Светлана Гришина
Развитие когнитивных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью игр-головоломок
▼ Скачать + Заказать документы
Когнитивные способности — это способность мозга обрабатывать и усваивать информацию об окружающем мире. К ним относят внимание, память, воображение, речь, логику, восприятие информации органами чувств.
Познавательная активность дошкольников и развитие логического мышления является актуальной проблемой в настоящее время.
Образовательная область «Познавательное развитие» включает приобретение опыта в видах деятельности по:
Публикация «Развитие когнитивных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью игр-головоломок» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
– развитию познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность;
развитию творчества и воображения;
формированию познавательных активности;
любознательности, развитию интересов детей;
формированию первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
Дошкольный возраст является благоприятным для развития логического мышления.
Логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста будет происходить успешнее, если включать в педагогический процесс игры-головоломки, направленные на развитие когнитивных способностей.
Развитие когнитивных способностей приводит к формированию дедуктивного мышления у ребенка:
ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к открытию более сложных;
складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.
Развитие логического мышления связано с возрастными особенностями детей.
В старшем дошкольном возрасте систематизируются представления детей, продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном примере, но и совершить преобразования объекта, показать, в какой последовательности объекты будут взаимодействовать.
Детям 5-7 лет свойственна любознательность, наблюдательность, интерес ко всему необычному, новому. Самому отгадать загадку, высказать мнение, придумать сказку, обобщить предметы по определенным признакам.
Развитие логических операций мышления (классификация, обобщение, анализ, синтез, сравнение) влияет не только на когнитивное, но и общее развитие ребенка. Развиваются положительный фон настроения, характер, самоконтроль, уверенность в себе, интерес к занятиям. Все это необходимо для дальнейшей жизни ребенка. Достаточная подготовленность когнитивной деятельности снимает переутомление, сохраняет здоровье ребенка.
Игры-головоломки рекомендуются для игр детей, начиная с четырех-пяти лет.
Они способствуют развитию логического мышления, действия замещения, схематизации, моделирования, пространственного воображения, памяти, мелкой моторики.
Головоломки, направленные на решение геометрических задач такие, как «Колумбово яйцо», «Танграм», «Блоки Дьенеша, «Пифагор», «Волшебный круг», «Пентамино» и другие – на составление плоскостных изображений из наборов геометрических фигур наиболее популярны. Они способствуют развитию пространственных представлений, закреплению знаний о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур, требуют проявления конструктивных способностей, интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения. Эти головоломки вызывают у детей большой интерес.
В результате развития когнитивных способностей развивается способность устанавливать, раскрывать разнообразные связи, существующие в действительности между предметами и явлениями и внутри каждого из них. Игры-головоломки развивают геометрическое воображение, конструктивное мышление, зрительный контроль своих действий, комбинаторные способности, развивает аналитико-синтетическую деятельность, творческие способности, продуктивное мышление, сообразительность, целенаправленность в решении практических задач.
Решать головоломки, соблюдать определенные правила игры детям этого возраста увлекательнее, чем играть и выигрывать без выдумки и без усилия. Главным в умственной деятельности становится стремление узнать новое. Имеют место быть мотивы соревнования. У детей старшего дошкольного возраста интенсивно развивается словесно-логическое мышление.
Игровая деятельность может быть организована двумя путями:
1) постепенное усложнение от схем первого уровня сложности до второго: от расчленённого образца к нерасчленённому;
2) организация игр, основанных на развитии воображения и творчества ребёнка.
С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы, запоминает цвет, форму, размер, тренирует мелкую моторику рук, развивает речь, когнитивные способности : мышление, внимание, память, воображение.
Значительная часть когнитивного развития ребенка происходит в 6-7 лет. Накопленные к 6 годам сведения о мире требуют от ребенка новых возможностей. Развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение, логика, переходит на новый уровень.
Показатели гармоничного когнитивного развития детей 6-7 лет.
-Восприятие продолжает развиваться, становится целенаправленным, анализирующим и более осмысленным.
-Ребенок умеет искать, наблюдать, рассматривать;
-Различает форму, размер и цвет;
-Ориентируется в пространстве, различает направления («вниз», «вверх», «право» и «лево»).
-Мышление еще наглядно-образное, но уже формируется словесно-логическое, то есть приобретается умение оперировать словами и понимать логику рассуждений.
-Ребенок устанавливает причинно-следственные связи («было», «стало», «будет»).
-Память становится основой всех психических процессов мышления. Непроизвольная память остается ведущим типом памяти.
-Ребёнок усваивает информацию на слух и визуально.
-Контролирует процессы памяти и мышления.
-К 7 годам у ребёнка развивается опосредованное запоминание с использованием внешних стимулов (карточек и схем).
-Внимание непроизвольное, связанное с интересом к выполняемой деятельности.
-Ребёнок при пассивном восприятии информации может удерживать внимание не более 5 минут.
-Его объем внимания небольшой (2-3 объекта).
-Низкий уровень распределения внимания (не может выполнять 2 действия одновременно)
-Воображение в возрасте 6-7 лет особенно активно развивается и значительно превосходит интеллектуальное развитие.
-У ребёнка развивается творческое воображение.
-Развивается фантазия (воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре).
-Речь продолжает активно развиваться во всех планах : грамматика, лексика, речь становится более связанной.
-Словарный запас увеличивается, ребёнок употребляет обобщающие существительные, использует синонимы, антонимы и прилагательные.
-Монологическая речь хорошо сформирована.
-Умеет участвовать в диалоге.
-Начинает формироваться письменная речь.
Таким образом, головоломки приносит большую пользу ребенку в любой возрастной группе. Тренировка логики, памяти, сообразительности позволяет в дальнейшем находить правильные решения и в сложных жизненных ситуациях взрослого человека.
Библиографический список
1. Венгер, Л. А., О. М. Дьяченко Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста - М., Просвещение, 1999.
2. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии - СПб., Перспектива, 2022.
3. Гаврилина, С. Е., Н. Л. Кутявина Развиваем мышление - М., Махаон, 2000.
4. Детская практическая психология / Под ред. Т. Д. Марцинковской. - М., Гардарики, 2004.
5. .Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Под редакцией Венгера Л. А. - М., Просвещение, 1989.
6. Колесникова, Е. В. 500 игр для коррекционно-развивающего обучения – Ювента, 2008.
7. Математика до школы. Ч. 2 : игры-головоломки / сост. Михайлова З. А., Р. Л. Непомнящая. – СПб. : «Детство-пресс», 2003.
8. Никитин, Б. П. Интеллектуальные игры. – Изд. 5-е, испр. и доп. М., «Лист Нью», 2001.
9. Эльконин, Д. Б. Психология игры. -2-е изд. - М. : Владос, 1999.