеет огромное значение для интеллектуального развития ребенка, т. к. как около 60% способностей к переработке информации формируется у детей к 5-6 годам.
Публикация «Развитие логических способностей детей дошкольного возраста с использованием развивающих игр Б, Н, Никитина» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Никитин Б. П. Развивающие игры Никитина
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2020
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. В свете реализации ФГОС ДО перед педагогами дошкольных образовательных учреждений ставится задача формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Для решения данной проблемы я взяла за основу методику Никитиных. Борис Павлович Никитин и Елена Алексеевна Никитина известны у нас в стране и за рубежом как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. Эта система, органично сочетая в себе эстетическое и интеллектуальное развитие, трудовое воспитание и физическую культуру, позволяет достичь разностороннего, гармоничного развития ребенка. Развивающие игры Никитина дают возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности.
Методика Никитиных такова, что малыши легко усваивают тот материал, который обычно трудно дается в школе. Играя в развивающие игры, дети все время заняты увлекательными делами, объединены общими интересами.
Главное отличие — это многофункциональность игр и безграничный простор для творчества. Игры учат детей, переходя от простых от более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, порой мучиться, но обязательно добиваться цели. Каждая игра — это набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика. Задачи предлагаются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации. Задания расположены от простого к сложному. Уровней сложности несколько: от доступных двух-трехлетнему до непосильных для среднего взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. А постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать свои творческие способности. Используя в занятиях с ребенком никитинские развивающие игры, следует придерживаться определенных принципов (по книге Б. Никитина «Ступеньки творчества или развивающие игры») :
1. Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успех малыша — это обоюдное достижение: и ваше, и его. Радуйтесь ему — это окрыляет малыша, это залог его будущих успехов. Понаблюдайте, как довольны бывают дети, если им удается нас рассмешить или обрадовать.
2. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения. И еще. удерживайтесь от обидных замечаний вроде: «Ах, ты дурачок!», «Какой ты несообразительный!» и т. п. Не обижайте ребенка в игре.
3. Развивающие игры-игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни вздохом, ни жестом, ни взглядом. Дайте возможность думать и делать все самому и отыскивать ошибки тоже. Поднимаясь постепенно и справляясь со все более и более трудными заданиями, ребенок развивает свои творческие способности.
4. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем давать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами. Записывайте время, за которое вам удалось сделать ту или иную задачу. Учитесь делать ее быстрее.
5. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале — обязательное условие.
6. Если ребенок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания с учетом своих возможностей. Не торопите его.
7. Если в семье не один ребенок, то каждому надо по комплекту игры, лучше всего, если будут коробки для всех играющих.
8. В каком порядке давать игры? Автор бы начал с игры «Сложи узор» или «Рамки и вкладыши Монтессори». Здесь ребенку надо различать цвета и форму. А общее правило - наблюдать за развитием ребенка, записывать в дневник его успехи и определять, когда и какую из игр «включать». Это творческая задача папе и маме.
9. Увлечения детей приходят «волнами», поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, «забывайте» об игре на месяц-два и даже больше, а потом «случайно» (показать, например, гостям или знакомому и научить его играть) пусть малыш вспомнит о ней. Возвращение к игре часто бывает похоже на встречу со старым другом, которого давно не видел. Старайтесь записывать успехи, сдвиги, достижения каждой из «волн» увлечения игрой.
10. Берегите игры, не ставьте их по доступности вровень с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребенок просит их или сам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.
11. Для самых маленьких (1,5-3 года) оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте «имена» (вдвоем с малышом, конечно) узорам, моделям, рисункам, фигурам, придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач, достижения желанной цели.
12. Чем больше развито у малыша какое-то качество, тем сильнее жаждет оно проявления.
Сильному хочется побороться, быстрому - побегать и поиграть в подвижные игры, а слабый этого не любит. «Не интересоваться игрой» ребенок может по двум главным причинам: у него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или. взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть или доставив неприятность в самом начале. Поэтому больше хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша.
13. Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребенка, чтобы можно было и попрыгать от восторга, и сделать кувырок на коврике, и полететь под потолок на папиных руках.
14. Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям уже освоено, переходите к придумыванию новых. Заведите тетрадку, зарисовывайте туда (а лучше, если это будет делать сам малыш) новые задания, узоры, фигуры.
15. Лучше по екундомеру, но можно и по часам устраивать соревнования на скорость решения задач. Быстро развивающиеся ребятишки уже с 6-7 лет могут побеждать взрослых. Надо в таком случае набраться мужества и по рыцарски честно признать свое поражение. Трудно придумать большую награду ребенку. Не думайте, что ваш авторитет при этом пострадает
Итак, главная особенность развивающих игр Никитиных – то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать всё самостоятельно.
Использование техник Никитиных создает условия для поддержания заинтересованности у детей, позволяющие им самим начать развиваться раньше своих сверстников, с интересом и пользой для себя. Развивающие игры Никитина – это интересные головоломки, дидактические наборы и пособия, которые необходимо использовать в совместной игре родителя и ребенка или для самостоятельных занятий. Развивающие детские игры Никитина предназначены для интеллектуального развития и совершенствования ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Игры направлены на: развитие речи; развитие мышления; формирование творческих навыков; усвоение математических и логических понятий; знакомство со свойствами предметов (форма, размер, цвет, фактура); развитие фантазии, побуждение к активности. Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности, но суть их одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или созидается нечто новое. Сущность творчества - в предугадывании результата правильно поставленного опыта, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности, в том, что Складовская назвала «чувством природы». Вот здесь- то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т. д…- все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Никитины утверждают, что возможности человека постепенно угасают, т. е. чем старше он становится, тем меньше у него шансов изучить что-то новое, а вот в раннем детстве познавательные и развивающие способности работают по максимуму. Наиболее эффективные периоды восприятия той или иной информации нельзя упускать, ведь если успеть развить ту или иную способность в сенситивный период, в дальнейшем ребенок будет испытывать трудности, пытаясь наверстать упущенное. Развивающие игры Никитиных направлены на развитие логического и образного мышления. Они представлены в виде головоломок, нацеленных на узнавание и достраивание образов. Игра – это набор задач, которые можно решить с помощью кубиков, деталей из конструктора, кирпичиков… Задачи даются таким образом, чтобы познакомить ребенка с существованием различных способов передачи информации. Главной особенностью развивающих творческих игр является то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности –самостоятельности по способностям, и имеют широкий диапазон использования (от 2-3 лет до взрослой жизни). Постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку подняться до потолка своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно. Этот «союз» позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием интеллектуального уровня ребенка: во-первых, игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста; во-вторых, их задания – ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей; в-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно; в-четвертых, игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества; в-пятых, ребенок будет сам развиваться, принимать решения, сам все делать. Все эти пункты полностью соответствуют всем пяти условиям развития способностей, сформулированных психологами. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления. Б. П. Никитину принадлежит идея НУВЭРСа - Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Оказывается, возможность развиваться не остается неизменной. Если вовремя не давать определенную нагрузку на определенные участки мозга, готовые к восприятию информации и ждущие развития, то может начаться процесс их атрофии и бездействия
Итак, «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех» и «Кирпичики» - самые известные «интеллектуальные игры» Никитиных. Но есть и другие: “Таблица сотни”, “Таблица Пифагора”, “Дроби”, “План и карта”, “Часы”, “Термометр”, “Узелки” и др. – то, что можно скорее назвать не играми, а игровыми пособиями, создающими “развивающую среду” для ребенка. Однако «надо не только почувствовать, что дает каждая игра, но и узнать интеллектуальные возможности малышей, чтобы выбрать и дозу, и особенно время, когда вводить игру или пособие, а затем наблюдать и, конечно, стимулировать творческие достижения ребятишек» (Б. П. Никитин).
В результате работы с данными играми:
1. Тренируется память, что поможет во взрослой жизни ребенка.
2. Малыш учится быстро реагировать, думать, что позволит принимать правильные решения.
3. Развивается настойчивость, и ребенок научится постепенно продвигаться к цели.
4. Расширяется познание окружающего мира, развивается пространственное мышление, воображение, чувство симметрии.
5. Кубики Никитина хорошо действуют на развитие моторики детей.
6. Способствуют сплочению детского коллектива, так как если у ребенка не получается выстроить рисунок по схеме, то другие тут же спешат на помощь!
ИГРЫ Б. П. НИКИТИНА
Рамки и вкладыши Монтессори. Эта игра доступна самым маленьким. Основная задача - подобрать к данной рамке свой вкладыш. Кроме того рамки и вкладыши можно обводить, а затем и заштриховывать. Происходит развитие техники владения карандашом, умения обводить и раскрашивать, знакомство с геометрическими фигурами».
Сложи узор.
Никитин советует начинать игру с ними с полутора лет. С такими маленькими детишками из кубиков можно выкладывать дорожки: синие, красные, желтые. Затем ребенок учится укладывать кубики в коробку определенным цветом вверх. И только после этого малыш приступает к выполнению простых узоров.
В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий.
Сначала ребенок знакомится с кубиками и совершает простые игровые действия. Затем детям предлагается составить по образцу простые рисунки «елочка», «окно»,«бабочка». Ну а в дальнейшем ребята выкладывают рисунок самостоятельно, с опорой на схему. Конечный этап - ребенок должен уметь самостоятельно придумать схему рисунка
В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу - важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию
«Уникуб».Эти универсальные кубики вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией.
«Уникуба» может увлекать детей 2—15 лет.
Задания в «Уникубе» весьма трудны и требуют больших затрат времени и сил, поэтому надо рассчитывать умственные и физические возможности ребенка.
«Сложи квадрат».Игру следует усложнять постепенно.
Знакомство с игрой можно начать с 9-10 месяцев и позже, вводим понятия "целое" и "часть".
"Кубики для всех"
Игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы план, карту, чертеж.
Дроби. Дети постоянно сталкиваются с понятиями целое/часть в повседневной жизни, с самого рождения. многие представления о дробях С их помощью можно повторить цвета, посчитать вкладываемые кусочки, при этом можно сделать разноцветный кружок, сравнить их между собой.
Точечки
Игра развивает математическое мышление, обучает навыкам классификации, счета и нумерации. Точечки. На квадратные разноцветные карточки нанесены точки от нуля до десяти. Кроме того, есть карточки с цифрами. Сначала ребенку нужно раскладывать квадраты по цвету, потом по порядку: от 0 до карточки с десятью точками (или цифрами) и т. д. «Точечки» можно показывать ребенку уже с года, он с удовольствием будет пытаться собрать их в стопочки, или засунуть в коробку, или выговорить названия цифр, которые ему постоянно повторяет мама.
Литература
1. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - Москва, «Просвещение», 1978.
2. Логика и математика для дошкольников / Под ред. З. А. Михайловой. - Москва, 1996.
3. Лелявина Н. О., Финкельштейн Б. Б. Давайте вместе поиграем. - Санкт-Петербург, 1997.
4. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. - СанктПетербург, 1996.
5. Панова Е. Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ. - Воронеж, 2006.
6. Учебно-дидактический комплект «Игровая математика».
7. Михайлова З. А. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста, методическое пособие для педагогов
8. Б. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры».
9.«Дошкольное воспитание : (№ 10 - 2000 г. «Пальчиковые игры - упражнения» Г. Моисеева).