Анна Семушина
Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с использованием игровой терапии
▼ Скачать + Заказать документы
«Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных
задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста”
В. А. Сухомлинский
Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста является важным условием нормального психического развития ребенка. Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер, что особенно значимо для коррекции недостатков развития общения у детей с ОВЗ.
Публикация «Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с использованием игровой терапии» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Общение, является сложной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми ребенок овладевает в процессе усвоения социального опыта. Эффективность социализации развивающейся личности находится в прямой зависимости от полноценного процесса речевого общения.
Коммуникативное становление личности в дошкольном детстве носит до некоторой степени стихийный характер. К 7-ми годам нормотипичный ребенок овладевает элементарными умственными операциями конкретно-действенного характера, причинными связями, может связно излагать мысли, пользуется грамматически, лексически и фонетически правильной речью. Именно в этом возрасте вырабатывается интеллектуальная регулирующая планирующая функция речи, умение ориентировать свою речь на партнера и ситуацию общения, а также отбирать языковые средства в соответствии с ними. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
Общение – фактор, определяющий во многом успешное развитие, именно дефицит его, порождает отставание и отклонение в психическом развитии.
Различные ограничения здоровья оказывают негативное влияние на формирование и развитие коммуникативной деятельности дошкольников.
При отставании в развитии речи у ребенка возникают проблемы, связанные с вербальным общением, что затрудняет взаимоотношения между индивидом и обществом. Эта проблема требует особого подхода к организации коррекционно-развивающей работы с учетом общих, специфических и индивидуальных особенностей детей.
Коммуникативные способности (навыки) как индивидуальные особенности человека, раскрывающие возможность контакта, общения и обмена информацией формируются только в процессе социального научения при практическом взаимодействии с другими членами общества. Поэтому коммуникативные способности у каждого индивидуальны. Особенно они отличаются у детей с ограниченными возможностями. Как правило, такие дети с трудом идут на контакт, общение и взаимодействуют они с очень, очень близкими им людьми. У детей с отклонениями в развитии часто наблюдаются нарушения в развитии психических процессов, отклонения в умственном развитии и нарушения в эмоционально-волевой сфере. Все эти факторы развития мешают ребенку полноценно выстроить взаимодействия с окружающими. Они часто замыкаются в себе, сторонятся детей и взрослых, предпочитают молчать при обращении к ним не только на занятиях, но и в свободной деятельности и общении. Часто у таки детей наблюдается высокий уровень тревожности, что может проявляться не только замкнутостью, но и агрессивностью по отношению к окружающим.
Основные направления развития начальных навыков общения у детей дошкольного возраста
Развитие умения входить в контакт, вести диалог;
Преодоление стеснения в общении
Развитие навыков невербального общения
Развитие внимания, интереса к партнеру по общению;
Развитие навыков взаимодействия детей в группе;
Для возникновения и развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста нужна специальная организованная взрослым игровая ситуация, в которой дети приобретают опыт взаимодействия.
Как известно, игра – это самая важная деятельность ребёнка. Дети более полно и непосредственно выражают себя в игре, которая является для них средством коммуникации. Вся коррекционно-развивающая работа с такими детьми должна осуществляться посредством игровой деятельности и игрового взаимодействия.
В своей работе по развитию коммуникативной сферы у детей с особыми образовательными потребностями я применяю элементы недирективной игровой терапии
Недирективная игровая терапия — это целенаправленная терапевтическая система, центром которой является ребенок как самостоятельная личность, способная к саморазвитию.
Игровая терапия различается по форме, содержанию, характерным особенностям и занимает отдельное место в жизнедеятельности ребенка, развивая, обучая и воспитывая его.
Главный принцип игровой терапии, центрированной на ребенке (ИТЦР, – не действовать, а просто находиться рядом с ребенком. Для психолога важным условием становится создание атмосферы дозволенности для раскрытия самореализации ребенка. Ведь в каждом ребенке заложен потенциал к саморазвитию и самоактуализации. Сутью данного метода становится концентрация не на проблеме, а на самом ребенке, доверии его внутренним силам. Это скорее философия, чем просто метод или техника. Она позволяет ребенку быть самим собой, чувствовать безопасность, проявлять различные чувства; для него становится возможным обрести контроль над ситуацией и с помощью игры ослабить напряжение. Игрушки заменяют ребенку слова, а сама игра позволяет выразить то, что находится внутри его психики и не всегда находит выход.
Создание условий, необходимых для самораскрытия ребенка (предоставление ему свободы быть таким, каков он есть, использование эмпатического понимания, принятия, теплоты, совместимости и поведенческих ограничений, позволяет ребенку получить более широкие возможности для развития адаптивного поведения.
Работа по развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ при использовании такого метода строиться в несколько этапов:
1. Сначала для ребенка просто создаются условия для игровой деятельности. Это может быть кабинет психолога с различными наборами игрушек, которые ребенок может использовать в своей деятельности. На этом этапе психолог ставит задачи установления контакта, построения доверительных отношений, обретения ребенком чувства некоторого контроля над ситуацией и своими переживаниями. Психолог в это время просто наблюдает за игрой, поощряя ребенка в выборе игрового материала, нив коем случае не подсказывая что брать и как играть. Здесь используются методы активного участия: озвучивание игровых действий ребенка (как констатация) : ты взял мишку, мишка едет на машинке. Таким образом, мы показываем интерес к деятельности ребенка, создаем безопасную атмосферу участия и принятия
2. Второй этап, когда ребенок начинает озвучивать свои действия, что он делает, как разворачивается хотя бы минимальный сюжет.
3. На третьем этапе ребенок позволяет нам участвовать в своей игре. Он сам предлагает игрушки, чем будет играть психолог и пытается объяснить, какими будут игровые действия взрослого. Таким образом, взрослый становится партнером ребенка в игре.
4. На четвертом этапе мы предлагаем ребенку пригласить кого-нибудь из группы, чтобы поиграть вместе. Здесь важно, чтобы ребенок сам выбрал себе партнера. Психолог снова занимает наблюдательную позицию. Воздействие минимально. На этом этапе часто бывает так, что ребенок с ОВЗ начинает быть лидером, диктует, что делать партнеру. Здесь мы как раз делаем акцент, что другой ребенок тоже полноправный игрок и его мнение надо учитывать. У ребенка начинают формироваться новые социальные навыки. В следующую встречу по желанию ребенка мы может менять партнера по игре.
5. Игровая деятельность на пятом этапе переходит в группу. Здесь мы создаем условия для развития игры в парах – тройках с другими детьми, для того, чтобы у ребенка расширялся диапазон игровых навыков и социального взаимодействия.
Подбор игрушек для занятий. Кукольная семья, наборы животных, минимальный набор мебели, игрушечный младенец с одеяльцем, пластмассовая машинка, пластмассовый самолет, мягкий мяч, набор посуды на двух человек, солдатики,
пальчиковые куклы, медицинский набор, бутылка с соской и тд
Использование элементов игровой терапии в работе с детьми с ОВЗ позволяет создать комфортную эмоциональную атмосферу в процессе взаимодействия с психологом и с другими детьми. В процессе игры важно способствовать установлению непринуждённых, дружеских отношений.
Результатам использования данного подхода в развитии коммуникатиных навыков у детей с ОВЗ является :
- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Детское переживание радости со сверстниками в дальнейшем превращается в жизнерадостность, оптимистическое отношение к жизни, умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей.
На протяжении всего детства дети учатся понимать и уважать друг друга, но хорошо, если такой опыт они начнут приобретать уже на самой первой ступеньке общения. Лучшее, что могут сделать взрослые в такой ситуации, так это научить детей социально приемлемым нормам поведения и общения.
Дети становятся более инициативными, любознательными, более внимательными и доброжелательными друг к другу. У детей развивается уверенность в своих силах.
Полученные навыки дети смогут применять в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.
Педагог-психолог МБДОУ №186
Семушина Анна Леонидовна