ольга софронова
Ранняя профориентация дошкольников: формы, средства, методы в контексте ОП до
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд Уважаемые педагоги сегодня мы обсудим важную и актуальную тему — методы и приемы ранней профориентации в доу. В настоящее время ранняя профориентация является актуальным направлением деятельности образовательных организаций.
2 слайд Виктор Гюго, известный французский писатель и поэт, часто говорил о важности выбора профессии. Он считал, что каждый человек должен выбирать профессию, которая соответствует его призванию и интересам.
3слайд Ответим на вопрос: «Что такое профессиональная ориентация?»
Профориентация в дошкольном образовательном учреждении представляет собой комплекс мероприятий и методов, направленных на формирование у детей интереса к различным видам деятельности и профессиям, а также на развитие их личностных качеств и навыков, необходимых для успешного выбора будущей профессии. Это включает в себя ознакомление детей с разнообразием профессиональной деятельности через игровые, творческие и познавательные формы работы.
Цель сопровождения профессионального самоопределения на этапе дошкольного образования (в рамках дошкольных образовательных программ) – формирование первичного представления о мире профессий, интереса к профессионально-трудовой деятельности, позитивных установок к различным видам труда и творчества.
4 слайд В Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года говорится о том, что
«развитие воспитания в системе образования предполагает подготовку личности к трудовой деятельности»
Идеи профессионального самоопределения заложены в Федеральном законе «Об образовании в РФ», где сказано, что общее образование направлено на развитие личности, приобретение в процессе освоения общеобразовательных программ знаний умений и навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получение профессионального образования
Закон «Об образовании в РФ» говорит – дошкольное образование первый уровень общего образования, где закладывается ценностное отношение к труду и профессиональной деятельности взрослых.
ФГОС говорит о приобщении детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
5 слайд организация ранней профориентации в ДОУ, в условиях реализации ФГОС ДО, направлена на формирование социально-коммуникативных компетенций у дошкольников и
включает в себя процесс теоретического освоения знаний – формирования
труде взрослых и полученных знаний – развитие навыков самообслуживания, и приобщение к
доступной трудовой деятельности.
6 слайд в целевых ориентирах на этапе завершения обозначены показатели, направленные на раннюю профориентацию
7 слайд Основные направления ранней профориентации в соответствии с ОП ДО:
Профессиональное воспитание. Формирование у детей интереса к труду, трудолюбия.
Профессиональное информирование. Обеспечение детей информацией о мире профессий.
8 слайд в рамках оп доу работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность как педагога с детьми, так и самостоятельную деятельность детей (это продуктивная и игровая деятельность). система работы по данной теме видна на слайде
9 слайд Р абота по ранней профориентации дошкольников по мнению Н. В. Ивановой, М. А. Виноградовой строится с учетом следующих принципов:
Принцип диалогичность процесса (организация совместной трудовой деятельности, приглашение людей определенной профессии для общения с детьми, деятельность в режиме партнерского взаимодействия)
принцип личностно-ориентированное взаимодействие, связанное с учетом интереса ребенка к той или иной профессии, а также его индивидуальноличностных проявлений в разных видах деятельности
доступность знаний (в дошкольном возрасте ребенок осваивает мир профессий по принципу «от близкого к далекому». Первоначально для него понятны профессии, которые он видит каждый день и результаты труда которых для него значимы: воспитатель, повар, врач, водитель и др.)
принцип регионального компонента направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона
принцип рефлексивности (формирование у ребенка субъектной позиции через первоначальное осознание мотивации собственной трудовой деятельности, а в дальнейшем освоение системы знаний о профессиях и развитие личностных качеств. В результате у ребенка складывается представление о себе, своих возможностях, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения)
Принцип активного включения детей в практическую деятельность активное включение детей в трудовую, игровую деятельность, которыепозволяют проявить первоначальную профессиональную направленность, участие в экскурсиях, трудовых поручениях, беседах, развлечениях, профессионально-ориентированных конкурсах
10 слайд. В ходе реализации задач ранней профориентации в ДОУ необходимо создать ряд организационно-педагогических условий. Педагогические условия организации ранней профориентации с детьми дошкольного возраста отражены в образовательной программе дошкольного образования, в рабочих программах воспитателей и календарно-тематических планах в соответствии с требованиями ФГОС ДО
11-12 слайд Эффективное осуществление всех вышеперечисленных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста будет невозможным без организации правильной соответствующей возрастным особенностям детей профориентационной предметно-развивающей среды
13 -14 слайдВ практике с детьми по ранней профориентации использую разнообразные методы, которые позволяют сделать работу наиболее интересной. Среди них
Наглядные (живые образы, к которым относятся: экскурсии, наблюдения, дидактические пособия, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков, просмотр видеозаписей и др.
Словесные, которые включают: художественное слово, рассказ воспитателя, беседы, малые фольклорные формы, проблемные ситуации, высказывания и сообщения и др.
Практические – это: трудовые поручения, обучение отдельным способам выполнения трудовых операций, игровые обучающие ситуации, сюжетно-ролевые игры и др.
Игровые, к которым относятся: дидактические игры, игровые упражнения, игры с правилами, словесные игры, игры-воображения, игры-шутки, сюжетно-ролевые игры, сюрпризные моменты.
Нужно отметить и группу методов, которая непосредственно способствует продуктивной детской деятельности. Это: показ, объяснение, обучение отдельным способам выполнения трудовых операций, обсуждение труда и его результатов,
15 слайд Ведущими средствами в ранней профессиональной ориентации являются игровое модульное оборудование, строительные наборы, игрушки и орудия труда, дидактические картинки, электронные игровые оболочки по профессиям, одежда представителей разных профессий, книги о профессиях, фотографии, мультфильмы (мультсериал «Калейдоскоп профессий). Особое место среди средств занимают электронные платформы. Например, игровой инструмент «Взросляндия», проект Навигатум, игры для смарт-доски, отражающие задания для актуализации знаний о профессиях, орудиях труда, специальной одежде, продуктах труда разных профессий.
16-19 слайд система работы по формированию опыта познавательной деятельности дошкольников строилась с учетом постепенного и целенаправленного развития творческих познавательных способностей детей через различные формы совместной деятельности.
20 -21 слайд работа с родителями. Работа педагогов детского сада по ознакомлению детей с трудом взрослых не может принести желаемых результатов без соответствующей пропаганды среди родителей. Поиск новых форм и методов работы по ранней профориентации дает возможность. глубже решать поставленные задачи. для родителей:- анкетирование;- консультации;- индивидуальные беседы;- родительские собрания, где решались вопросы: «Что родители могут рассказать ребенку о выборе профессии?», «Как семья влияет на отношение к работе?», «Выбор профессии: на всю жизнь или на время?»; размещала информации в уголке для родителей;- встречи с родителями и детьми «Расскажи о своей профессии»;
22-23 слайд социум
24-25 В период работы были проведёны мероприятия с педагогами: - консультация для воспитателей «Профориентация детей в дошкольном образовании»; - выступление на педсовете по теме «Интернет-ресурсы по вопросам организации профориентационной»; - семинар - практикум на тему «Важность Лепбука в образовательном процессе ДОУ».
Подводя итог всей деятельности по теме педагогического опыта, хочется подвести результаты: намеченные цели, задачи, принципы и методы, выбранные мною для достижения положительного результата оправдали мои ожидания. Знакомя детей с трудом взрослых я старалась заложить в них любовь и гордость за те профессии, которыми славится наш город – наша малая Родина