Елена Лезенкова
Развитие интереса к экспериментированию и обогащение игрового опыта детей пятого года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Наиболее доступный для детей дошкольного возраста вид деятельно-сти, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний является игровая деятельность. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Важнейшему виду деятельности - игре, принадлежит огромная роль в развитии и воспитании ребенка. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике, воспитании и развитии.
Публикация «Развитие интереса к экспериментированию и обогащение игрового опыта детей пятого года жизни» размещена в разделах
В концепции дошкольного воспитания игра названа «академией дет-ской жизни». Привлекательность игры, как свободной, творческой деятельности, возникающей по инициативе детей, обусловливается ее потенциальными возможностями, ведущим местом и ролью.
Чем активнее ребёнок постигает тайны окружающего мира, тем шире становится круг его интересов и возникают всё новые и новые вопросы: «Почему?», «При каких условиях это происходит?», «Что будет, если… ?», «Как поведёт себя объект, когда… ?»
С детьми 4–5 лет экспериментирование приобретает черты исследований взрослых: воспитанники учатся самостоятельно формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, которые будут проверяться в опытах. Дети знакомятся с элементарными научными представлениями и становятся увереннее в практических действиях.
К среднему дошкольному возрасту дети пережили кризис трё хлетнего возраста: научились проявлять самостоятельность, выслушивать советы и инструкции взрослых. Юные экспериментаторы 4–5 лет делают первые попытки в определении проблематики предстоящего исследования, выдвигают предположения, каким образом проверить то или иное качество объекта или смоделировать физическое явление. Организуя занятия по опытно-экспериментальной деятельности, воспитатель учитывает возрастные особенности средних дошкольников, уровень психического развития и мышления : Высокая степень любознательности. Ребёнка 4–5 лет легко увлечь каким-либо предметом или процессом, вот почему знания не предлагают заучивать, а побуждают их добывать. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Дети среднего дошкольного возраста экспериментируют осознанно, для выяснения конечного результата опытного действия. В этом возрасте дети делают первые попытки самостоятельного анализа исследования и формулировки выводов. Стремление к активной коммуникации. У детей появляется желание не только задавать вопросы, но и высказывать собственные предположения. К периоду старшего дошкольного возраста у них будет развита способность к выдвижению гипотез. Для формирования этого умения в средней группе важно совершенствовать навыки устной речи, проводить развёрнутые беседы познавательной направленности. Достаточная развитость мелкой моторики. Дети среднего дошкольного возраста отлично управляются с различными инструментами, приборами и мелкими элементами. Для совершенствования работы кистей обеих рук и координации движений следует задействовать в опытно-экспериментальной деятельности разнообразные материалы (песок, в т. ч. кинетический, глина, камешки и др.) и инструменты (лупы, пипетки, совочки и др.)
В процессе экспериментирования ребёнок наблюдает, слышит, пробует на вкус, чувствует запахи, ощущает пальчиками - происходит всестороннее восприятие. Поэтому новая информация, которую он получает в процессе своей деятельности, останется в памяти прочно и надолго.
Экспериментальная деятельность, являясь лучшим методом познания закономерностей и явлений окружающего мира, в полной мере соответствует задаче ФГОС ДО– научить не знаниям, а способам их добывать.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий
потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается
в том, что в процессе эксперимента :
- дети получают реальные представления о различных сторонах
изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой
обитания;
- идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные
процессы.
- развивается речь ребёнка, так как ему необходимо давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
- происходит накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
- в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счёт повышения общего уровня двигательной активности.