Ирина Кривая
Развитие детской инициативы с использованием шашек
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие детской инициативы с использованием шашек»
Самостоятельность – одно из важнейших качеств лидера. Чтобы быть успешным в будущем, ребенку нужно помочь развить свою индивидуальность. Формирование самостоятельности и инициативности расширяет возможности познания и подготовки к школе. Данное представленное мною пособие помогает развитию у детей самостоятельности в процессе освоения образовательных областей «Физическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» и инициативности, непосредственно связанной с проявлением любознательности, пытливости ума, мышления.
Публикация «Развитие детской инициативы с использованием шашек» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
Актуальность. Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Шашечная игра помогает воспитывать у детей дисциплинированность, выдержку, усидчивость, внимание, логическое мышление. Интеллектуальная игра в шашки является одним из наиболее распространенных видов спорта в нашей республике, стране и в мире. Этим старинным, подлинно народным играм посвящают свой досуг миллионы людей, различных возрастов и профессий. Данная игра вырабатывает объективность мышления, очень хорошо помогает развивать логику мышления, тренирует память, воспитывает настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный расчет. Игра в шашки формирует характер, усидчивость, способность предвидеть и находить нестандартные и самостоятельные способы решения в игре, делать сознательный выбор. Проблема воспитания, посредством игры в шашки существует давно, хотя в целом, она до сих пор полностью не исследована. Шашечная игра – несложная, не требует финансовых затрат, развивает интеллектуальный уровень всей семьи.
Цель : Разработать основу обучения игре в шашки для развития логического мышления детей дошкольного возраста в домашних условиях, которая заинтересует в первую очередь дошколят.
Задачи:
Образовательные: -Обучение детей технике игры в шашки.
Развивающие : -Развитие умственных способностей, логического мышления, памяти, внимания, наблюдательности; -Формирование умения ориентироваться на плоскости.
Воспитательные: Воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности и воли к победе.
Инициативность и самостоятельность наиболее ярко проявляются в играх с правилами. По словам А. Н Леонтьева, овладеть правилом – значит овладеть своим поведением. Поэтому задача воспитателя мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. Только участие взрослого в игре может обеспечить развитие воли, произвольности, самостоятельности дошкольников.
Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности.
Для развития детской инициативы я придерживаюсь следующих
правил:
-при первых же затруднениях не спешить на помощь ребенку, полезнее
побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не
обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт. Всегда необходимо предоставлять детям возможность
самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.
-поддерживание в детях ощущение своего взросления. Старшие
дошкольники очень чувствительны к оценкам взрослых. Они остро
переживают, если взрослый выражает сомнение в их самостоятельности, ограничивает свободу.
Все родители хотят видеть своих детей успешными, одаренными, способными преодолевать трудности в достижении поставленной цели. Часто у родителей детей 5-6 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало его способности? Возникает вопрос: как привить ребёнку тягу к самостоятельному мышлению, как отвлечь ребенка от бесцельного сидения за компьютерными играми? Один из лучших способов – научить его игре в шашки и шахматы! В нашей стране шашечная игра пользуется большой популярностью и занимает 8 место среди других видов спорта. Игра в шашки пришла в наши дни с давних времен. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет.
Игра в шашки воспитывает в детях такие качества, как умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям.
Активизирует мыслительную деятельность, тренировать память, внимание, находчивость, смекалку.
Развивает логическое мышление, чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации.
Воспитывает инициативу и самостоятельность, спокойствие и настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать с достоинством.
Удетей отмечены проявления инициативы и самостоятельности, проявляющиеся в умении занять свое свободное время в течение дня полезной деятельностью;
В своей практике в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности я применяю различные методические приемы. Сегодня мне хочется поделиться нестандартными методами и приемами, которые я использую в своей работе.
Представляю вашему вниманию шашки, изготовленных из разных материалов.
1. Настольная дидактическая игра «Кошки-мышки»
Цель игры: раскрытие интеллектуального потенциала ребенка.
Задачи игры:
Развивающие : развитие умственных способностей ребенка: памяти, внимания, наблюдательности, мышления; развитие творческого воображения; закрепление умения ориентироваться на плоскости.
Воспитательные: воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности в победе, культуры поведения в игре.
Оборудование: игровое поле с черными и белыми клетками 8х8; 2. Настольная дидактическая игра «Летние шашки «Божьи коровки» : красные против зеленых» из природного материала
Актуальность. Эта увлекательная игра помогает формировать у детей такие важные качества как сосредоточенность, внимание и усидчивость. Ведь именно эти качества понадобятся ребенку в школе для лучшей успеваемости3. Дидактическая игра — шашки «Геометрики» из отходов ТБО в год экологии
Актуальность. Как привить ребенку способность к самостоятельному мышлению, как отвлечь ребенка от бесцельного сидения за компьютерными играми? Один из лучших способов – научить его игре в шашки. Шашечная игра – не сложная, не требует финансовых затрат, в то же время развивает интеллектуальный уровень всей семьи.
Для игр нами используются разнообразные предметы-заместители, обладающие, как я считаю, наибольшим развивающим эффектом, позволяющие ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры. Бросовый и природный материал, а также каштаны, косточки. очень удобен для создания фигурок легкий пластилин. Дети сами с начало лепят фигурки а потом их применяют. - все это приходит детям на помощь по ходу игры, ввиду недостающего атрибута.
Таким образом, самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.
Организация образовательного процесса в форме самостоятельной деятельности –это не только создание условий предметной среды и деятельность детей без педагога, это целенаправленный, спланированный процесс, который предполагает обязательный результат.
Благодаря играм в шашки и шахматы дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине.
Как здорово, что сегодня в нашем крае шашечное движение в детских садах приобрело особое значение. Практически нет таких детских садов, где в группах не оборудованы центры игры в шашки.
Благодарю за внимание!