Надежда Николаева
Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
«Игровая деятельность дошкольника»
Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в развитии ребенка, оказывая влияние на все стороны его психического развития. Особенно это касается дошкольного возраста, когда игра является одним из важных средств познания окружающего мира. Данный вид деятельности сложен, внутренне мотивирован, но в то же время лёгок и радостен для ребенка. Игра – это наиболее естественный и в то же время продуктивный способ обучения детей дошкольного возраста, поскольку знания и умения усваиваются в привлекательной для детей форме. Поэтому переоценить значение игровой деятельности детей дошкольного возраста сложно. Но, к сожалению, в настоящее время предметно-развивающая игровая среда уступает место урочной деятельности дошкольников, что приводит к отсутствию у них игрового опыта и умения развивать игровой сюжет. Кроме того, позиция многих родителей сводится к ненужности игры и к раннему обучению дошкольников. Между тем, о роли игры для своевременного и полноценного развития дошкольника свидетельствует тот факт, что Организация Объединенных Наций провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка, а специалисты всего мира заняты изучением детских игр, их классификацией и обучением родителей, педагогов, психологов игровому взаимодействию с детьми.
Публикация «Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Введение ФГОС ДО позволило сделать акцент на игровой деятельности в дошкольных учреждениях, поскольку игра – одно из ключевых направлений Стандарта. В пункте 2.7 Стандарта дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях. При этом от современного педагога требуется умение учитывать особенности развития детей, запросы родителей и требования школы, а также умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребенка и пользой для него. Качественное педагогическое руководство игровой деятельностью дошкольников состоит в том, чтобы до конца понимать развивающую роль детской игры, знать психологию игровой деятельности, компетентно использовать игровые позиции по отношению к играющим детям. Однако многие исследования показали, что для педагогов ДОУ, особенно для начинающих, своеобразным камнем преткновения является организация и руководство игровой деятельностью.
Все вышесказанное и предопределило актуальность выбранной темы.
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», - И так, как игра является ведущей деятельностью дошкольник, то мы, сотрудники ДОУ и родители, должны ребенку помочь сделать эту деятельность (игру) : яркой, положительной, разнообразной и познавательной.
Немалая роль в развитии игровой деятельности отводится семье. Как часто родители слышат от своих детей знакомую просьбу: «Мама, папа, поиграйте со мной!» И сколько радости получают малыши, когда взрослые, преодолевая усталость, занятость, отложив в сторону домашние дела, соглашаются поиграть. Но многие родители не уделяют должного внимания игре, считая это не столь важным; в силу занятости; или просто незнания как организовать игру со своим малышом. Поэтому в данном проекте будут участвовать родители ребят.
Присмотритесь внимательно к детям, к тому, как они проводят свой досуг, и вы увидите, как беден и ограничен выбор игр, которыми они пользуются изо дня в день. Как часто ребята не могут найти применения своим силам, не знают, чем себя занять – им не знакомы веселые игры и затеи.
Никакие мультфильмы, фильмы, компьютерные игры и многое другое не заменит в жизни ребенка живую настоящую игру, в которой он реально, а не виртуально может принимать участие. Отсутствие игры приводит к тому, что обедняется словарный запас, психологический фон, социальный опыт дошкольника, а этого допускать никак нельзя. В связи с этим, тему моего проекта считаю актуальной на сегодняшний день.
ЦЕЛЬ: Обогащение игровой деятельности дошкольника, посредством взаимодействия педагогов и родителей.
ЗАДАЧИ:
1. Создать позитивный микросоциум, где каждый участник (взрослый и ребенок) может развить свои способности в процессе совместной деятельности; творчески организовать общение и игру.
2. Способствовать развитию взаимопонимания между детьми и родителями.
3. Развивать педагогическую компетентность воспитателей и родителей.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Игрой малыш овладевает при руководстве и непосредственном участии взрослых (в детском саду – воспитатели, дома – родители, бабушки). Конечно, ребенок может научиться играть и сам, глядя на играющих сверстников на игровой площадке, наблюдая игры старших братьев и сестер, имея в своем распоряжении игрушки, которыми его щедро снабжают родители. Но опыт показывает, что стихийное овладение игрой происходит очень медленно и неполно, особенно в тех случаях, когда ребенок единственный в семье, а взрослые больше пекутся о его физическом благополучии и гигиене, нежели о психическом и эмоциональном благополучии.
Одна из важнейших ролей в формировании и развитии ребенка – это игровая деятельность ребенка. Известный российский педагог Макаренко А. С. говорил о играх, что они имеют чрезвычайно важное значение в жизни каждого ребенка. Игра для ребенка, все равно, что работа для взрослого человека. Как ребенок показывает себя в игровой деятельности, так он будет проявлять себя и в профессиональной деятельности, когда станет взрослым. Поэтому, Макаренко А. С. считал, что именно в игре должно происходить воспитание ребенка. Игра как ведущая деятельность дошкольника является основой для формирования познаний о важном пласте человеческой культуры – взаимоотношениях между людьми. Любая игра подчиняется каким-то правилам – поэтому игровая деятельность еще и помогает детям учиться придерживаться каких-то правил. Игра также помогает ребенку научиться организовывать свою деятельность, не ожидая подсказки извне, развивает любознательность и самостоятельность. Игра необходима для того чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким. Несмотря на значительный интерес к проблеме игровой деятельности, ее роли в жизни ребенка, многие аспекты еще остаются неразрешенными.
В последние годы многие ученые и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Сюжеты игр современных дошкольников отражают преимущественно бытовую сторону жизни и телевизионную тематику, профессиональные и общественные сюжеты представлены минимально. У большинства современных дошкольников игра не достигает своей развитой формы. В целом можно отметить, что уровень развития игры современных дошкольников значительно ниже, чем у их сверстников середины прошлого века. Следует отметить, что в настоящее время дошкольники мало играют и общаются со своими сверстниками во дворе, дети по большей части заинтересованы компьютерными играми и просмотром телевизионных передач и мультфильмов. Наблюдается и тенденция к полному исчезновению русских народных подвижных игр, таких, как лапта, салки, чехарда, городки, веревочки, чиж и многие другие.
Теоретическая основа исследования – ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и другие.
Целесообразность игры для социализации, обучения, развития личности детей дошкольного возраста рассматривается в работах таких авторов, как А. П. Усова, А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова, Ф. Н. Блехер, Т. С. Комарова, В. А. Аванесова, А. К. Бондаренко, Л. В. Артёмова, Г. Г. Григорьева.
Важно подчеркнуть, что:
- игру следует рассматривать как форму социализации детей дошкольного возраста.
- проводить анализ особенностей игровой деятельности детей дошкольного возраста.
- изучить педагогическое значение игры для личностного и психического развития детей дошкольного возраста.
- раскрывать роль взрослого в игре детей дошкольного возраста.
Итак, для того, чтобы дети полноценно развивались, взрослые должны систематически играть с ними; а так же стимулировать самостоятельные действия детей с различными предметами и игрушками. Овладение элементарными игровыми умениями создает необходимые предпосылки для перехода к более сложным формам игры.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1. Диагностико-аналитическая деятельность (анкетирование, наблюдение, интервью, диагностика игровой деятельности; формирование, обработка и анализ данных, разработка целей и задач)
2. Пополнение развивающей среды (как готовым игровым материалом, так и материалом, сделанным своими руками, а так же использование предметов заменителей)
3. Подбор художественной литературы, иллюстраций для детей.
4. Подбор информационного материала для родительского уголка.
5. Подбор игр, игрового материала для совместных игр с родителями и детьми.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. повышение игровой активности воспитанников детского сада;
2. повышение компетентности педагогов и родителей в организации игровой среды;
3. обогащение ценностных отношений между детьми и взрослыми в процессе совместной игровой деятельности;
4. обновление развивающей предметно-игровой среды в детском саду и дома,
5. создание и систематизация информационно-методических материалов по организации игровой деятельности дошкольников.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
План мероприятий по работе с родителями и детьми в данном проекте:
Время проведения
Форма работы
1 неделя Диагностика родительской анкеты на тему «Как мы играем с ребенком?»
Диагностика игровой деятельности
Интервью детей «Как я люблю играть?»
Информационные листы для родителей на тему «Памятка для родителей об игре», «Условия для развития игровой деятельности детей в семье»
2 неделя
Консультация для родителей на тему «Двигательная активность детей на прогулке и дома»
«Парная гимнастика» (выполнение упражнений взрослого и ребенка)
Создание фотогазеты на тему «Как мы играем в детском саду»
Встреча с «известной игрушкой»
3 неделя
«Игровая терапия» : «Об игре и игрушках»
Конкурс «Любимая игрушка»
«Развиваем коммуникативные способности и эмоции» (совместные игры детей и родителей)
Индивидуальные консультации, памятки «Игры и упражнения на развитие артикуляционного аппарата» (закрепление упражнений дома)
Подбор афоризмов, высказываний великих людей о роли игры и семьи в воспитании и развитии ребенка
План игр в течение 3-х недель в младшей группе:
по направлению сюжетно – ролевых игр:
1 неделя Игры с куклами: "Наши куклы", "
2неделя Игры в семью: "Мама пришла с работы", "У меня зазвонил телефон", "Чья очередь гулять с Тузиком?", "Бабушка приехала
3 неделя Игры с животными: "Ежик и котик", "Цыпленок и щенок", "Поросенок потерялся", "Поможем зайке
по направлению подвижных игр:
1неднеля "Прячем мишку".
2 неделя "Ау, Ау!", ","Солнечные зайчики" .
3 неделя «Кто поймает?», «Кто умеет чисто мыться?», «Зайки».
по направлению народных игр:
1 неделя «гуси – гуси»
2 неделя «куры и петух»
3 неделя «зайки»
по направлению дидактических игр:
1 неделя Ребенок и окружающий мир: "Новоселье", "У кого такой же?", "Кто на чем ездит?", "Что изменилось?".
2 неделя Нравственное воспитание: "Водичка, умой мое личико!", "Утешим зайку", "Самостоятельный мишка", "Проводим уборку".
3 неделя Изобразительная деятельность : "Что бывает красного цвета?", "Такие разные платочки", "Колобок", "Овощи на тарелке".
Дальнейшее развитие проекта :
1. Пополнение материалом развивающей среды в группе для организации игр.
2. Подбор иллюстраций, художественной, научной литературы по данной теме.
3. Привлечение в проект ребят старших групп, для организации совместных игр.
4. Организация развлечения в форме игры – раз в месяц.
Список используемой литературы:
1. Журнал «Дошкольное воспитание №8 2008, №11 2009
2. Журнал «Дошкольная педагогика» №5 2011, №2 2012
3. Давыдова О. И. и др. «Проекты в работе с детьми». М., 2012
4. Краснощекова Н. В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста». Ростов н/Д., 2008
5. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Как играть с ребенком». М., 2012
6. Пенькова Л. А. и др. «Развитие игровой активности дошкольников». М., 2010
7.«Дошкольное образование» № 22 (286) ноябрь 2010
8. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетно-ролевых игр детей. — СПб Речь 2010