Ирина Зеленская
Пути педагогического содействия сюжетно-ролевым играм с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Сюжетно-ролевая игра как основа развития коммуникативно-личностной активности детей старшего дошкольного возраста»
Согласно теории деятельности, разработанной А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым развитие ребенка осуществляется в процессе различных деятельностей Для ребенка – дошкольника это, прежде всего игра. Именно в игре ребенок может проявить себя субъектом деятельности. Утверждение, что игра — ведущий вид деятельности дошкольника, давно стало аксиомой.
Публикация «Пути педагогического содействия сюжетно-ролевым играм с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
К пяти годам у детей наступает расцвет ролевой игры. Ролевое поведение приобретает развернутую форму. Дети владеют уже достаточно широким диапазоном целей человеческой деятельности, имеют представление об основных способах их достижения. Они активно взаимодействуют друг с другом в игре в связи с принятыми ролями, объединяются в игровые группировки по 2—3 человека. Произошло смещение акцента с индивидуальных ролевых действий на сферу человеческих отношений. Игра детей окрашена яркими ролевыми диалогами.
На шестом году жизни игра детей достигает как бы кульминации в своем развитии и поднимается на более высокий уровень. Игровые интересы детей уже устойчивы. В старшем дошкольном возрасте дети более активно овладевают средствами эмоциональной выразительности; меняют интонацию в зависимости от содержания ролевых отношений. Умение общаться - весьма важная сторона социального, личностного развития ребенка в этом возрасте, это источник развития его речи, становление коммуникативной компетенции, важная сфера самодеятельной активности, саморазвития. Поэтому дети в данном возрасте уже могут самостоятельно, без участия взрослых, в общих чертах могут обговаривать замысел игры, распределять роли и разыгрывать их. В играх старших дошкольников всегда есть лидер, который «двигает» сюжет. Остальные участники игры обычно «подстраиваются». Воспитатель выполняет роль диспетчера
ПУТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫМ ИГРАМ ПО ПРОГРАММЕ «РАДУГА».
В программе «Радуга» предлагаются три направления работы, которые будут содействовать «профессиональной» игре детей, удовлетворять их игровые интересы и потребности.
I направление — помощь в организации взаимодействия детей в совместной игре;
II направление — обогащение событийной стороны содержания игры;
III направление — создание игровой среды.
Я называю это правилом 3-х С :
СО-ДЕЙСТВИЕ;
СО-УЧАСТИЕ;
СО-ТРУДНИЧЕСТВО
Основные задачи работы:
1. Знакомить детей с основными моментами организации игры.
2. Помогать детям налаживать взаимодействие в совместных играх, раскрывать содержание, связи и соотношение разыгрываемых ролей.
3. Использовать игру для улучшения положения ребенка в коллективе сверстников.
Изменения, происходящие в системе российского образования позволяют по-новому подойти к проблеме взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками. Именно на «развивающее взаимодействие ребенка со взрослыми и со сверстниками» ориентируют педагогов и ФГОС.
. Эта важная сфера жизни ребенка досконально изучена специалистами в области педагогики, психологии, возрастной физиологии. Однако мы вновь и вновь возвращаемся к ней. «Дошкольный ребенок - человек играющий, поэтому в ФГОС закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры», - сказал академик А. Асмолов. Право играть зафиксировано также в Конвенции о правах ребенка: «Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни».
Да, игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать "здесь и теперь", достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных. Поэтому развивать ребенка легче в игре. Именно этот вид игровой деятельности включает различные способы взаимодействия ребенка как со взрослым, так и с детьми своего возраста, помогает детям лучше узнать окружающий мир, друг друга и себя.
Я убеждена в том, что даю возможность ребенку синтезировать полученные знания, развивать творческую активность, коммуникативные навыки, то есть поэтапно в практической деятельности идти к достижению поставленной цели. Использование проектного метода позволило нам учитывать один из главных принципов – принцип интеграции: объединение несколько видов деятельности в процессе ролевой игры, проектирование совместной и самостоятельной игровой деятельности детей, определение её содержания и предполагаемый конечный продукт.