Камилла Кадргулова
Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая деятельность для ребенка очень быстро становится важной частью жизни, и соответственно играет свою роль в развитии ребенка.
Ребенок далеко не сразу станет отделять игрушки от других предметов, он также усваивает способ действия с предметом от взрослого. Игрушки-модели (игрушечные чашечки, стульчики, машинки и т. п.) для ребенка являются «настоящими предметами».
Публикация «Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста» размещена в разделах
На первом этапе развития игровой деятельности ребенок станет переносить действия с одного предмета-игрушки на другой, можно выделить несколько особенностей такой игры:
1) однообразие и разрозненность действий.
Пример:
Ребенок выполняет без конца одно и то же действие, либо несколько действий, но без логической связи – кормит куклу, укладывает спать, кормит, опять причесывает и т. д.
2) подражание взрослому.
Пример:
Малыш просто копирует действия взрослых с разными игрушками.
3) ребенок не вовлечен в игру.
Пример:
Часто отвлекается, играет без эмоций
Данный этап развития игровой деятельности назван – процессуальная игра.
В возрасте до трех лет ребенок находится во власти реальной ситуации и это проявляется во всем. Только после трех летнего возраста тип поведения ребенка поменяется – он станет действовать в мыслимой, в воображаемой ситуации. Ребенок сможет наделять предметы любыми свойствами и именами – карандаш может стать волшебной палочкой, ракетой и т. п.
Такие «игровые замещения» называют символическими, и переход от процессуальной игры к символической происходит очень стремительно.
Что является катализатором такого резкого скачка в развитии, что позволяет ребенку перейти к символическому типу игры?
Ответ кроется в качественном изменении мышления и поведения.
Как было упомянуто ранее, для того, чтобы ребенок смог отделить сознание от реальной ситуации, ему необходимо совершенствовать речь. Свободное сознание повлияет на мышление, и как следствие на образ поведения ребенка.
Но каким образом, в мышлении ребенка появляется фантазия? По какому принципу он начинает замещать одни предметы, другими?
В раннем возрасте у детей слово очень сильно связанно с предметом, поэтому дети не могут свободно говорить, и как следствие фантазировать.
Ученые психологи, проводили эксперименты с детьми 3-4 лет и просили их в шутку называть предметы другими словами. Позже они предлагали детям «квест», где дети должны были «прочитать» инструкцию взрослых оперируя новыми названиями предметов.
Оказалось в этом возрасте, дети могут замещать один предмет другим, но необходимо, чтобы предмет-заместитель обладал «схожим образом действий» и рядом не было реального предмета.
Например:
Если попросить ребенка карандаш называть ножом, а кубик – хлебом, то он спокойно сможет «порезать карандашом кубик», но если рядом будет хлеб или нож, то он с большим затруднением выполнит инструкцию взрослого или не сможет выполнить её вообще.
А если, Вы попросите ребенка называть карандаш собачкой или кошечкой, и попросите его погладить, то ребенок не примет такое замещение.
Не стоит думать, что ребенок сам научится играть, вообще все развитие ребенка – это результат совместной деятельности со взрослым!
Процесс развития игровой деятельности можно разделить на пять этапов:
1. Наблюдение за игрой взрослого.
Ребенок наблюдает за игрой взрослого, который играет в «символическую игру», но не проявляет интереса к игре. На просьбы взрослого найти предмет-заместитель, ребенок говорит, что предмета тут такого нет.
2. Совместная игра – ребенок присоединяет к игре взрослого.
Ребенок начинает играть в «символическую игру», но использует предметы-заместители, на автомате, механически, не уделяю этому особого внимания.
3. Подражание.
Ребенок, начинает играть самостоятельно в «символическую игру», но в игре прослеживается полное копирование действий взрослого, самостоятельных замещений не использует и более того, отказываются принимать новые замещения от взрослого.
4. Появление первых замещений.
Ребенок начинает совершать первые вариации замещения, но от сюжета игры взрослого не отходит. На наводящие вопросы взрослого, ребенок ещё отвечает словами названиями реальных предметов.
Например, малыш варит в кастрюле суп из кубиков и колечек, на ответ взрослого, какой суп ты варишь, он так и ответит – «суп из кубиков и колечек», также встречаются двойные слова – кубик-картошка, колечко-капуста и т. п.
5. Появление самостоятельных игровых замещений.
Ребенок вводит игровые замещения и неожиданно для себя начинает к предметам-заместителям приписывать новые замещения. В это момент дети испытывают чувство открытия – дети открывают для себя новый способ действия с предметами.
Они начинают оживлять разнообразные ситуации, вводить новые и новые замещения, в этот момент слово постепенно и начинает отделяться от предмета, а фантазия ребенка начинает бурно развиваться – именно этот процесс и позволяет ребенку совершить качественный скачок в развитии речи, и как следствие в сознание и мышлении.
Функция замещения, как и любая другая психическая функция:
«Сначала существует в интерпсихическом состоянии, а затем переходит в интрапсихическое.»