ОЛЬГА ФЕТИСОВА
Развитие дивергентного мышления у дошкольников
Дивергентное и конвергентное мышление
1 слайд
Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня я хочу с вами поговорить о мышлении человека : американский психолог Джой Гилфорд разделил человеческое мышление на два вида – конвергентное и дивергентное.
Прежде, чем мы приступим к раскрытию темы, я хочу провести с вами небольшой тест, с помощью которого можно определить вид вашего мышления. Представьте: Ночь. Дом. В доме во всех окнах погас свет. Ваши варианты, почему погас свет? (различные варианты ответов)
Публикация «Развитие дивергентного мышления у дошкольников» размещена в разделах
Коллеги, те, кто ответил на этот вопрос, воспользовавшись логикой – у вас конвергентное мышление! А теперь давайте предположим ответы, вплоть до бредовых, варианты почему погас свет? (можно предположить, что в этом доме живет приведение и каждый день в одно и тоже время именно оно гасит свет…. Ещё может быть свет потушили дети, которые готовят для родителей сюрприз, чтобы при их входе в дом, дети включили свет с криком: «Сюрприз!») Это уже варианты, присущие человеку с дивергентным видом мышления!
А теперь рассмотрим более подробно определения каждого вида мышления.
2 слайд
Конвергентное мышление (от лат. соnvergere - сходиться) основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т. е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи.
Большинство людей обладает конвергентным мышлением, поскольку мыслить по-другому их никто не обучает. Вся система образования направлена на развитие именно конвергентного направления. Человека учат решать задачи по четкому поэтапному алгоритму, когда существует ответ на задачу и последовательный ход решения. Именно поэтому существует немало случаев, когда отстающие ученики, окончив школу и получив возможность решать задачи не подстраиваясь под стандартные алгоритмы, становились настоящими гениями. К сожалению, система образования ограничивает творческое мышление, пренебрегая его развитием. Подавляющее большинство тестов на определение уровня интеллекта построено таким образом, чтобы задействовать только конвергентное мышление.
Люди, обладающие способностью находить нестандартные решения, добиваются бОльшего успеха в жизни. Их секрет заключается в умении мыслить многомерно. Такой тип мышления в психологии называется дивергентным.
Дивергентное мышление (креативное) (от лат. divergere – расходиться) — метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач, заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. Человек, у которого развиты способности к дивергентному мышлению, старается найти не один, единственно верный путь решения, а множество путей решения одной и той же задачи. Такой человек свободен от стереотипов, поэтому может придумать немало интересных и нестандартных идей.
3 слайд
Дивергентный вид характеризуется следующими особенностями:
• быстрота восприятия (человек способен выдавать много идей за короткий промежуток времени);
• образность (умение оперировать образами);
• гибкость (человек легко может переходить от одной точки зрения к другой);
• чувствительность (человек тонко чувствует и замечает малейшие нюансы, видит необычное в обычном);
• оригинальность и креативность (склонность к созданию нестандартных идей).
4 слайд
Стремясь развивать своих деток, родители поневоле приравнивают их высказывания к шаблонным «правильным» ответам, родители или педагоги стараются юного мыслителя поправить и подсказать ему общепринятые суждения и выводы. Безусловно, что нужно развивать конвергентное мышление, тем более что школьная программа в подавляющем большинстве опирается на конвергентное мышление. Однако в жизни недостаточно мыслить в стандартных рамках. И жизнь умеет подкидывать совершенно нетипичные задачи. Поэтому так важно начать формировать дивергентное мышление у детей еще в дошкольном возрасте.
5 слайд
Развитию дивергентного мышления у детей стоит уделять особое внимание, так как потом это поможет ему при решении самых разных задач, как в учебе или на работе, так и в жизни. Подумайте вот о чем: умение находить нестандартные решения, широко мыслить, анализировать, искать варианты — все это очень нужно, даже тем, кто выбирает путь точных наук.
6 слайд
Все научные и культурные прорывы и открытия сделаны смелыми людьми, не боявшимся ступить на «неизведанную территорию». Люди, с творческим мышлением в целом лучше адаптированы к переменам, легче воспринимают любые изменения в жизни.
7 слайд
В каждом ребенке есть огромный потенциал творческого мышления, ведь их сознание еще не замусорено привычными схемами и инструкциями к действию. Чистый взгляд на постоянно меняющийся мир — это лучшая основа для креативного, неординарного сознания.
8 слайд
Можно ли развить дивергентное мышление? Да! Можно и нужно!
Вот несколько игр на развитие дивергентного мышления у дошкольников
Цель: игры направленны на развитие гибкости мышления, сообразительности,
креативности, умению находить множество решений, на развитие
пространственного мышления.
Слайд9-10
«10 предметов»
1. педагог раскладывает на столе несколько предметов (10 и более).
Предлагает детям угадать, какой предмет она загадала. Дети по очереди задают
вопросы, на которые ведущий должен отвечать «да» или «нет». Например:
- Этот предмет деревянный?
- Задуманный предмет больше стакана? и т. д.
После демонстрации ведущими становятся сами дети.
Слайд 11-12
2. «Угадай, кто я?»
Игроку надевается на голову ободок, а в него вставляется картинка, с каким-либо предметом: люстра, сосиска, утюг, чайник, червяк, забор, подводная лодка и т. п.
Ребёнок задаёт вопросы, на которые можно отвечать только да или нет.
Важно поощрять вопросы детей: хвалить и выделять наиболее продуктивные.
Поддерживать застенчивых детей. Внимательно наблюдать за нерешительными детьми и давать им возможность участвовать. Когда предмет угадан, то дети аплодируют.
Слайд13-14
«Рисунок в несколько рук» :
первый участник игры рисует какой-то характерный
элемент предмета, а другие участники по очереди дорисовывают по элементу, отталкиваясь от изображения. Игра продолжается до законченного рисунка.
Слайд 15-16
«В природе этого нет»
Цель: развитие воображения, активизация внимания, мышления и речи.
Оборудование: доска, цветные мелки.
Ход игры беседы
Взрослый предлагает придумать всем вместе необычное существо:
а) зверя; рыбу; птицу; насекомое; инопланетянина.
Он задает детям наводящие вопросы и на основании полученных ответов создает изображение на доске при помощи цветных мелков.
А так же:
УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛАДОНЬ, «Чудо – стул». «Создай картинку» и м. д.
Слайд 17
Одни из самых известных задач на творческое, нестандартное, гибкое мышление придуманы советским физиком, Нобелевским лауреатом Л. Ландау, который, по легенде, отбирал себе в аспиранты тех, кто решал их.
Задача № 2. О, Д, Т, Ч, П, Ш. (Продолжить последовательность.)
Сам Ландау ожидал такого ответа: на первую задачу – последовательность: Один, Два, Три, Четыре, Пять, Шесть, Семь, Восемь и т. д. Однако вряд ли гениальный физик стал бы возражать против какого либо другого ответа, который, конечно же, возможен.
Слайд 18
Тест на оригинальность мышления
Хотите узнать уровень своей креативности? Тогда пройдите тест Э. П. Торранса (Ellis Paul Torrance) и Дж. П. Гилфорда (Joy Paul Guilford
«Что изображено на картинке?»
Возможно, вы обратили внимание, что при решении задач мы опирались на опыт конвергентного мышления, а затем включали креативность! Это говорит о том, что необходим строго выверенный баланс в использовании заданий, направленных на развитие конвергентного и дивергентного видов мышления у детей.
Только такой подход обеспечивает полноценное развитие творческого мышления.