Елена Матиенко
Рабочая программа патриотического кружка «Озорные казачата»
▼ Скачать + Заказать документы
Озорные казачата
Пояснительная записка
«Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранённое предшествующим
поколением, может любить Родину,
узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей.
Публикация «Рабочая программа патриотического кружка „Озорные казачата“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
Будущее любой страны всегда зависит от того, как будет расти и развиваться ее культурный, нравственный, интеллектуальный потенциал – дети. А будущее детей находится в прямой зависимости от социальной и экономической структуры общества.
Современные подходы к дошкольному образованию требуют создания условий для приобщения ребенка 21 века к национальным и общенациональным ценностям, истории родного края.
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации определяет: «Патриотизм — одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите».
Главная особенность патриотического воспитания заключается в том, что через него формируется не просто гражданин, а гражданин-патриот, горячо любящий свою Родину, свой край, готовый всегда достойно и самоотверженно служить ей верой и правдой.
Действенным средством воспитания патриотизма, на наш взгляд, является приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям казачества. Казачья педагогика, своими корнями уходит вглубь веков, к уникальной общности народа, возникшего в Киевской и поздней Руси, со своей сложившейся культурой и общественным укладом жизни.
О необычайной жизненности казачества, свидетельствует его современное возрождение. В основе казачьей системы воспитания лежит сама жизнь казака, его хутора, станицы, войска, само историческое предназначение казачества. А весь уклад жизни казака, основывался на идеалах православия, служения Отечеству, трудолюбия и демократии, как организованной свободе в широком понимании, что не утратило значимость для современной педагогики. В традициях казачьей педагогики заложено воспитание чувства собственного достоинства, сострадания, сочувствия, способности пережить чужую беду как свою, воля к свободе, стремление к бескорыстному служению Отчизне.
Жизнь в русле родной культуры очень важна для ребенка - дошкольника, так как в этом возрасте ребенок начинает познавать мир. И если педагог живет вместе с детьми в условиях народных традиций, в русле родной культуры, он имеет больше возможности для формирования этических и эстетических идеалов.
Через введение в народную культуру, ее осмысление и познание педагоги развивают не только духовно-нравственную сферу ребенка, но и его творческие способности.
Работа кружка направлена на воспитание детей на идеях патриотизма, духовности, народности (уклад жизни, традиции и пр., обращения к истокам (кто мы такие, какие мы, чем интересны).
Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.
Цели и задачи
Цель: создание благоприятных условий для воспитания гражданина и патриота своей малой Родины, путём привития интереса к истории и культуре казачества, его обычаям и традициям.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
• Расширение представлений ребенка о себе, о человеке, культуре, природе путем систематического, интегрированного обращения к богатейшему многовековому опыту казачества.
• Закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, личности, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
• Введение ребенка в мир национальной и общенациональной культуры, оказание помощи в выборе и овладении личностно-значимой системой ценностных ориентаций.
• Создание условий по оказанию помощи семье в раскрытии индивидуальности ребенка через включение его в культуру и историю собственного народа.
• Обеспечение условий и форм освоения ребенком способов самостоятельного практического применения народной мудрости в различных видах деятельности ДОУ, семье.
• Содействие становлению позитивного опыта взаимодействия ребенка со сверстниками и окружающим миром в реальных жизненных ситуациях на основе гуманного деятельного отношения.
Поставленные задачи программы решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т. д., так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь : в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Планируемые результаты
Конечным результатом реализации программы кружка «Озорные казачата» должны стать положительная динамика роста патриотизма в дошкольной среде, обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного подъёма у дошкольников и их родителей.
Общие положения
Содержание работы кружка «Озорные казачата» раскрыто в рабочей программе «Лазоревые искорки», которая способствует реализации регионального компонента образования, соответствующего ФГОС ДО в части реализации образовательных областей – «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие»», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие» и знакомит дошкольников с историей и культурой Донского края. В основе программы лежит региональная программа дошкольного образования «Родники Дона» Р. М. Чумичевой, О. Л. Ведмедь, Н. А. Платохиной.
Цель программы : развитие у дошкольников ценностного отношения к культуре и истории Донского края, создание условий для открытия ребёнком ценностей и смыслов, определяющих характер социокультурной и творческой деятельности.
В содержание программы заложены основы развития каждого ребёнка системы знаний о своеобразии родного края, что способствует становлению личности, небезразличной к судьбе своей «малой Родины».
Кружковые занятия проводятся в игровой и диалоговой форме с элементами ручного художественного и декоративно-прикладного труда, рисования, конструирования, слушания музыки, чтения художественной литературы, театрализации, знакомства с календарными народными праздниками, использовании словесных, подвижных и хороводных игр, игр-забав, оформлении тематических выставок детского творчества и уголков для детей и семей воспитанников.
Гармоничное сочетание индивидуальных, подгрупповых и фронтальных форм организации непрерывно образовательной и совместной деятельности обеспечивает их инновационность и целостность.
Возраст детей
Данная программа рассчитана на детей 6 – 7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками «взрослости», желанием проявить свою индивидуальность, творческие способности.
Наполняемость кружка 16 человек : Девочек -7 чел, мальчиков-9 чел.
Список детей кружка «Озорные казачата»
№
п/п Фамилия Имя Отчества ребенка Дата рождения
1. Ахматова Айша Бислановна 12.02.2017г.
2. Бабаев Иван Афигович 20.10.2016г.
3. Белан Александра Александровна 17.11.2016г.
4. Бородаенко Арсений Романович 01.04.2016г.
5. Букрабова София Алексеевна 30.12.2016г.
6. Гайкало Арина Алексеевна 19.08.2017г.
7. Дудка Ксения Васильевна 30.08.2016г.
8. Ефимов Егор Денисович 04.01.2017г.
9. Колосов Алексей Викторович 03.06.2016г.
10. Колосов Глеб Евгеньевич 29.11.2016г.
11. Крупина Анна Антоновна 27.02.2017г.
12. Левченко Денис Владимирович 07.01.2017г.
13. Писарева Полина Сергеевна 22.07.2016г
14. Сафаров Юсуф Анварович 02.11.2016г.
15. Усанов Махаммед Мансурович 20.07.2016г.
16. Юсупов Ренат Рустамович 08.08.2016г.
Продолжительность реализации программы.
Программа рассчитана на год обучения детей. При посещении кружка учитываются индивидуальные способности каждого ребенка.
Режим занятий.
Занятия кружка проводятся 1раз в неделю по вторникам. Продолжительность занятий не более 25 минут.
Перспективно – тематический план.
Недели Темы месяца Цель Формы работы
Сентябрь
1 неделя Мой край Донской Создать оптимальные условия для приобщения детей к истории и культуре казаков. Презентация
2 неделя
«Ой, ты Дон широкий» Познакомить детей с главной рекой казаков – Доном, передать его красоту, познакомить с водными обитателями, рассказать о течении реки (медленное, быстрое, донести, что река – это богатство донского края. Беседа
3 неделя
Родные просторы Продолжать знакомство с растительным миром степи, лесостепи: ковыль, перекати – поле, красный мак, типчак. Беседа, презентация
4 неделя
«Степь да степь кругом».
Учить детей композиционному расположению предметов на листе, передавать разнообразие растительных форм, использовать в работе рисование веточками. Развивать у детей самостоятельность, воображение. Рисование
Октябрь
1 неделя Кто такие казаки Дать представление о казаках. Презентация
2 неделя Дом казака. Расширить представление детей о казачьем доме-курене Рассказ, рассматривание иллюстраций.
3 неделя «Быт казачьего дома : прялка» Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Донского казачества; Экскурсия в казачью комнату.
4 неделя «Знакомство с предметами казачьего быта : чугунный утюг»
. Познакомить детей с процессом стирки и глажки казачек в старину, научить пользоваться предметами казачьего быта, дать представление о понятии «рубель». Обогатить знания детей об образе жизни людей в старину, их деятельности в быту. Экскурсия в казачью комнату.
«Русской печки нет добрее» Продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печью – главной частью избы. Презентация
Ноябрь
1 неделя «Женская казачья одежда» Познакомить детей с элементами казачьей женской одежды. Презентация
Д/и «Наряд для Аксиньи»
2 неделя «Женская казачья одежда» Закрепить знания детей о женской одежде казачек. Художественный альбом:
раскрашивание костюма казачки
3 неделя «Мужская казачья одежда» Познакомить детей с элементами мужской казачьей одежды. Презентация
Д/и «На казаке и рогожа пригожа»
4 неделя «Мужская казачья одежда» Закрепить знания детей о мужской одежде казаков. Художественный альбом:
раскрашивание костюма казака.
Декабрь
1 неделя Казачья семья. Продолжать знакомить детей с укладом жизни казаков, Презентация
2 неделя «Воспитание детей в казачьих семьях» Расширять представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа, о специфике воспитания детей в казачьей семье, формировать у детей чувство любви к Родине, интерес и уважение к людям, которые живут рядом.
Рассматривание иллюстраций.
3 неделя Игры донских казачат. Расширять представления о казачестве, традициях этого народа, о специфике воспитания детей в казачьей семье, Подвижные игры
4 неделя Родословная. Расширять представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа. Создание родословной.
Январь
1 неделя Обрядовые праздники
«Рождество Христово» Прививать любовь к Родине, приобщать детей к казачьей культуре, познавать старинные народные обычаи, обряды. Театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Теремок
2 неделя Свадьба на Дону Прививать любовь к Родине, приобщать детей к казачьей культуре, познавать старинные народные обычаи, обряды. Презентация,
Прослушивание песни
«Дарья, ты душа»
3 неделя «Вареники для казака» Формировать умение работать с тестом (лепка вареников); воспитывать уважение к труду и казачьим традициям (хлебосольство); готовность к взаимопомощи, к сотрудничеству; обогащение словаря: хлебосольство. Лепка из теста
(лепка из пластилина)
4 неделя «Казачьи посиделки» Продолжать знакомить детей с Донским краем, своеобразием жизни людей на Дону. Застолье в казачьей комнате.
Февраль
1 неделя Казачьи песни Познакомить детей с народными казачьими песнями. Прослушивание казачьих песен
2 неделя По Дону гуляет казак молодой Разучить с детьми казачью песню. Разучивание казачьей песни «Шел казак»
3 неделя Сказки Тихого Дона. Познакомить детей с творчеством донских писателей. Чтение художественной литературы
4 неделя Золотые имена Дона.
Михаил Александрович Шолохов. Познакомить детей с творчеством и фактами биографии знаменитого на весь мир донского писателя. Презентация,
знакомство с главными героями произведения «Тихий Дон»
Март
1 неделя Казачьи ремесла. Презентация.
2 неделя Донские промыслы.
Солнечная керамика. Познакомить детей с народной художественной культурой Донской земли – Семикаракорской керамикой (посудой) Альбом для рассматривания.
3 неделя Донские промыслы.
Солнечная керамика. Познакомить детей с народной художественной культурой Донской земли – Семикаракорской керамикой (посудой) Рисование.
Роспись Семикаракорского чайника.
4 неделя Солнечная керамика.
Звонкие колокольчики. Продолжить знакомить детей с народной художественной культурой Донской земли – Семикаракорской керамикой (керамические фигурки).
Учить детей создавать объемные полые поделки из соленого теста. Тестопластика.
Апрель
1 неделя Казачьи города Ростовской области.
Ростов –на- Дону». Познакомить детей с историей основания города Ростова –на- Дону, основными историческими памятниками. Исследовательская деятельность.
2 неделя Казачьи города Ростовской области.
Познакомить детей с историей основания города,основными историческими памятниками. Фоторепортаж.
3 неделя Обрядовые праздники. Пасха. Прививать любовь к Родине, приобщать детей к казачьей культуре, познавать старинные народные обычаи, обряды. Исследовательская деятельность.
4 неделя Старочеркасск – колыбель казачества. Познакомить детей с историей основания города Старочеркасска, основными историческими памятниками. Презентация
Май
1 неделя «Путешествие по народному календарю.
Месяц май» Приобщать детей к казачьей культуре, познавать старинные народные обычаи. Физкультурное развлечение (Программа Н. Н. Ефименко)
2
неделя
Казачьи символы
и знаки. Продолжать пополнять знания детей об истории донского казачества. Дать понятие «Казачий круг» (что это такое, какие вопросы решались). Познакомить с символами казачьей доблести : бунчук, булава, насека. Рассказать детям о печати войска донского.
Презентация
3 неделя Донской говор Продолжать пополнять знания детей об истории донского казачества. Драматизация сказки «Кочет и пшеничное зернышко»
4 неделя «Казачьему роду нет перероду» Продолжать пополнять знания детей об истории донского казачества. Рисование казаков
и казачек