Татьяна Земскова
Работа с детьми дошкольного возраста по профилактике дорожно-транспортного травматизма
▼ Скачать + Заказать документы
Улица для ребенка - это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (машин, зданий, движущихся пешеходов, предметов и др., насыщенный интересными событиями, участниками которых может стать и сам ребёнок. А здесь как раз и подстерегает его опасность.
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети.
Темочки:
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Поэтому, главная цель – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. Малыши довольно часто свои представления из микромира игрушек переносят в реальную жизнь. К примеру, им иногда кажется, что настоящая машина способна остановиться также быстро, как и игрушечная одним движением руки. Поэтому с самого раннего детства малыши должны знать, что транспортные средства мгновенно остановиться не могут. Поведение пешехода должно быть предсказуемым, только тогда у водителя будет возможность принять правильное решение.
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию будет к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил поведения на дороге является игра, в которой они сами участвуют. На мой взгляд, именно через игровую деятельность, возможно, обогатить и расширить представления детей о правилах безопасности, ввести детей в проблемные жизненные ситуации и активизации у них желания искать пути разрешения этих ситуаций.
Например:
Подвижные игры, формирующие представления о сигналах светофора и регулировщика:
Ловкий пешеход;
Эстафета «Красный, желтый, зеленый»;
Наш друг светофор;
Делай, как я;
Стоп. Идите!
Дидактические игры, формирующие представления о знаках дорожного движения :
Выполни поручение;
Угадай знак;
Что нам скажет дорожный знак?
Дидактические игры, формирующие представления об элементах дороги, об участках дорожного движения и правилах их поведения:
Гараж;
Как проехать?
Найди безопасный путь;
Поехали, автомобили!
Сюжетно-ролевые игры по ПДД:
«Улица полна неожиданностей»
Педагогический замысел: расширять представления детей об улице, о проезжей части дороги, тротуаре, пешеходах, транспортных средствах; учить детей распределять роли, вести их до конца игры.
«Прогулка с любимыми куклами»
Педагогический замысел: знакомить детей с правилами дорожного движения и дорожной атрибутикой в ходе игры.
Освоение основ ПДД происходит легче, если в процесс познания включаются театрализованные игры:
Театрализованная игра «Еду, еду в автомобиле»;
Театрализованное музыкально-познавательное развлечение «В королевстве дорожных знаков»;
Театрализованное развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков».
Помимо игровой деятельности, работа с дошкольниками проводится с использованием различных форм:
– Непосредственно образовательная деятельность – коммуникация, познание, художественное творчество (лепка, рисование, конструирование, аппликация, ручной труд).
В течение года с детьми провожу экскурсии по улицам нашего города Нефтегорска, несколько целевых прогулок к проезжей части, с насыщенным транспортным движением, где они наблюдают за работой светофора, взаимодействием пешеходов и транспорта, знакомятся со специальной разметкой на дороге и дорожными знаками : пешеходный переход, остановка транспорта. Определив с детьми, какая перед ними дорога : узкая, с односторонним движением, с двусторонним движением, обращаю внимание на пешеходный переход и одновременно на обозначающий его знак. Объясняю, что только в этом месте можно переходить проезжую часть.
После проведённых наблюдений и просмотров организовываю продуктивные виды деятельности, конструирование, моделирование на тему: «Наш детский сад», «Моя дорога в детский сад», «Моя улица» с использованием транспортных игрушек.
Продуктивные виды деятельности:
рисование (примерные темы) :
– «Зебра на дороге»;
– «Светофор»;
– «Наша улица» :
– «Машины на дороге»;
– «Дорожные знаки».
лепка (примерные темы) :
– «Светофор»;
– «Едем – гудим! С пути уйди!»;
– «Колеса большие и маленькие»;
– «Поезд» (коллективная работа).
аппликация (примерные темы) :
– «Грузовая машина»;
– «Автобус»;
– «Светофор»;
– «На нашей улице».
Никакое обучение не будет эффективным, если самые близкие люди не соблюдают правила дорожного движения. Для детей родители являются образцом поведения на улице, дорогах, в транспорте. Только в сотрудничестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на дорогах. С этой целью использовала:
– анкетирование родителей «Обучаем детей правилам дорожного движения»;
– наглядную информацию на стендах для родителей, в папках-передвижках («Правила дорожного движения – знать каждому положено», «Внимание, юный пешеход!», «Осторожно дорога»);
– консультации («Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные ловушки», «О значении обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения», «Улица требует к себе уважения»);
– родительские собрания («Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улицах», «Безопасность детей на улице»).
Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.