Валентина Замыслова
Консультация для педагогов «Педагогический такт»
▼ Скачать + Заказать документы
Известное изречение К. Маркса: «Воспитатель сам должен быть воспитан» - подчеркивает огромную ответственность педагога перед самим собой. Он всегда эталон для детей, всегда образец для подражания. Ребенок постигает не только то, чему его учат. На него оказывает воздействие личность педагога, его стиль работы, манера себя держать, способы обращения с детьми, родителями, окружающими людьми. К нему, как ни к кому другому, имеет отношение А. П. Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Публикация «Консультация для педагогов „Педагогический такт“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Культура воспитателя, прежде всего в культуре его деятельности – педагогической эрудиции, также, умении понимать детей, строить с ними отношения. Вот почему было бы ошибкой сводить разговор о культуре воспитателя к вещам уже известным - культуре внешнего вида, манерам, вежливости и прочим азбучным истинам.
Детям нужен воспитатель, который все знает, все умеет, все объяснит и покажет, играет с ними «взаправду», а не понарошку. В такого воспитателя дети верят, любят его. «Вера Петровна сказала», - то и дело ссылаются дети на авторитет педагога, а в самых спорных вопросах его слово оказывается решающим.
Хорошо, когда ребята ежедневно наблюдают работу такого педагога, видят уважение к нему со стороны окружающих. Ведь самые глубокие знания и передавая методика могут пропасть, если педагог не является собой образец культурного человека. Если он не покоряет воспитанников своими человеческими качествами.
Дети, находясь весь день в дошкольном учреждении, все время видят образец поведения в педагоге, и это обязывает воспитателя помнить о своем влиянии на них: словом, жестом, молчанием. Влияет постоянно: и тогда, когда разговаривает или что-то объясняет одному, а слышат остальные; и тогда, когда хвалит кого-то одного в присутствии других, и тогда, когда что-то де-
лает для всей группы (мастерит, чинит, шьет, рисует, оформляет помещение к празднику) в окружении любопытных; и тогда, когда разговаривает с коллегой, групповой няней, с мамой, папой или бабушкой воспитанника в его присутствии.
Задумывались ли вы над тем, что одно лишь ваше присутствие рядом с детьми непременно чему-то их учит? Даже тогда, когда вы неставите перед собой определенной задачи, вы так или иначе влияете на них. Действительно, почему, например, при одном воспитателе дети ведут себя как надо, а другой жалуется, что с ними сладу нет? Влияние воспитателя продолжается и тогда, когда его нет рядом с детьми, только в этом случае у разных педагогов оно проявляется по- разному. Один не успеет выйти за порог группы, как внешне подтянутые дети тут же превращаются в «соловьев- разбойников». Отсутствие другого не меняет их поведения. Дети наше эхо. С поразительной точностью они отражают и образ наших суждений, и интонацию, и отдельные характерные для нас обороты речи. Дети – наше зеркало. В них мы видим себя свои привычки, способы поведения, отношение к людям, к окружающему миру.
Все это заставляет педагога помнить, что от него самого, его профессиональной культуры зависит, будет ли пребывание ребенка в детском саду воспитывающим. Воспитывать собственной воспитанностью! Вот девиз требовательного к себе педагога. Уметь обращать на себя придирчивый взгляд, самокритично оценивать способы отношений с детьми. Всегда помнить. Что каждый твой шаг, жест, слово под неотступным их контролем! Вот почему воспитатель постоянно проверяет себя, обращает к самому себе множество вопросов: имею ли я право утверждать, что пользуюсь у детей авторитетом? Как разговариваю с ними, отдаю распоряжения, поучаю их? Не забываю ли благодарить за услугу, приносить извинения за оплошность, так, как этого требую от своих воспитанников? Учитываю ли, что и мой тон и форма обращения с детьми – это не только способ добиться организованности, дисциплинированности, но и одновременно способ привития детям культуры поведения? Могут ли своим отношением к коллегам, заведующей, групповой няне, родителям моих питомцев научить детей корректности, вежливости, в основе которых лежит уважение к людям?
Маленький человек становиться воспитанным, равняясь на своего наставника. Мир нравственных ценностей дети в значительной мере постигают через воспитателя. Контакт педагога с детьми во многом определяет успех воспитания.
Ребенок – не безучастный объект педагогических влияний : он волен принимать или не принимать их. Для того чтобы создать в ребенке внутреннюю готовность активно воспринимать указания, необходимо установить с ним деятельный контакт, построить отношения двухсторонней связи, при которой педагог и ребенок понимают и уважают друг друга, ощущают взаимные симпатии. В «Программе воспитания в детском саду» говорится: «…. у детей ярко выражается эмоциональная восприимчивость к поведению взрослых: крепнет привязанность к тем, кто проявляет к ним внимание, справедливость, ласков с ними. Ребенок с готовностью их слушается, отвлекается на просьбу или поручение, стремится сделать приятное». Если воспитатель, глубоко осмыслив это положение, старается претворить его в практику своей работы, он не испытывает затруднений в установлении контакта с детьми.
Такой педагог внимателен к каждому ребенку, чуткий, ласковый, по – доброму требовательный. Дети слышат от него привычное, домашнее для них обращение – Сашенька, Игорек, а нехолодное официальное Егоров Александр, Киррилова Наташа. Даже если в группе три Лены и два Вовы, то воспитатель не называет детей по фамилии.
К самым маленьким педагог проявляет особую теплоту, мягкость ласку и заботу. Он умеет пожалеть, посочувствовать, вызвать в ребенке ощущение защищенности. Это, конечно, не означает, что дети постарше не нуждаются в столь же высоком внимании и заинтересованности.
Относись к каждому воспитаннику так, как бы ты хотел, чтобы относились к твоему ребенку, - вот главная заповедь, которой руководствуется педагог в своей деятельности. Он не допустит, чтобы кто – то из ребят загрустил, постарается тут же отвлечь ребенка: поиграет вместе с ним, поможет найти дело повкусу.
Утром он встретит детей приветливой улыбкой, а тех, кто болезненно переносит расставание с близкими ему людьми, постарается отвлечь интересной игрушкой. Сегодня в руках у воспитателя веселый Буратино, а завтра мохнатый медвежонок. Игрушки здороваются с малышами, рассказывают им смешные истории. Детей постарше воспитатель увлечет интересной книгой с картинками, конструктором или игрой в бильярд…
Найти ключ к сердцу каждого воспитанника! Это всегда не просто, ведь ребенок – неповторимая индивидуальность, со своим темпераметром, эмоциональными реакциями, способами контактов с внешним миром. Поэтому один и тот же подход к разным детям никогда не даст одинаковых результатов.
«Знаю я своих питомцев?» - вопрос, который настойчиво ставит перед собой педагог. Дети растут, и сегодня они уже не те, что были вчера. День ото дня они взрослеют, умнеют, приобретают новые черты характера. В нужную ли сторону происходят эти изменения? Или что-то не так? Почему трудолюбивый Володя начал уклоняться от маминых поручений, а Оля стала послушней, покладистей, уступчивей, сговорчивей? Проявление это дисциплинированности или пассивности? Почему один охотно делится игрушками, а другой, действует по принципу: не дам, потому что мое?
А сколько хлопот доставляют дети чрезмерно возбудимые и подвижные! Они вездесущи, как солнечный зайчик. Они легко входят в контакт со взрослыми и сверстниками. Зато и зачинщиками конфликтов чаще всего бывают именно они.
В воспитании непосед на первый план выдвигаются такие задачи, как формирование сдержанности, положительных эмоций, интереса к деятельности требующий усидчивости, сосредоточенности, внимания. Отсюда и соответствующий подход: таких детей полезно переключить подвижных и шумных игр на более спокойные, следить, чтобы они постоянно были заняты чем-то полезным и вместе с тем необходимо давать им возможность разрядить свою энергию деятельности, требующей двигательной активности. Ведь от неподвижности дети утомляются, а это нередко ведет к озорству. При установлении контакта с излишне подвижными детьми неуместны частые замечания. Если ребенок то и дело слышит: «Уймись!», «Тише», «Посиди», «Успокойся», то он может потерять интерес и к воспитателю и к детскому саду. (Там все нельзя, да нельзя).
Для того, чтобы составить правильное мнение о ребенке, от воспитателя требуется умение быть объективным. Не всегда сразу удается правильный вывод, а так как, например, такие качества в воспитании как эгоистичность, себялюбие, зазнайство, потребительские наклонности становятся более заметными, когда проявляется в сочетании с непослушанием, дерзостью, агрессивностью. Зато их труднее рассмотреть у таких незаметных, послушных детей, особенно у тех, кто умеет организовать вокруг себя сверстников.
Нетерпение, торопливость в равной степени недопустимы как в воспитании. Так и в перевоспитании детей. Ведь сложность формирования личности в том и заключается, что это длительный, непрерывный процесс который не может быть ограничен ни местом, ни временем, он не терпит нарочитости и неискренности и не дает результатов от прямолинейного, разового воздействия. Много косвенных незримых для воспитуемого усилий потребуется со стороны педагога, чтобы, к примеру, в ребенке с эгоистическими, потребительскими наклонностями сформировались коллективистские навыки, чтобы искоренить жадность, чтобы привить трудолюбие, воспитать доброту, отзывчивость. Педагогический такт… Это показатель культуры и профессионального мастерства воспитателя. Это важнейшая черта его поведения, проявляющаяся в выдержке, самообладании, гуманности, оптимизма, доброжелательности, уважения к детям, культуре общения с ними, умении ориентироваться в быстроменяющихся педагогических ситуациях и принимать правильное решение. Педагогический такт характеризует стиль работы воспитателя как мастера своего дела. Он умеет регулировать поведение детей, воздействуя на них так, что они всегда уверены в его доброжелательности и справедливости.
Отсутствие педагогического такта обычно нарушает нормальные отношения воспитателя с детьми. Тот, кто не обладает чувством так та, не имеет должного авторитета, ибо способен сорваться, отчитать, наказать, сказать резкое слово, и дети обычно внутренне сопротивляются требованиям такого воспитателя.
Воспитатель, обладающий педагогическим тактом, никогда не повышает голоса, а дети слушают его. Воспитатель не выработавший этого в себе качества, то и дело покрикивает, а толку мало; себя взвинчивает, а дети будто и не слышат его. Всегда надо помнить: чем меньше замечаний, тем значительнее вес воспитательского слова.
Постепенно находясь с детьми, вы управляете ими в целом и каждым из них в отдельности. Ясно, что обращения ко всем детям сразу и к каждому в отдельности имеют свои отличия. Если, к примеру, вы обращаетесь ко всей группе сразу, то вполне возможен официальный тон, мобилизующий и не допускающий возражений. В нем стремление собрать детей на безоговорочное выполнение распоряжения. А вот по отношении одному из воспитанников такой тон далеко не всегда уместен.
Обращение один на один требует большой интимности, доверительности. Оно может иметь тысяча оттенков: указание, вопроса, просьбы, замечания, шутки, иронии. Добродушного подтрунивания и т. д. Общение воспитателя с кем-либо из детей осуществляется на более близких дистанциях, чем со всей группой сразу Контакт с одним всегда требует глубокого понимания ребенка, его настроения в данную минуту, побудительных мотивов его действий. Учета конкретного случая, важно ведь не принудить, а убедить его.
Эффективность педагогического воздействия слова во многом зависит от умения воспитателя предвидеть, какое оно окажет влияние на эмоциональную сферу ребенка. Если в группе спокойная обстановка, то дети более уравновешены, жизнерадостны. А это значит, что педагогический процесс протекает в наиболее благоприятных условиях: воспитатели и дети слышат и понимают друг друга. Личность самого воспитателя имеет огромное значение в создании у детей эмоциональной уравновешенности. Есть воспитатели, у которых все выглядит естественно: манера держаться и разговаривать с детьми, он отдает распоряжения без нажима, не горячится, уверен в себе, немногословен, приветлив, замечания для него редкость. Вообще дети не ощущают на себе его давление и тем не менее ведут себя организованно. Это показатель такта воспитателя, его умения «видеть и чувствовать детскую душу», как говорил В. А. Сухомлинский. Он советовал прежде всего педагогам научиться понимать движение детского сердца, а «это дается с помощью высокой эмоционально-нравственной культуры педагога». Обладающий этим качеством педагог умеет выбирать приемы, соответствующие настроению ребенка. Он вовремя успокоит, пошутит, рассмешит, доверительно поговорит.
К сожалению, приходится встречать отдельных воспитателей, которые руководят детьми с помощью команд «Все встали! Быстро построились!», запретов «Кто разрешил, запрещаю!», замечаний «Опять не послушался!», нотаций «Если это повториться, то…» и т. д. Такой воспитатель не видит внутреннего состояния маленького человека и применяет порой приемы, неадекватные его чувствам. Он может например, приказать: «Перестань сейчас же плакать!», его раздражает неповиновение ребенка. Но воспитатель совершенно забывает в этот момент, что эмоции по приказанию не переключить, плач не заменишь улыбкой, а огорчение - радостью Допустимо ли вообще раздражаться тем, что малыш не понял указание и ему приходится повторять «сто раз одно и тоже», что он докучает вам «глупыми вопросами». Что жалуется по пустякам, не аккуратен, не послушался и промочил ноги, что капризничает, упрямиться? В этом случае воспитатель и дети испытывают трудности от взаимного непонимания.
Если воспитатель раб своего настроения, то воспитание для него всегда дело трудное. Он не может быть последовательным в своих требованиях, а отношения с детьми строит в зависимости от своих субъективных эмоциональных оценок. Все это признак дефицита культуры, выражающийся в неумении управлять собой.
Возможно ли чтобы педагог всегда был бесстрастно спокоен и официален с детьми? Конечно, нет. Маленький ребенок, которому воспитатель заменяет маму в её отсутствии нуждается в искреннем, материнском отношении. А искрение отношения, как известно, предполагает и искренность чувств. Общеизвестно, что дети чутко улавливают фальшь, искусственность, наигранность в общении с детьми, и в этих случаях нельзя рассчитывать на ответное искреннее отношение к себе. Пусть дети видят, что воспитатель вместе с ними радуется, смеётся, печалится, даже иногда сердится. Что ему присуща вся гамма человеческих чувств, не окультивированных сдержанностью. Молчаливое осуждение или удивление, одобрение или улыбка часто производят на ребенка большой эффект, чем замечание Но важно, чтобы воспитатель всегда помнил: проявление чувств требует большой культуры.
Воспитатель никогда не забывает о том, что ему доверено самое дорогое - дети. Как заповедь, воспитатель помнит обращенные к нему слова В. А. Сухомлинского: «Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце». Воспитатель для детей – это тот человек, который связывает их с удивительным многообразием окружающего. Благодаря педагогическому искусству воспитатель умело переводит с языка взрослого на детский язык то, и с чем ребята соприкасаются, и тем самым делает недоступное доступным, непонятное осмысленным. Для этого, чтобы ответить на сто тысяч детских «почему» воспитателю необходимо много знать об окружающем мире, о том что происходит в стране, в городе, в районе, интересоваться литературой, искусством, повышать общий культурный уровень. Воспитателю доверено почетное и ответственное право- формирование человека будущего. Воспитывая сегодня маленького гражданина, педагог прокладывает дорогу в завтра. Это обязывает его обладать высокой политической культурой проявляющейся в деятельном участии в строительстве нового общества.
Перед воспитателем открыты разнообразные пути и самообразования: ежедневная добросовестная подготовка к рабочему дню, которая всегда связана с чтением педагогической литературы, изучением методических материалов, разработкой планов, конспектов, активное участие в педагогических советах, методических объединениях, семинарах, коллективных просмотрах педагогического процесса, заимствование передового опыта. Шефства над молодыми воспитателями, самостоятельная работа с книгой. Изучение классиков педагогики, постоянное знакомство с политическими событиями страны. Все это формирует идейную, педагогическую убежденность, содействует профессиональному росту.
.