Гончарук Ильфира
Развитие двигательной активности через подвижные игры на прогулке
▼ Скачать + Заказать документы
Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе.
Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра.
Публикация «Развитие двигательной активности через подвижные игры на прогулке» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Подвижные игры для детей
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В целях эффективного включения игры в жизнедеятельность школьников наиболее продуктивным является осознание взрослыми игры как развивающегося вида детской деятельности. Обусловлено это рядом причин и факторов.
Во-первых, как предшествующий данному возрасту ведущий вид деятельности игра не исчезает, а остается, и в ней может успешно усваиваться содержание новой учебной деятельности.
Во-вторых, наличие в жизни ребенка игры как ранее усвоенного вида деятельности облегчает адаптацию к измененным условиям и ритму жизнедеятельности.
В-третьих, элементы творческого самовыражения, проявления самостоятельности и активности школьника приоритетно формируются на основе игровой деятельности. Поэтому педагогу в первую очередь необходимо научиться использовать резервы, заложенные в самой игре на том уровне развития и в тех видах и формах, которые присутствуют в реальной жизни детей.
Вместе с тем корректное вмешательство взрослых в детскую игру в целях оптимизации физического, психического и личностного развития младших школьников не только допустимо, но и весьма желательно.
Игра демонстрирует двойственность своего влияния: с одной стороны, на ребенка и ученический коллектив в целом (диагностика, профилактика и коррекция состояний риска в детском развитии, а с другой - на саму ситуацию риска (выявление, предупреждение и устранение неблагополучных черт, свойственных социальной среде, т. е. факторов риска адаптационных нарушений у детей, что позволяет установить органичную связь собственно методики игры и коррекционно-развивающих технологии.
Подвижные игры - один из способов физического развития ребенка. Они позволяют снять физическую усталость с мышц, достичь эмоционального переключения с одного вида деятельности на другой. Подвижные игры особенно любимы детьми, ведь они – важный источник радостных эмоций. Игры стимулируют активную работу, мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов. Подвижные игры формируют положительные нравственные качества у детей. Доброта, взаимопомощь, поддержка, смелость, внимательность, взаимовыручка высоко ценятся среди играющих, а такие качества, как трусость, себялюбие, похвальба осуждаются.
Цель подвижных игр : укрепление здоровья и повышение активности воспитанников.
Задачи:
Оздоровительные задачи:
1. Содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки и стопы.
2. Способствовать сохранению положительного эмоционального состояния у детей.
3. Удовлетворять потребность детей в движении.
Образовательные задачи:
1. Формировать и совершенствовать жизненно-необходимые двигательные умения и навыки ходьба, бег, лазание, метание и т. д.)
2. Развивать основные физические качества и двигательные способности детей (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.).
3. Формировать умения выполнять правила подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой как организованной форме максимального проявления его двигательных и функциональных возможностей.
2. Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей.
3. Способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности.
4. Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.
Ожидаемые результаты от игры :
1. Повышение эмоционального, психического, физического благополучия воспитанников.
2. Улучшение соматических показателей здоровья.
3. Наличие потребностей в ЗОЖ и возможностей его обеспечения.
Дети настолько активны, что, наверное, каждый из нас поражался, где они берут столько энергии, чтобы бегать, прыгать и шалить с утра до вечера. Направить этот фонтан энергии в мирное русло нам помогают подвижные игры. Именно на прогулке есть возможность использовать все пространство, где можно и покричать, и повеселиться, и поиграть.
Подвижные игры способствуют физическому развитию ребенка, укрепляют его мышцы, усиливают быстроту реакции и ловкость, благоприятно сказываются на здоровье ребенка.
Кроме этого благодаря своему соревновательному характеру подвижная игра помогает ребенку развить социальные навыки : умение действовать в команде, сотрудничать, делиться с другими, ставить общую цель выше личного желания, а так же приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям и учитывать большое количество факторов.
При организации подвижной игры необходимо :
• Перед началом подвижной игры хорошо продумайте место проведения. Оно должно быть безопасное и удобное.
• Начните с постановки игровой задачи. Постарайтесь преподнести ее в игровой, шуточной форме. Иногда полезно выразить «Сомнение» в том, что ребятам не под силу справиться с поставленной задачей.
• Четко и доступно объясните правила, уделите особое внимание ключевым моментам игры.
• Играйте вместе с детьми, будьте активны, следите за соблюдением правил и аккуратно корректируйте поведение детей. Если нарушаются правила, приостановите игру и укажите, в чем допущена ошибка.
• Во время игры подбадривайте детей. Если интерес к игре затухает, попробуйте усложнить или упростить правила.
• Не упустите момент, когда игра исчерпала себя и ее лучше всего закончить.
Значение подвижных игр на двигательную активность во время прогулки.
Люди, выполняющие необходимый объем двигательной активности, лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.
На физическое и психическое состояние влияет не только занятия спортом, но и подвижные игры. Они развивают ловкость, быстроту, силу, выносливость, меткость, гибкость и др. физические качества
Быстрота - это способность перемещать тело и его звенья в пространстве за минимально короткое время.
Игры на развитие быстроты : «Ловушки», «Догонялки», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Займи кочку», «Быстро возьми», «Пустое место»
Выносливость - это способность противостоять утомлению в процессе какой-либо деятельности, длительно выполнять мышечную работу без снижения ее мощности.
Игры : «Лягушка», «Вышибалы», «Кошки-мышки», «Бездомный заяц».
Ловкость - это способность правильно, быстро овладевать новыми движениями и рационально перестраивать двигательную деятельность в соответствии с обстановкой.
Игры : «Мяч по кругу», «1,2,3 круг собери», «Перепрыгни и присядь», «Картошка»
Гибкость - это морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев или способность выполнять движения с максимально большой амплитудой.
Игры : «Лиса в курятнике», «Ручеек», «Делай так», «Море волнуется».
Сила - это способность человека воздействовать на внешние силы или противодействовать им с помощью мышечных напряжений.
Игры : «Удочка», «Летящий мяч», «Цепи кованные», «Волк во рву», «Классы»
Подвижные игры, влияющие на укрепление физических качеств.
«Космонавты», «Змея», «Жучки», «Вышибало», «Удочка», «Снайпер», «Совушка», «Лягушка», «Волк во рву» и многие другие.
Таким образом, играя в подвижные игры в на прогулке, развивается двигательная активность обучающихся, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно.
Подвижный, быстрый человек.
Гордится стройным станом.
Сидячий сиднем целый век,
Подвержен всем изъянам.
Мастер класс «Давайте поиграем»
Игра «Чик – чирик!» (эту игру проводим в летний период)
Взрослые строятся в круг. Водящий выбирается считалкой, он стоит в центре круга с закрытыми глазами. Инструктор молча указывает на одного из игроков в кругу, взрослый выходит, кладет руку на плечо ведущему и произносит: «Чик -Чирик!». Ведущий не открывая глаз должен угадать голос игрока, назвать его имя.
Правила игры : Ведущий не должен подсматривать. Игроки не должны подсказывать ведущему кто его позвал. Игроки могут менять голос.
Ухо - нос.
Взрослые стоят в кругу (можно сидеть за партой). Играющие должны хлопнуть перед собой в ладоши, взявшись правой рукой за левое ухо, а левой за нос. Затем, хлопнув в ладоши, наоборот, взяться левой рукой за правое ухо и правой рукой взяться за нос.
Правила игры : Кто меньше раз ошибается, тот выигрывает и назначается ведущим в следующей игре.