Наталья Ильинская
Развитие конструктивно-технического творчества детей посредством проектно-исследовательской деятельности. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад «Радуга» филиал МБДОУ детского сада «Солнышко»
«Развитие конструктивно-технического творчества детей через проектно исследовательскую деятельность».
Воспитатель I кв. к.
Из опыта работы
Ильинская Н. М. ,
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Опыт работы, практика
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Инновационная деятельность по теме «Технология успеха» реализуется с использованием метода проектов, который помогает научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, используя знания из разных областей. Это метод формирует у воспитанников способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, учит детей устанавливать причинно-следственные связи.
Нами были использованы методы и приемы, стимулирующие любознательность, развивающие умение сравнивать, анализировать, обобщать Педагогами моделировались игровые ситуации, где дети наблюдали, обследовали различные предметы, готовили сообщения.
Чтобы достичь значимых успехов в конструировании и моделировании у детей и в то же время обеспечить их всестороннее развитие, мы старались интегрировать конструирование во все виды детской деятельности.
Конечно, в основу была положена работа в познавательной области развития.
В подготовительной группе был реализован долгосрочный познавательно – творческий проект «Космос мечта – космос реальность» (январь – май 2021)
Полученные от педагога и родителей знания дети закрепляли посредством работы с различными видами конструкторов (Конструкторы с «Лего», плоскостной конструктор «Геометрическая мозаика», магнитный конструктор «MaGFORMES», бросовый и природный материал
Проведенная работа способствовала формированию конструктивно – технического мышления у детей и расширила представления о вселенной, освоении человеком космоса, о значении космических исследований для людей.
В рамках проекта был реализован мини проект «Спутник Вселенной» Алиса с помощью родителей спроектировала спутник будущего с турбоускорителем, крепкой броней, защищающей от повреждений при ударе с метеоритами и плазменной оболочкой, которая делает ее спутник супербыстрым
В долгосрочном экологическом проект с элементами конструирования «Дружно строят и поют – Эколятами зовут» у ребят появились новые друзья Эколята. Педагоги сконструировали их из подручного материала. Эти герои очень полюбились нашим воспитанникам. Дети построили из снега и природного материала для них дом. Эколята рассказали, как важно для сохранения здоровья нашей планеты перерабатывать мусор. А значит надо уметь его сортировать. Дети изготовили из бросового материала игру «Сортируем мусор» В экологическом конкурсе «Чудо - семечко» одним из условий так же было вторичное использование бросового материала.
В завершении проекта мы провели мероприятие для старших дошкольников «Прогулка в волшебный лес», где использовали плоскостное моделирование и конструирование из природного материала
Наши проекты мы разрабатывали исходя в основном из инициативы детей и выбора актуальной тематики. Так с приближением новогодних праздников у детей возникли вопросы : какие бывают ели? Откуда пошла традиция наряжать дерево? Что будет, если все люди принесут домой срубленное дерево? Чем можно заменить живую ель?
Так появился краткосрочный творческий проект «Елочка, елочка, из чего иголочка?» (декабрь 2020) целью которого было: расширение представлений детей о проблеме сохранения хвойных деревьев и правильного взаимодействия с природой, умение отражать свое отношение к ней через продуктивную деятельность Результатом проекта стала выставка елочек изготовленных детьми из подручного материала.
Во время прогулки дети средней группы наблюдали за стайкой птиц. Завязалась беседа: какие птицы зимуют рядом с нами, почему важно их подкармливать и в мини проекте «Прилетели птички – снегири синички» дети расширили знания о внешнем виде и образе жизни птиц зимой. познакомились с понятием динамическая игрушка, и изготовили игрушку «Птички у кормушки»
В краткосрочном творческом проекте «Чудобуквы» закрепили знание букв алфавита у дошкольников. Ребята моделировали буквы из различных конструкторов, счетных палочек, резинок. Дома они с родителями изготовили буквы из подручных материалов для выставки.
Среднесрочный познавательно исследовательский проект «Мы - будущие инженеры»
Разрабатывался, что бы познакомить детей с процессом строительства зданий. Мотивацией послужила закладка фундамента новой школы в нашем селе. После экскурсии на строительную площадку тема вызвала живой интерес у дошкольников. Дети познакомились с новыми строительными профессиями (геодезист, архитектор, кровельщик, закрепили знания о различных видах специальной техники. Учились составлять чертежи, выполнять сложные постройки из различных видов конструктора с использованием схем и по представлению. Ребята принимали активное участие в подготовке к итоговому мероприятию ««Наша новая школа». Они моделировали подъемный кран. Принимали участие в изготовлении кирпичиков из яичных коробок, которые в дальнейшем были использованы в конструировании школы.
Отдельно хочется рассказать о наших познавательно исследовательских мини проектах с использованием steam –технологии. Которые помогают формировать познавательные способности в области физики.
С помощью мини проекта «Балансирующие роботы» дети подготовительной группы познакомились с таким понятием как баланс.
В проекте «Говорящие стаканчики» дети узнали об одном из способов передачи звука на расстоянии. В дальнейшем наши «говорящие стаканчики» были использованы в инсценировке стихотворения К. Чуковского «Телефон», дети стали использовать телефочики и в сюжетно-ролевых играх.
Очень интересным получился мини проект «Игрушка – побегушка» Дети средней группы совместно с педагогом и дома с родителями изготовили модели подвижных игрушек. Темой очень заинтересовались р папы. Из бросового материалла были изготовлены разного вида волчки, вертушки, минифутбол, вертолет. Этот проект способствовало пониманию дошкольниками природы движения тел, побудил интерес к моделированию. Дети научились смотреть на привычные вещи новым, творческим взглядом.
Не смотря на то, что мы только начали осваивать эту технологию, наша steam лаборатория стала одним из любимых занятий у детей.
Таким образом, Моделирование и конструирование, проведение опытов в рамках проектной деятельности, позволяет дошкольнику развиваться в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, способностями и реализовать творческий потенциал каждого ребенка.