Юля Щупко
Развитие коммуникативных отношений дошкольников в соответствии с ФГОС
▼ Скачать
Коммуникативные способности – это навыки общения с людьми, это способности, которые можно и нужно развивать. Нужно отметить, что отношение с людьми зарождаются и наиболее эффективно развиваются в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст является решающим в формировании не только физического, но и психического развития. Именно в этот период закладываются основные черты личности, формируется характер отношения к себе к окружающим. Происходит развитие эмоционального интеллекта, отзывчивости, сопереживание, формирование готовности деятельности взрослыми и сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации.
Публикация «Развитие коммуникативных отношений дошкольников в соответствии с ФГОС » размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Первый опыт таких отношений становится тем самым фундаментом, на котором строится дальнейшие развитие личности. От того, как сложится отношение ребёнка в первом году его жизни, коллективе – группе дошкольного учреждения, во многом зависит его последующий путь личностного и социального развития. Неслучайно в дошкольной педагогике всё больше внимание стали уделять развитию коммуникативных отношений (ФГОС ДО).
Особую важность этой проблемы приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей внушает серьёзную тревогу. Причин много: чрезмерная «интелектуация» воспитания; технологизация нашей жизни (Лучший друг современного человека телевизор, компьютер, планшет); просмотр мультфильмов игр, которые несут большей заряд агрессий; высокая занятость родителей.
А ведь человеческое общение раскрашивает мир яркими красками, существенно обогащая мир детей. Несмотря на изменения в нравственном, социально – коммуникативном развитии дошкольников, их поведение: неуправляемость, избалованность, эгоизм, трудности в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками, дети остаются детьми. Они любят играть с современными головоломками, конструкторами, компьютерными играми. Дети стали более информированными и любознательными. Но тем менее, многие детине могут общаться по ряду причин: за труднее испытывают дети с недоразвитием речи; у многих детей не сформулированы дифференциация эмоциональных состояний и саморегуляция; не большой объём мимических средств (выразительность движений мышц лица и пантомимических средств, выразительных движений всего тела); слабость артикуляционного аппарата.
Общение – одна из самых важных человеческих потребностей. ФГОС ДО выделяет пять образовательных областей, из них «Социально – коммуникативное развитие».
Каковы же задачи:
1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
2. Развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
3. Становление самостоятельности, цели направленности и саморегуляции собственных действий.
4. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
5. Формирование позитивных установок к различным видам творчества и труда.
Задача педагогов - создать необходимые условия для социально - коммуникативного развития : Организация РППС; создание для детей ситуаций коммуникативной успешности, моделирование игровых ситуаций. Коммуникативное воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности: групповые, подгрупповые, индивидуальные, образовательной деятельности и непосредственно – образовательной деятельности (НОД, культурных практик.
Образовательная деятельность в режиме дня: беседы, речевые ситуации, чтение сказок, составление рассказав, ситуация морального выбора, речевые тренировки, проекты совместно со взрослыми, экспериментирование.
Самостоятельная деятельность детей: сюжетно – ролевые, театрализованные, режиссёрские игры, хозяйственно – бытовой труд, самостоятельная деятельность в уголках уединения, зонированных центрах, развивающие настольно – печатные игры, простейшие опыты и эксперименты в детской лаборатории. Особое место для развития у детей коммуникативности отводится театрализованной деятельности. Театрализованная детальность, является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий, способствует развитию у детей : 1. Монологической и диалогической речи; 2. Развитие творчества, воображение; 3. Обогащение словарного запаса; 4. Развитие мимических средств; 5. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу; 6. Умение оценивать поступки героев; 7. Развитие любви к сказкам.
Выделяется несколько этапов к театрализованной деятельности:
I этап – проведение игр. Разработка этого этапа направлена на развитее игрового поведения, развитие творчества у детей, умение общаться со сверстниками, проявлять интерес, инициативу.
II этап – проведение артикуляционной гимнастики с целью раскрепощения артикуляционного аппарата, развитие речевого дыхания, дикции.
III этап – кукловедение, игры с куклами.
IV этап – чтение сказки и непосредственная игра детей, учитывая характер и образы персонажей.
Организовав интегративный процесс взаимодействия педагога с детьми для развития коммуникативности, позволит Вам воспитать у детей отзывчивость, сопереживание, чувство эмпатии, чувства принадлежности к семье, к сообществу детей и взрослых, коммуникативная компетенция не возникает сама по себе это результат длительного целенаправленного воздействия на человека, которое необходимо начинать с раннем возраста. Не стоит забывать, что родители являются примером для подражания. Воспитав ребёнка, способного к общению и диалогу, Вы раскрасили мир яркими красками.
Библиографический список:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС 2013 г.)
2. Абрамова Л. В. Слепцова И. Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников, 2016
3. Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. М., 2007.
4. Бахтеева Э. И. Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста как аспект личностного становления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 11. С. 16–20.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. : Астрель, 2013.