Евгения Шулепова
Конспект НОД «Путешествие в страну музыкальных звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное развитие дошкольников)
(Старшая группа)
Тема: «Путешествие в страну музыкальных звуков».
Автор: Евгения Шулепова,
музыкальный руководитель,
МБДОУ «Детский сад №3» с. Объячево
Цель: Расширять представление детей о многообразии музыкальных звуков и средствах музыкальной выразительности.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в страну музыкальных звуков“» размещена в разделах
1. Учить детей использовать полученные знания, умения и навыки в игровой деятельности, обогащать музыкальные впечатления детей.
2. Развивать чувство ритма, тембровый и динамический слух детей, подвижность артикуляционного аппарата, упражнять в ритмичном выполнении музыкально-ритмических движений. Расширять звуковысотный диапазон.
3. Развивать диалогическую речь.
4. Воспитывать у детей интерес к пению, любовь к музыке и умение взаимодействовать друг с другом.
Интеграция образовательных областей: музыка, физическая культура, коммуникация, социализация, познание.
Материалы и оборудование:
компьютерная презентация «Волшебная страна»,
фонограммы звуков :
- шум прибоя;
- шум дождя и грома;
- пение птиц;
- завывание ветра.
записи музыкальных произведений :
- Сен – Санс «Лебедь» из цикла «Карнавал животных»;
- Е. Железнова «Зелёная песенка»;
- детские песни из мультфильмов («Антошка», «Чунга - чанга», «В лесу родилась ёлочка»);
карточки с изображением музыкальных инструментов и предметные картинки;
конверт;
палочки для ритма;
нотки;
ноутбук;
музыкальный центр;
мультимедиа проектор и экран;
скрипичные ключики на шнурках.
Ход занятия.
Дети сидят на стульчиках. Звучит волшебная музыка и в зал входит «птица - Музыка» (музыкальный руководитель).
- Здравствуйте, ребята! Я – птица – Музыка, из волшебной музыкальной страны (показ 1 слайда). А куда же я попала?
Ответы детей.
- Ох, как далеко! В нашей стране случилось большое несчастье: налетел злой ветер – Диссонанс (показ 2 слайда, и унёс все музыкальные звуки далеко-далеко. И теперь никто не может петь в нашей стране. Может быть, вы мне поможете отыскать музыкальные звуки и вернуться домой?
Ответы детей.
- Но путь в музыкальную страну будет неблизкий (показ слайдов) : через море Звуков, Таинственный лес, Динамические горы, Мелодичные холмы. Вы готовы отправиться со мной в это путешествие? Тогда вам необходимо научиться летать. Давайте послушаем отрывок из музыкального произведения, которое называется «Лебедь». Его написал композитор Сен – Санс (показ слайда).
Звучит отрывок музыкального произведения : Сен – Санс «Лебедь», из цикла «Карнавал животных.
- Какой характер у этого музыкального произведения?
Ответы детей.
- Спокойный, мелодичный, плавный, как движения крыльев лебедей. Я превращаю вас в прекрасных птиц!
Звучит музыка (Сен – Санс «Лебедь» из цикла «Карнавал животных) и дети показывают движение летящих птиц.
- Очень хорошо! А теперь полетели за мной!
Звучит музыка и дети «летят» по залу. Музыка затихает. Слышится шум прибоя. Останавливаются у «Моря». Показ слайда.
- Смотрите, это море Звуков! Оно приглашает нас! Давайте приземлимся на берег! Ребята, А знаете ли вы, что такое звуки?
Ответы детей.
Что такое звуки?
За окном метель…
Что такое звуки?
По весне капель,
Это струны ливня, это первый гром!
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка живёт во всём.
( Авторы: И. и Н. Нужины)
- На свете много разных звуков, мы всегда что-нибудь слышим: шорохи, скрип веток, журчание воды, стрекотание кузнечика. Это звуки-шумы. Чтобы с ними познакомиться, нужно только хорошенько прислушаться ко всему, что происходит вокруг. Всё что движется вокруг нас, издаёт звуки, шумы. Давайте их послушаем и угадаем эти шумы.
Включается фонограмма: шум дождя и грома, пение птиц, завывание ветра. Ответы детей.
- Какие вы внимательные дети! Есть ещё звуки речи, из которых складываются слова. Но самые интересные - это музыкальные звуки. Музыкальные звуки могут воспроизводить музыкальные инструменты и человеческий голос. Только самый внимательный сможет услышать их голоса, познакомиться с ними, подружиться!
Фонограмма: шум моря. Из «моря» «выплывает» свиток.
- А вот и первое задание. Посмотрим, кто внимательный, тот сразу найдёт музыкальные и шумовые звуки.
Выставляются карточки с изображением звуков - шумов и музыкальных инструментов. Дети раскладывают карточки на 2 группы.
- Молодцы, ребята, вы справились с первым заданием! И нашли первый музыкальный звук!
Музыкальный руководитель с помощью детей, прикрепляет звук на «крылья».
- Полетели дальше!
Звучит музыка и дети «летят» по залу. Музыка затихает. Фонограмма - пение птиц.
- Мы прилетели с вами в Таинственный лес (показ слайда! Давайте споём ему зелёную песенку!
Дети исполняют «Зелёную песенку»(Е. Железнова).
В зелёном, в зелёном, в зелёном лесу,
Зелёный листок, как флажок я несу.
Зелёная шишка под ёлкой лежит.
Зелёная музыка где – то звучит.
Зелёный кузнечик в зелёной стране
Играет зелёную песенку мне!
- Молодцы, ребята! Как дружно вы поёте! Посмотрите, какие высокие деревья! Посмотрите, в ветвях деревьев поют птицы! Давайте послушаем их!
Фонограмма: пение птиц.
- Какие у них голоса?
Ответы детей.
- Звонкие, радостные! Они радуются солнцу, весне, звонкой капели!
Под «деревом» педагог находит сундучок с палочками для ритма.
- Какой замечательный сундучок! Давайте в него заглянем! Что в нём? Вы, ребята, знаете, что это?
Ответы детей.
- Это палочки для ритма. Ребята, что такое ритм?
Ответы детей.
- Ритм – это чередование сильных и слабых долей в музыке. И теперь мы с вами изобразим звонкую капель с помощью этих палочек.
Проводится игра «Имена и ритмы».
Цель: Развитие у детей чувства ритма.
Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть, стараясь выполнять всё, что будет предложено.
- Сколько слогов в имени «Музыка»?
- Сколько раз открывается рот, столько и слогов. Если слоги заменить ударами, сколько ударов придётся на имя Музыка? Конечно, три. А на какой слог падает ударение? Верно, значит это сильный слог и сильный удар будет на первый слог.
«Простукиваются» имена по желанию детей и педагога.
- Замечательно, ребята! Вы справились ещё с одним заданием, и музыкальный звук возвращается к нам!
Музыкальный руководитель с помощью детей, прикрепляет звук на «крылья».
- Ну, что, летим дальше?
Ответы детей.
Звучит музыка и дети «летят» по залу. Музыка затихает. Дети останавливаются.
- Смотрите, какие высокие горы (показ слайда! Это Динамические горы. Смотрите, на самой вершине есть ещё музыкальный звук! Давайте с вами поднимемся на самую вершину и достанем звук музыкальный!
Дети поют распевку «Я шагаю вверх, я шагаю вниз» (Тиличеевой).
- Очень хорошо, ребята! Выполнено ещё одно задание и музыкальный звук возвращён! Нам осталось совсем немного преодолеть, и мы увидим мою прекрасную музыкальную страну! Летим дальше!
Звучит музыка и дети «летят» по залу. Музыка затихает. Дети останавливаются.
- Мы приближаемся к Мелодичным холмам (показ слайда! А знаете ли вы, что такое мелодия?
Ответы детей.
- Мелодия – это важная мысль музыкального произведения, основа музыки. Можно просто напеть мелодию своим голосом и узнать, вспомнить, откуда она, её название или композитора. Давайте и мы поиграем в игру, которая называется «Калейдоскоп». Будет звучать начало музыкального произведения, а вы, если вспомните его, назовёте его и напоёте.
Звучат фонограммы музыкальных произведений.
- Какие вы музыкальные и внимательные! И к нам возвращается ещё один музыкальный звук!
Музыкальный руководитель с помощью детей, прикрепляет звук на «крылья».
- А теперь мы летим в музыкальную страну!
Звучит музыка и дети «летят» по залу. Музыка затихает. Дети останавливаются.
На экране появляется картинка волшебного замка.
- Это музыкальная страна, в которой я живу! Вот и закончилось наше волшебное путешествие! Спасибо, вам, ребята, что помогли отыскать все музыкальные звуки! Я раздам их жителям нашей страны – музыкантам, и они снова будут радовать вас весёлыми песнями, торжественными маршами, восхитительными и лёгкими вальсами! На память о нашем путешествии я хочу подарить вам волшебный ключ, но это не простой ключ – ключ скрипичный. Если вы пожелаете, то можете открыть им дверь в музыкальную страну и, конечно же, встретиться со мной, птицей Музыкой! До свидания! До новых, музыкальных встреч!
Звучит волшебная музыка и птица-Музыка покидает зал.