Юлия Царихина
Развитие чувства ритма как условие формирования вокальных данных
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Методическая разработка занятия
на тему:
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА, КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Составитель: Царихина Ю. Н.
руководитель вокальной студии эстрадной песни «Соло» и
Публикация «Развитие чувства ритма как условие формирования вокальных данных» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА, КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Форма проведения : коллективная.
Цель урока: развитие чувства ритма у детей в вокальном объединении, привить навыки элементарной ритмической импровизации, приобщить к различным формам музыкального исполнительства в ролевых играх.
Задачи:
- понятие ритм, ритмический рисунок;
- развитие ритмического слуха;
- формирование начальных исполнительских навыков;
- развитие навыков коллективного исполнения;
- повышение интереса к уроку за счёт введения нестандартных игровых форм обучения.
Методы обучения:
- наглядный (слуховой и зрительный);
- словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
- репродуктивный (вокальные иллюстрации голосом и воспроизведение услышанного детьми).
На данных уроках будет производиться работа: над развитием ритмического слуха через : ритмические упражнения, песни и игры; над развитием умений и навыков хорового пения в упражнениях для распевания.
В музыкальной практике под чувством ритма подразумевается способность, лежащая в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связанных с восприятием, воспроизведением и изображением временных отношений в музыке.
Воспринять и воспроизвести музыкальный ритм можно только на основе чувства ритма, т. е. на основе эмоционального критерия, опирающегося на моторику.
Для того, чтобы создать выразительную мелодию, недостаточно взять один за другим несколько звуков разной высоты. Их нужно организовать, со измерить. Слово ритм и означает "соразмерность". Звуки разной продолжительности, чередуясь, выстраиваются в определенный звуковой рисунок. Поэтому рисунку мы узнаём ту или иную мелодию, песню.
Свои занятия по развитию чувства ритма я строю на основе музыкального материала, который дети знают, с декламации и народных детских песен.
Для развития чувства метра (равного биения) я использую разное равномерное движение: хождение под песню, под инструментальную музыку, подражательные движения, которые ребёнок делает во время игры ("кошение", "кование" и т. д.). Выбрав известную песню, которую ученики поют хором, мы с ребятами встаём в круг и начинаем двигаться, исполняя песню. Я показываю начало движения и помогаю сохранению шага, т. е. равномерного ритма. Главное, чтобы дети научились хорошо ощущать акценты (сильные и слабые доли) и отмечали их не только более сильным движением, но и голосом.
Здесь мы закрепляем понятие "ритм" (чередование длинных и коротких звуков).
Для ощущения четвертной паузы, также мной используются известные песни. Чтобы дети могли осознать паузу, я предлагаю не просто пропеть, но и прохлопать ритмическую фигуру с паузой. Ученики много раз раз поют и одновременно похлопывают длительности, шагают четвертями или делают равномерные движения. После моих наводящих вопросов, ученики устанавливают, что шагали четвертями, а на четвёртом шаге они не пели. Я прошу ребят ещё раз спеть мелодию, но теперь во время паузы вместо шага прошу их немного наклониться вперёд (безмолвное движение). Затем я объясняю ребятам, что "тихое" движение продолжалось во время одного шага (или хлопка) и обозначало паузу, равную четверти.
Аналогичным путём мы с детьми осваиваем новые длительности и паузы. Я выбираю известные песни, где встречается новый материал, и дети осваивают его с помощью движения прохлопывания, пропевая вслух, "про себя" и т. д.
В основе ритмического воспитания учащихся, на моих занятиях, лежит ритмическое упражнение "Ритмическое эхо" и ритмическая игра "Угадай-ка".
Упражнение "Ритмическое эхо". Ведущая роль в этом упражнении принадлежит учителю.
Цель упражнения - чёткое и слаженное исполнение ритмических рисунков, ведущее не только к улучшению чувства ритма учеников, но и к развитию коллективного исполнения.
Прежде чем приступить к этому упражнению впервые, мы с ребятами беседуем о том, что такое эхо, как явление природы. На основе их ответов и высказываний, я формулирую ответ, сводящийся к тому, что эхо - это отражённый (от стены дома, от леса, от гор и т. д.) звук.
Я объясняю ученикам, что эхо лишь повторяет более или менее точно изданный звук. А это значит, что если громко крикнуть: "Здравствуй!", то эхо ни за что не ответит нам: "Прощай!" Это объяснение понадобится для лучшего осознания учениками того, что при исполнении "Ритмического эхо" ответ должен быть абсолютно похожим на начальный ритм, задаваемый учителем, а любые отклонения, т. е. ошибки, должны быть исключены.
Итак, для начала я играю с детьми в "короткое эхо", которое состоит из коротких, простейших двух-тактовых ритмических рисунков в размере 2/4. Спустя несколько занятий, я включаю простой ритмический рисунок с паузой.
После знакомства ребят с "коротким эхо", я предлагаю им "длинное эхо", в том же размере, но с большим добавлением длительностей.
Примерно на третьем-четвёртом занятии, я представляю вниманию ребят третью разновидность "Ритмического эхо", так называемое "Трудное эхо". В это упражнения входят рисунки лишь, в которых не более трёх звуков. Но сложность заключается в том, что бы ученики, коллективно, после этого рисунка исполнили рисунок, состоящий из двух, а затем из одного звука. Трудно это сделать потому, что исполнение одного звука всем классом одновременно требует наивысшей собранности, внимания, умения следить за рукой учителя. Это последнее упражнение требует от ребят особого чувства, а именно - чувства ансамбля.
Все три части упражнения "Ритмическое эхо" ребята на моих занятиях исполняют на детских шумовых и ударных инструментах. Иногда мы это упражнение исполняем хлопками в ладоши.
Ритмическая игра "Угадай-ка". Эта интересная и увлекательная игра является вершиной в развитии ритмического воспитания на моих занятиях. Цель игры - развитие не только умения правильно воспроизвести ритмический рисунок, но так же попытаться определить, из какой песни этот рисунок взят, а это весьма трудное задание. В, предлагаемой мной, игре песню угадать сложно, потому что самой мелодии нет, а есть лишь её ритмический "костяк". Главным условием игры "Угадай-ка" является то, что песни, участвующие в ней, должны быть обязательно знакомы ребятам. В игре принимает участие весь класс, который я предварительно делю на две команды (можно на три, четыре и т. д., всё зависит от количества учеников).
Далее я задаю ритмический рисунок, взятый из всем известной песни. На угадывание каждой команде даётся три попытки. Если песня угадана с первой попытки - команда получает 3 очка, со второй - 2, с третьей - 1. Если команда не угадала песню, то ход переходит другой команде. Количество отгадываний не ограничивается. Иногда одному и тому же ритмическому рисунку могут соответствовать несколько разных песен. И за каждую из них я даю дополнительные очки. Игра имеет 6-7 туров, каждому из которых соответствует один ритмический рисунок. В конце игры я подсчитываю набранные командами очки. Команда-победитель, при активной игре всех участников получает "пятёрки" в полном составе.
Конечно же, эта игра может иметь свои варианты по усмотрению учителя.
Так же, для развития чувства ритма у вокалистов, я применяю такие упражнения и игры, как:
- "Спой своё имя". Я показываю детям, как можно интересно ритмизовать имена в соответствии с простейшими формулами. Мы варьируем имя каждого ребёнка, повторяя при этом ритмические варианты отхлопывая ритмический рисунок в ладоши и произнося имена нараспев;
- "Хор часов". Предлагаю детям изобразить ход больших и маленьких часов в речевом ритмизованном двухголосии. Для этого делю детей на две группы. Первая группа произносит низким голосом "бом - бом" (четвертными длительностями, а вторая - высоким "тики - тики" (восьмыми длительностями).
- "Сочини ритм". Для того, чтобы привить детям навыки ритмической импровизации, я даю каждому ученику задание - с помощью музыкального инструмента попробовать импровизировать любой ритм : маршевый или танцевальный, грозный или весёлый. Каждую импровизацию мы вместе обсуждаем. Для этого я задаю наводящие вопросы: "Какой ритм вы слышите - грозный или весёлый и т. д. ?"
- "Шутки-прибаутки". Поём все вместе на одном звуке, в сопровождении детских музыкальных инструментов, скороговорки, шутки, потешки, пословицы и т. п. но сначала, мы выразительно произносим текст и прохлопываем ритм.
Тему "Ритм" я закрепляю проведением ритмического диктанта : предлагаю ученикам, индивидуально, воспроизвести услышанный ритм хлопками или постукиванием. Для такого диктанта я выбираю три ритмических рисунка на своё усмотрение, но обязательно разной сложности: лёгкий, сложнее и самый сложный. Но никогда не даю рисунок заведомо невыполнимый ребятами.
Сложность рисунков меняется в зависимости от возраста учеников, приобретённого в таких делах опыта. Ритмические рисунки я сочиняю либо сама, либо беру из знакомых ребятам песен. Исключение составляют диктанты, которые проводятся на оценку.
Как же объективно оценить работу ученика во время ритмического диктанта? Я это делаю с помощью постепенного набора оценки. Перед началом диктанта объявляю, что те ребята, которые успешно исполняют первый (простой) рисунок, смогут "набрать" условную оценку "3". Те, кто сможет правильно исполнить кроме первого рисунка ещё и второй рисунок "наберут" условную оценку "4", и те, кто кроме первых двух рисунков правильно исполнят третий - "наберут" оценку "5", но уже не условную, а настоящую. На каждый из трёх рисунков ритмического диктанта ученикам я даю три попытки.
Заключение. Музыка - это звучание, но оно не будет приятно нашему слуху, если нет ритма. Ритм - это одно из условий его развития.
Музыка и движение такие же взаимосвязанные понятия, как звук и его ритмическая организация. Именно ритмический рисунок составляет основу звуков, а, следовательно, и музыкального образа. Ритм, пульсация, движение, действие - по сути своей характеристики одного и того же. И в формировании вокальных данных у ребёнка, они играют очень важную, первостепенную роль.