Получи документы

Развитие детской наблюдательности в процессе экспериментирования

Жанна Салыкова
Развитие детской наблюдательности в процессе экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск или приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Публикация «Развитие детской наблюдательности в процессе экспериментирования» размещена в разделах

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.). Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Рассмотрев определение понятия «любознательность» в нескольких источниках, за основу взято более полное его определение в Толковом словаре Ушакова Д. Н. : «Любознательность - живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления». [5] Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. Каждый вопрос ребенка - это прекрасная возможность научить его самому находить ответ, пользоваться словарями и книгами, помочь ему полюбить сам процесс самостоятельного приобретения знаний и проведения маленьких исследовательских работ. Для развития любознательности у детей в условиях ДОУ необходимо создать соответствующую развивающую среду.

Мы создали условия, позволяющие каждому ребенку - вместе с взрослым или самостоятельно – получить ответы на многие свои вопросы, где происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, активности мыслительных процессов. Центр экспериментирования обогатили материалами для проведения опытов и экспериментов, которые помогли ребенку получить ответы на его вопросы, узнать что-то новое, до этого не известное. Так же в помощь детям предложили разработки опытов на различную тематику по выявлению свойств окружающих предметов: «Волшебная варежка», «Вода расширяется», «Кипение без огня», «Опыты с почвой и водой» и другие.

В течение всего года проводили проектная деятельность по ознакомлению детей с жизнью растений: Экологическая тропа «Удивительное рядом», «Огород на окне». У детей есть возможность выполнить все необходимые действия по выращиванию растений, проследить этапы роста, влияние окружающей среды на рост растений

Наблюдения за детьми группы показали, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложОные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.

Работая над темой Космос, дети предложили организовать опытно-экспериментальную деятельность по теме. Я поддержала их желание детей, и поделюсь своим опытом.

На двери вывеска «Космическая обсерватория» детям необходимо самим прочитать ее.

Дети входят в помещение обсерватории, знакомятся с обстановкой. Как думаете ребята, что вы будете делать в нашей обсерватории? (Ответы детей)

Для начала нам с вами нужно вспомнить правила поведения.

1. Слушать взрослого внимательно, и четко выполнять указания.

2. Не трогать без разрешения, оборудование, находящееся на столе.

3. На вопросы взрослого отвечать четко и понятно всем детям.

Итак, когда все ясно и понятно приступим к игре.

Пальчиковая игра «Космический отряд» (дети встают кругом)

1.2,3,4,5 (ладони соединяем и пальчики)

В космос полетел отряд (ладони соединить и изобразить ракету)

Командир в бинокль глядит, (изобразить бинокль)

Что он видит впереди?

Солнце, звезды, планеты. спутники кометы. (загибают пальчики обеих рук)

Детям предлагается сесть на стулья и взрослый, показывает опыты

Опыт №1 «Солнечная система»

Цель: Обьяснить, детям почему все планеты вращаются вокруг солнца.

Оборудование: желтая палочка, нитки. 9 шариков.

Содержание: представьте, что желтая палочка – это Солнце, а 9 шариков на ниточках – планеты. Вращаем палочку. Все планеты летят по кругу. Если ее остановить, то планеты остановятся.

Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему?

-Солнцу помогает вечное движение. Если солнышко не будет двигаться, вся система развалится и не будет действовать это вечное движение.

Опыт № 2. «Солнце и земля»

Цель: Обьяснить, детям соотношения размеров Солнца и земли.

Оборудование: большой мяч и бусина.

Содержание: Размеры нашего светила по сравнению с другими звездами невелики, но по земным меркам огромны. Диаметр Солнца превышает 1 миллион километров. Даже нам. Взрослым трудно представить и осмыслить такие размеры.

-Представьте себе, если нашу солнечную систему уменьшить так, чтобы Солнце стало размером с этот мяч земля бы тогда со всеми городами и странами, горами, реками и океанами стала бы каким размером? Выслушиваются предположение детей, и показывается бусина вот такая маленькая, размером с эту бусину.

Предлагается выбрать себе друга и сесть за стол друг против друга.

Опыт № 3 «Дневные звезды» дети работают в парах. от детей требуется умение договариваться между собой так как получают один набор для проведения опыта (1 конверт, картон, 1 фонарик и 1 дырокол)

Цель: показать, что звезды светят постоянно.

Оборудование: дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик.

Содержание: пробейте дыроколом в картоне несколько отверстий. Вложите картонку в конверт. Находясь в хорошо освещенном помещении, возьмите в одну руку конверт с картоном а в другую руку – фонарик. Включите фонарик с 5 см посветите им на обращенную к вам сторону конверта. А потом на другую сторону.

Что же произошло? Что вы ребята увидели?

Итоги: отверстия в картоне не видны через конверт, когда вы светили на обращенную к вам сторону конверта, но становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта прямо на вас.

Почему? В освещенном помещении свет проходит через дырочки независимо от того, где находится зажженный фонарик, но видны становятся тогда, когда отверстие, благодаря проходящему через нее свету, начинает выделяться на более темном фоне. Со звездами происходит тоже самое. Днем они тоже светят, но небо становится настолько ярким из –за солнечного света, что свет звезд затмевается. Лучше всего смотреть на звезды ночью и подальше от городских огней.

Заключительная часть:

Что же вы узнали нового про звезды, планеты?

Наша Космическая обсерватория вас еще приглашает к нам в гости, приходите, ребята будем рады.

Таким образом овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребенка, его личностный рост. Работа по организации экспериментирования поможет мне в преобразовании предметно-пространственной среды, создающей ребенку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей. Наработка конспектов позволит осуществлять деятельностный подход к развитию познавательной любознательности детей.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Коммуникативное развитие ребенка в процессе коллективной творческой деятельностиКоммуникативное развитие ребенка в процессе коллективной творческой деятельности .

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Развитие диалогической речи в процессе рассматривания картин Задания: 1. Проанализировать (письменно) серии картин для детского сада и методические указания к ним Картина — один из главных атрибутов.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие творчества детей в процессе дизайн-деятельности.Развитие творчества детей в процессе дизайн-деятельности. .

Использование и развитие игры «Танграм» в образовательном процессе ДОУИспользование и развитие игры «Танграм» в образовательном процессе ДОУ Головоломка Танграм успешно используется в работе с детьми, интерес к ней то угасает, то вновь возрастает. Хочу поделиться своим опытом,.

Всестороннее развитие детей в процессе изготовления самодельной куклыВсестороннее развитие детей в процессе изготовления самодельной куклы Всестороннее развитие детей в процессе изготовления самодельной куклы. Работа по изготовлению самодельной куклы включает в себя большие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие детской наблюдательности в процессе экспериментирования
Опубликовано: 20 апреля 2022 в 20:24
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие детской наблюдательности в процессе экспериментирования» (включая файлы) размещена пользователем Жанна Салыкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД