Ирина Белозерова
Развитие качеств, умений и навыков, необходимых ребенку для безопасного поведения на дорогах и улицах, посредством игр
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Развитие качеств, умений и навыков, необходимых ребенку для безопасного поведения на дорогах и улицах, посредством игр»
Подготовительная группа №6 «Воробушки»
Воспитатель: Белозерова И. П.
Вологда 2023 год
Тип, вид проекта: информационный, практико-ориентировочный, творческий.
Публикация «Развитие качеств, умений и навыков, необходимых ребенку для безопасного поведения на дорогах и улицах, посредством игр» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Игры для детей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Продолжительность проекта: долгосрочный (февраль – май 2022-2023 учебный год) .
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения? Такую серьезную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях? Конечно, в виде игры, развлечений и досугов. С каждого развлечения или досуга дети обязательно должны вынести определенный урок, который запомнится им, будет применяться в нужный момент и, конечно, поможет сохранить жизнь и здоровье. Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице. В сложной ситуации, при появлении опасности взрослого человека иногда выручают знания, инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, малыши обладают этими качествами не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, не могут моментально принять правильное решение. Избежать опасности можно, лишь обучая детей правилам дорожного движения, и, развивая необходимые физические качества с раннего возраста.
Главным видом деятельности детей в дошкольном возрасте является игра. Игра представляет самовыражение ребенка, средство его совершенствования, что в свою очередь имеет большое значение для воспитания и формирования личности у детей дошкольного возраста. С целью создания основ безопасного поведения детей дошкольного возраста следует организовать воспитательно-образовательную деятельность, которая должна осуществляться в комплексе (применять как занятие по правилам дорожного движения, так и сюжетно- ролевую игру, а кроме того в разных формах работы с целью их нравственного, физического, интеллектуального, духовного развития и формирование навыка безопасного поведения на дороге).
Цели проекта: Создание условий для усвоения и закрепления детьми навыков безопасного осознанного поведения на улицах города. Формирование у дошкольников умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи:
1) закреплять знания, умения и навыки, приобретенные детьми в дошкольном образовательном учреждении;
2) воспитывать у детей внимание, сосредоточенность, осторожность, быстроту реакции;
3) создать положительный эмоциональный настрой детей.
Наличие ресурсной базы:
-Макеты дорожных знаков, разметка перекрестка и прилегающих к ней дорог, а также пешеходных переходов, тротуаров, макеты транспортных средств;
-Макет с соответствующей разметкой и дорожными знаками;
-Детская литература по ПДД;
-Дидактические игры и настольные игры;
-Иллюстрации, картины;
-Атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Дорожное движение», «Путешествие на автобусе» и др.
Интеграция образовательных областей:
При реализации проекта осуществляется интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Формы работы:
Непосредственно образовательная деятельность, беседы, целевые прогулки, чтение художественной литературы, рассматривание картин, игры - викторины, сюжетно – ролевые игры, настольные и подвижные игры.
1. Подготовительный этап.
1. Организация предметно-развивающей среды :
Определение цели и задач проекта.
Разработка перспективного плана работы с детьми.
Разработка конспектов занятий с детьми по ПДД.
Организация развивающей среды в группе - оформление уголка безопасности. (В группе –расширение и обогащение новыми материалами уголка ПДД. В родительском уголке – периодическая смена консультаций и памяток,все возможные рекомендации по обучению детей ПДД)
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, интернет - ресурсов по теме проекта.
Подборка художественной литературы по теме проекта.
2. Работа с родителями (Анкетирование родителей, оформление родительского уголка по теме проекта; консультации для родителей для повышения уровня знаний родителей поданной теме).
2. Основной этап.
февраль -Беседы:
«Цвета в дорожном движении»
Цель: напомнить детям значения цветов в дорожном движении,активизировать знания о работе светофора.
«Правила перехода улицы»
Цель: напомнить правила перехода улицы по пешеходному переходу.
«Где можно и где нельзя играть»
Цель: Познакомить детей с тем, что может произойти, если играть в неположенном месте.
- Раскрашивание раскрасок по ПДД.
- Чтение художественной литературы:
Я. Репин «Дорожная азбука»; «Скверная история» С. Михалков
Цель: Систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдать и осознанно выполнять правила дорожного движения.
- Дидактические игры:
«Внимание, дорожный знак»;«Водители»
Цель: Учить детей правилам дорожного движения; развивать мышление и пространственную ориентацию.
- Подвижные игры:
«Цветные автомобили» ;«Автобусы» (быстрая ходьба)
Цель: Упражнять детей в умении реагировать на цвет, развиваем внимание, закрепляем Правила дорожного движения.
-Игра с макетом: «Разметка перекрестка»
Цель: Создание ситуации формирования основ безопасности на дороге у детей младшего дошкольного возраста через игры на макете.
март -Беседы:
«Наша улица»
Цель: Формировать представление дошкольников о безопасности дорожного движения; ознакомление с понятиями: проезжая часть, тротуар, газон, обочина.
«Правила пешехода»
Цель: Расширить знания детей о правилах пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре; закрепить знания о следующих понятиях: «пешеход», «дорожные знаки», «островок безопасности», «переход»; закрепить у детей представления о назначении дорожных знаков : «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено».
«Правила дорожного движения выполняй без возражения»
Цель: Познакомить детей с движением транспорта и пешеходов; продолжать формировать знания правил перехода улицы по светофору; развивать ориентировку в пространстве, умение действовать по сигналу; развивать мышление, зрительное восприятие, мелкую моторику рук; развивать связную речь; воспитывать потребность в соблюдении правил дорожного движения.
-Дидактические игры:
«Угадай, какой знак?»; «Кто отличник-пешеход?»
Цель: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения (сигналы светофора, пешеходный переход); воспитывать усидчивость, внимание.
-Подвижные игры:
«Стоп — Идите»
Цель: Закрепить знание сигналов светофора, умение двигаться по сигналу, развивать внимание.
«Зебра» (на время и точность исполнения).
Цель: Напомнить детям что такое «зебра» и как правильно переходить дорогу. Закреплять умение быстро и точно выполнять задание, развивать командный дух.
-Чтение художественной литературы: «Милиционер»С. Маршак;
«Если бы» О. Бедарев; «Моя улица» С. Михалков
-Аппликация : «Светофор»
Цель: Закрепление правил дорожного движения и знаний о значении цветовых сигналов светофора, получение профилактической информации о травматизме при переходе автомобильной дороги.
апрель -Беседы:
«Правила пешехода»
Цель: Расширить знания детей о правилах пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре; закрепить знания о следующих понятиях: «пешеход», «дорожные знаки», «островок безопасности», «переход»; закрепить у детей представления о назначении дорожных знаков : «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено».
«Путешествие на метро»
Цель: Продолжить знакомить детей с подземным транспортом метро, его особенностями и правилами поведения в нём пассажиров; продолжать работу по ознакомлению дошкольников с дорожными знаками и правилами безопасного движения на дороге; учить детей использовать свои знания правил дорожного движения на практике.
«Мостовая - для машин, тротуар – для пешехода»
Цель: Формирование у детей знаний правил дорожного движения; напомнить о значении дорожного знака «Пешеходный переход».
-Рисование : «Улица города»
Цель: Воспитывать у детей любовь и чувство гордости к своей улице, родному городу. • закрепить знания детей о понятии «улица»., знание своего адреса и адреса детского сада, умение рассказывать об улице, на которой живет ребенок.
-Настольно-печатные игры:
Домино «Дорожные знаки»; Лото «Азбука дорожного движения»
Цель: Формирование представления о правильном пешем и колесном перемещении по городским улицам, закрепление знаний о регулировочных знаках.
май Беседы:
«Где можно играть?»
Цель: Формировать представление дошкольников о безопасности на улицах и дорогах. Убедить детей в опасности проведения игр на проезжей части улицы (дороге). Объяснить, почему нельзя играть на улице и дорогах. Обозначить места для игр и катания на самокатах, детских велосипедах, лыжах, санках и коньках.
«О правилах дорожного движения»
Цель: Учить детей правильно называть элементы дороги; познакомить с правилом движения по обочине дороги; закреплять знания о знакомых правилах дорожного движения
-Сюжетно-ролевая игра «Инспектор ДПС»
Цель: Создание условий для формирования навыков безопасного поведения на дороге.
-Дидактические игры:
«Найди нужный знак»;«По дороге»
Цель: Закрепить знания о различных видах транспорта; тренировать внимание, память.
-Подвижные игры:
«Автоинспектор и водители» ; «Внимание, пешеход!»
Цель: Развивать внимательность, закреплять знание сигналов светофора, отрабатывать правильность перехода дороги.
-Развивающая игра : «Соответствия «дорожные знаки»»
Цель: Учить детей различать дорожные знаки для водителей и пешеходов.
Работа по изучению правил дорожного движения обязана проводиться в тесном контакте с родителями. Необходимо объяснить родителям о том, насколько важно научить детей самостоятельности при передвижении по улице. Родителям старших дошкольников с этой целью можно дать поручение в игровой форме, но с конкретной, понятной ребенку целью. К примеру, «Давай, сегодня по дороге домой я буду твоей мамой, а ты моей дочкой», – говорит мама ребенку, «но для начала расскажи мне подробно, по какой стороне тротуара нужно идти, где мы будем переходить дорогу?» В этом случае ребенок будет действовать под контролем и в сопровождении взрослого. Выполнение подобных заданий ставит перед ребенком определенную цель, закрепляет знание правил передвижения по улице, развивает наблюдательность, необходимость подумать, представить, мысленно расчленить путь на небольшие отрезки, определить расположение ориентиров и обозначить их словом.
3. Заключительный этап.
1. Консультация для родителей «Обучение детей правилам дорожного движения»;
2. Выставка рисунков для родителей «Я – послушный пешеход»;
3. Викторина «Пешеход на улице»;
Полученные результаты:
- Разработанный краткосрочный план работы с детьми старше - подготовительной группы и их родителями в рамках ознакомления с правилами дорожного движения выполнен, поставленные в начале проекта задачи достигнуты.
- Дети знают и умеют классифицировать дорожные знаки : предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки сервиса.
- Усвоены правила перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу.
- После реализации проекта у большинства детей появилось правильное понимание значимости соблюдения ПДД.
-В результате игровой деятельности дети узнают и называют разные виды транспорта, имеют представление о дороге, различают тротуар, обочину, проезжую часть дороги, знают сигналы светофора, их значение; имеют элементарные представления о правилах дорожного движения в качестве пешехода.
Вывод:
Проводить обучение детей по ПДД в игровой форме очень легко и в тоже время это получается совершенно ненавязчиво. Кроме того, игра способствует развитию познавательных интересов, логического мышления, творческих способностей дошкольников, умения обобщать, рассуждать, классифицировать, развивать внимательность, быстроту реакции на слово или сигнал, ориентироваться в окружающем пространстве; воспитывать выдержку и терпение в достижении цели.
Наглядные примеры, с которыми сталкиваются дети в процессе своего общения с дорогой, значительно сильнее знаний теории, которые они получают во время обучения. Моделируя реальные ситуации и действия, игра выступает мощным средством обучения, позволяющим на практике избежать негативное влияние окружающей среды.