Елена Горошилова
Перспективное планирование «Развитие дикции детей дошкольного возраста с помощью скороговорок»
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование
"Развитие дикции детей дошкольного возраста с помощью скороговорок"
Горошилова Е. П.
Русский язык – один из богатейших в мире языков и представлен не только в живой разговорной речи, но и в блестящей литературной русской классике, в устном народном творчестве. К жанрам русского устного народного творчества относятся, среди прочих, загадка, потешка, пословица, сказка и скороговорка. Синтез разговорного языка и произведений народного творчества оказывает огромное влияние на восприятие, понимание, усвоение и воспроизведение ребёнком русского языка. Сочетание живого разговорного языка с жемчужинами русского фольклора – это уникальный инструмент для приобретения им необходимых навыков и познаний русского языка.
Публикация «Перспективное планирование „Развитие дикции детей дошкольного возраста с помощью скороговорок“» размещена в разделах
В последнее время возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Наиболее доступным, интересным и занятным способом борьбы с этими нарушениями, является использование фольклора в развитии речи детей. А именно – скороговорок.
Скороговорки появились на Руси как малый фольклорный жанр для детей и взрослых. Это было увлекательной народной игрой – быстро, чисто и правильно произносить самые сложные сочетания звуков или длинных слов.
Скороговорки считаются очень эффективным методом тренировки речевого аппарата, делая его более подвижным ; способствуют развитию дикции и правильной, внятной, выразительной речи. К тому же многие скороговорки сами по себе весьма забавны. Некоторые из них содержат смысловые и логические противоречия, которые интересно разбирать вместе с детьми. Смысл скороговорок становится прекрасной основой для расширения и обогащения словаря ребёнка. Также скороговорки помимо речи позволяют развивать логику и воображение, совершенствовать память и внимание детей. Проговаривание скороговорок не только способствует развитию чувства родного языка, но и содействуют правильной постановке дикции, чистому произнесению звуков в словах и буквосочетаниях.
Предлагаю вам подбор скороговорок, для развития дикции детей дошкольного возраста.
Средняя группа:
Сентябрь
1. Ка-ка-ка - белая мука.
Ку-ку-ку – кукушка на суку.
Гу-гу-гу – гуси на лугу.
Га-га-га – острые рога.
2. Са-са-са – вот летит оса.
Со-со-со – у Сони колесо.
Сы-сы-сы – у сома усы.
Ас-ас-ас – мы пили квас.
Аска-аска-аска – у меня маска
Ест киска суп из миски, сыта киска, пуста миски.
Октябрь
1. Са-са-са – здесь живёт лиса.
Су-су-су – мы увидели лису.
Се-се-се – подошли к лисе.
У осы не усы, не усищи, а усики.
2. За-за-за – идет коза.
Зе-зе-зе – дам траву козе.
Зу-зу-зу – мы пасем козу.
Зи-зи-зи – сено отвези.
Зайку бросила хозяйка, под дождем остался зайка
.
Ноябрь
1. За-за-за – идет коза дереза.
Зы-зы-зы – злые глаза у козы.
Зой-зой-зой – идем с козой.
Зу-зу-зу – Зина ведет козлят и козу.
2. Цы-цы-цы – любит заяц огурцы.
Рец-рец-рец – вкусный огурец.
Ца-ца-ца – ем салат из огурца.
Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.
Декабрь
1. Ишка-ишка-ишка бежит по полю мышка.
Шу-шу-шу – в норке шуршу.
Ши-ши-ши – зерна хороши.
Ша-ша-ша – кушай мышка не спеша.
Тише мыши! Тише мыши! Кот сидит на нашей крыше.
2. Жу-жу-жу – я сижу.
Жи-жи-жи – мимо шли ежи.
Ужу-ужу-ужу – наступили в лужу
Жа-жа-жа – убежали два ежа.
Январь
1. Жа-жа-жа – мы нашли ежа.
Жу-жу-жу – на лужок схожу.
Жи-жи-жи – у меня ножи.
Жок-жок-жок – у меня флажок.
Жук жуку жужжал:» Жжжу-жжжу-жжжу. Я с ежом дружу.»
Я нашла себе жука на большой ромашке.
Не хочу держать в руке, пусть сидит в кармашке.
Февраль
1. Ач-ач-ач - испекли калач.
Чо-чо-чо – очень горячо.
Чу-чу-чу – стоять не хочу.
Чи-чи-чи – у меня ключи.
Оч-оч-оч – скоро ночь.
Чок-чок-чок каблучок наскочил на сучок.
2. Щи-щи-щи – ты ключи ищи.
Щу-щу-щу – я ключи ищу.
Ощ-ощ-ощ – на лугу хвощ.
Ащ-ащ-ащ – купили плащ.
Наварила щука щей, угощала двух лещей.
Март
1. Щука в речке жила,
Щеткой воду мела,
Щи варила для гостей,
Угощала пескарей.
2. Ла-ла-ла – у меня пила.
Лу-лу-лу – мы купили пилу.
Лы-лы-лы – мыли мы полы.
Ля-ля-ля – зеленые поля.
Лю-лю-лю - дерево пилю.
Ли-ли-ли – воду принесли.
Колобок, колобок,
Колобок – румяный бок.
По дорожке покатился
И назад не воротился.
Встретил мишку, волка, зайку.
Всем играл на балалайке.
У лисы спел на носу, -
Больше нет его в лесу.
Апрель
Ра-ра-ра – начинается игра.
Ре-ре-ре – снега нет во дворе.
Ры-ры-ры – подарили нам шары.
Ру-ру-ру – продолжаем мы игру.
Ро-ро-ро – у Игоря ведро.
Кукареша шел на реку.
Кукарекал: - Ку-ка-ре-ку!
Шел на реку,на реку
И кричал :- Кукареку!
Май
Ар-ар-ар – на столе самовар.
Ор-ор-ор – у меня помидор.
Ир-ир-ир – мой папа командир.
Арь-арь-арь – на столе фонарь.
Сорока с вороной спорила, спорила.
Тараторила, тараторила, ворону переспорила.
Старшая группа:
Сентябрь
С –З :Зеленая береза стоит в лесу, я под березой поймал стрекозу.
Октябрь
С –Ц: Ты молодец, скажи молодцу: пусть молодец молодцу скажет,
пусть молодец теленка привяжет.
Ноябрь
Ш-Ж: С мышами во ржи подружились ежи.
Ушли в камыши – и во ржи ни души.
Декабрь
Ч –Щ: Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
Январь
С –Ш: Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Февраль
З – Ж: Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.
Убежали зайки от волка на лужайке.
Март
Ц – Ч: Ученица – озорница получила единицу.
Апрель
С - Сь: Было весело на горке: Сане, Соне и Егорке.
А Маруся не каталась – в снег упасть она боялась
Май
Л-Р : Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель,
И матросы три недели карамель на мели ели.