Альбина Нурулина
Развитие коммуникативных навыков у детей средней группы средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие коммуникативных навыков у детей средней группы средствами театрализованной деятельности»
МДОУ д. с №114о. в г. Магнитогорск
Воспитатель: Нурулина Альбина Амамбаевна
Публикация «Развитие коммуникативных навыков у детей средней группы средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Социальное становление личности ребенка происходит под воздействием разнообразных, нередко противоречивых влияний общественной жизни. Среди этих явлений важное место занимает образовательно- воспитательная система. Другим источником опыта социальных отношений является воздействие среды (семья, улица, средства массовой информации, детские сообщества, которые настолько многообразны, нередко случайны, что учесть этот фактор удается не всегда. Стихийные воздействия социума на личность ребенка могут давать нередко отрицательный результат. Представления о «крутом» поведении импонируют детям, они подражают отрицательным героям экрана. Поэтому так важно противопоставить им результат целенаправленной работы педагога по речевому воспитанию детей, направленной на развитие их коммуникативной компетентности, способности налаживать общение с окружающими людьми (взрослыми сверстниками) при помощи языковых (фонематических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий).
В дошкольном учреждении уделяется немало внимания развитию речи, а также происходит знакомство детей с вопросами культуры речевого поведения.
Педагог в ДОУ решает разные коммуникативные задачи : учит детей, как приветствовать друг друга или прощаться; как выразить просьбу; как вести диалог по телефону; что значит быть внимательным слушателем и т. д. Для детей старшего дошкольного возраста характерна недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире взрослых - и соответственно недостаточное развитие коммуникативных способностей и возможностей. Небольшой объем мимических и пантомимических средств, слабость артикуляционной й тонкой моторики снижают коммуникативные возможности детей данного возраста.
Поэтому для достижения оптимальных результатов в работе мы используем театрализованную деятельность, подготовка к которой должна проходить несколько этапов:
1. Введение ребёнка в мир театра, сказки, игры.
Сначала необходимо выразительно прочитать произведение, и
провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности.
2. Обучение имитационным движениям.
Важно научить детей имитационным движениям, научить подметить характерные особенности разных животных (медведь косолапый, лиса хитрая и др.).
3. Совместное творчество детей в театрализованной деятельности.
Сочиненные детьми сказки для игр драматизаций, характеризуют решением коммуникативных навыков. Дети только тогда смогут проявить творчество, когда почувствует доброжелательное отношение к себе детей и взрослых,
При анализе программы «От рождения до школы» программа под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М Л Васильевой по образовательным областям: «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», определили направления работы, которые подчинены одной цели - развитию коммуникативных навыков средствами театрализованной деятельности :
I. Обучение диалогической речи.
2. Ознакомление с художественной литературой.
3. Театрализованная деятельность.
Содержательной стороной обучения диалогической речи является формирование отдельных диалогических навыков, через использование образцов художественной литературы и собственно игр - драматизаций, дальнейшей работе происходит отработка полученных коммуникативных навыков в ситуациях стимулированного общения через использование образцов художественной литературы и собственно игр - драматизаций. Освоение образного состояния позволяет знакомить детей с сюжетными историями, фрагменты которых “рассказываются” посредством выразительных движений, а это в свою очередь дает возможность воплощать образы не абстрактно- изолированно, а конкретно-мотивированно - через проигрывание ситуаций, показывающих, почему персонаж загрустил, или развеселился, или подобрел т. п., что значительно обогащает образ, помогает представить его в развитии, тем самым активизирует творческое воображение.
Наивысшая точка развития и обучении детей диалогической речи в старшем дошкольном возрасте – это отработка полученных коммуникативных навыков в ситуациях стимулированного общения, где дети включаются в деятельность по придумыванию и изданию собственных сказок.
Собранная детьми информация ложится в основу плана – модели написания любой книги:
1. Сочинение сказки, запись.
2. Рисование иллюстраций к сказке, книжке-малышке
3. Оформление и ознакомление
Каждый из воспитанников группы придумывает свою историю, записывает и издают книжку - малышку.
В работе по направлению чтение художественной литературы происходит знакомство с произведениями, рекомендованными примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» с использованием драматизаций отрывков произведений.
В ситуациях общения, в самостоятельной деятельности рассматривание иллюстраций к книгам, активное общение в ситуациях обсуждения художественных произведений, в драматизациях - применение выразительных средств передачи образа в движениях, мимике, жестах, интонациях.
В работе по направлению театрализованная деятельность происходит последовательное знакомство детей с различными видами театра (театр ложек, верховые куклы, настольный, элементы костюмов животных, воспитание устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности, подведение детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях это формирование положительного отношения к играм-драматизациям: разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям; просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной). Дети в самостоятельной деятельности разыгрывают сюжеты творческих, фантазийных сказок таких, как «День рождения у Кота Леопольда», «Лесной концерт».
Плана — модель театрализованной деятельности :
1. Постановка сказок и составление сценария, распределение ролей, подготовка декораций, репетиций.
2. Спектакль и выступление.
В групповом пространстве организована предметно — развивающая среда при активном включении в этот процесс детей, создана картотека дидактических игр и упражнений, фонотека аудиокассет, дающих возможность детям увидеть речевое поведение персонажей в динамике; различные виды театра, и, конечно, театральная атрибутика.
Данные задачи невозможно решить без участия родителей, поэтому нами были организованы и проведены консультации и рекомендации «Сорное слово», «Рука развивает мозг», «Учусь рифмовать». «Что такое речь?», «Как покупать книги для ребенка», «О проблемах в общении», «Сказкотерапия для детей», главная цель которых раскрыть, что в их семье есть самые главные люди - это их дети.
То трепетное счастье, которое приносит ребенок в дом нельзя ни с чем сравнить. И мы должны стараться, чтобы он вырос здоровым, раскованным, свободным, воспитанным, вежливым, имел широкий круг интересов, умел легко общаться с окружающими.
Коммуникативное развитие подразумевает достижения ребенком показателей развития общения со взрослыми и сверстниками. Ожидаемым результатом стало то, чтобы дети могут комфортно чувствовать себя в обстановке, в любой речевой ситуации, легко вступают в диалог, достоинством и уважением к другому, аргументировать свою точку быть внимательными слушателями и доброжелательными собесе, владеющими невербальными средствами общения, быть добрыми, интеллигентными, коммуникабельными людьми.
Список использованной литературы:
1. Антипина А. Е. "Театрализованная деятельность в детском саду". - М.
2. Артемова Л. В. "Театрализованные игры дошкольников"- М., 1991.
3. Доронова Т. Н. "Играем в театр". - М. ,2005.
4. Лещинская-Гурова О. В. На пороге дошкольного детства» И. : НТ 2004 г.
5. Чулкова А. В. Дону,2008 г. «Формирование диалога у дошкольников» И. :Ростов- на –Дону, 2008 г.