Екатерина Иванова
План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью.
Публикация «План самообразования „Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Планирование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Творческая личность – это достояние всего общества. Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе изобразительной деятельности у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Актуальность
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Пояснительная записка
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
Распределение техники по возрастным группам.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
рисование пальчиками;
оттиск печатками из картофеля;
рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками :
- тычок жесткой полусухой кистью.
- печать поролоном;
- печать пробками;
- восковые мелки + акварель;
- свеча + акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошки;
- рисование ватными палочками;
- с помощью ватных дисков;
- кляксография с трубочкой.
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники :
рисование песком;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой;
монотипия пейзажная;
печать по трафарету;
монотипия предметная;
кляксография обычная;
пластилинография.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Цель: развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования и формирование разносторонней личности ребенка и его волевых качеств.
Задачи:
1. Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
2. Развивать творческие способности детей.
3. Формировать умение оценивать созданные изображения.
4. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
5. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования и стимулировать их совместное творчество с детьми.
сроки Методы и приемы Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами
сентябрь Определение тематики, подбор литературы в периодической печати и в интернете. Исследовательская работа в малых группах. Знакомство детей с искусством. Анкетирование родителей: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности». Консультация на тему: «Значение рисования нетрадиционными способами».
октябрь Изучение методической литературы по данной теме.
«Осенний лес» (отпечатывание сухих листьев). Консультация «Нетрадиционные техники рисования в средней группе» Консультация для воспитателей
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного
возраста через нетрадиционную технику рисования»
ноябрь
Разработка перспективного плана по нетрадиционной технике рисования в средней группе. «Дождливый день»
(рисование по мокрому листу)
Выставка работ «Прощание с осенью» Консультация: «Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства».
декабрь «Снежинки» (рисование методом тычка). Памятка для родителей «Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве с детьми». Консультация «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста».
январь Создание картотеки занятий по развитию творческих способностей через нетрадиционную технику рисования. «Весёлый снеговик»
(рисование пальчиками).
Консультация «Наблюдение за детским творчеством в домашних условиях». Консультация: «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях».
февраль
Применение разработанных картотек занятий в образовательных и самостоятельных деятельностях. «Мы – волшебники» (кляксография с трубочкой). Консультации для родителей "Изобразительная деятельность в семейном воспитании детей». Презентация «Мы любим рисовать!»
март Совместная творческая деятельность педагога и детей «Открытка для мамы» (печать по трафарету + рисование пальчиками). Выставки детских рисунков для родителей.
Обмен опытом и информацией с коллегами по возрастной параллели о работе с детьми.
апрель «Солнышко» (рисование ладошками). Привлечение родителей к совместному рисованию.
Выставка рисунков «В гостях у весны».
май Самоанализ и самооценка НОД в своей группе. «Праздничный салют над городом» (восковые мелки + акварель). Советы родителям «Как оформить уголок для рисования детям в домашних условиях». Отчет о проделанной работе по самообразованию за учебный год (средняя группа).