ольга сарычева
Конспект НОД «Путешествие в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 130 города Пензы «Росток»
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по познавательно- речевому развитию
«Путешествие в лесу»
средняя логопедическая группа
Воспитатели: О. В. Сарычева
Путешествие в лесу
Цель: обобщить и закрепить знания детей о диких животных.
Задачи:
Образовательные:
• Расширить знания детей о представителях животного мира (уникальность, особенности внешнего вида, повадки).
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
• Создать условия для получения детьми знаний о животных.
• Расширить и уточнить представления детей о животных.
• Развивать мышление, умение составлять рассказ из 3-4 предложений.
Развивающие:
• Способствовать развитию самостоятельности, инициативности детей в познании живой природы.
• Обеспечить развитие личности, мотивации и способности на дальнейшее познание окружающего мира.
• Развивать наблюдательность, активность.
• Закрепить умение выделять животных наших лесов среди других животных.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к природе.
• Воспитывающие: Воспитывать любовь к природе Родного края. Обеспечить условия для развития у детей эмоционально-положительного отношения к живой природе.
• Создавать эмоциональный настрой на развитие интереса к познавательной деятельности.
• Помочь выработать правила поведения в природе.
• Воспитывать любовь к природе Родного края. Обеспечить условия для развития у детей эмоционально-положительного отношения к живой природе.
Планированные результаты:
• Знать: правила поведения в природе, узнавать и называть диких животных (лиса, заяц, медведь, белка и др.)
• Уметь: находить жилища диких животных по описанию (лиса, заяц, медведь, белка, находить способы решения, проблемной ситуации.
• Знать животных, живущих в Пензенской области.
Материал: картинки – опорные картинки на закрепление правил поведения в лесу, картинки с изображением животных (зайца, белки, медведя, волка, лисы.) картинки с «Кто, где живёт» (с изображением животных и их жилищем., разрезные картинки, дид. / игра «Какое время года», Д/и «Путаница»,. Д/и «Найди дом»
Словарная работа: дикие животные, лисёнок (бельчонок, медвежонок и др., логово, берлога, нора, дупло.
Предварительная работа:
Отгадывание загадок по теме “Дикие животные”.
Рассматривание иллюстраций (дикие животные разных стран, забота человека о диких животных, зоопарк и др.).
Чтение детям русских народных сказок: “Лиса и волк”, “Заяц – хваста”, “Заюшкина избушка”, “Три медведя”, “Кот, петух и лиса”, “Лиса и журавль”; стихотворений Н. Костарев “Бобер”, П. Воронько “Хитрый ежик”; рассказов В. Бианки и др.
Разучивание физкультминуток “Дикие животные”, “Звериная зарядка”.
Ход непосредственно- образовательной деятельности
(Дети стают полукругом)
Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришли замечательные гости, давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте!
А теперь поздороваемся друг с другом.
Здравствуй, Небо!
(Руки поднять вверх)
Здравствуй, Солнце!
(Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, Земля!
(Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуй, наша большая семья!
(Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся! (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
Воспитатель: Я знаю интересную загадку, послушайте внимательно и отгадайте загадку:
Раскрыли снежные объятия,
Деревья все одеты в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года? (Зима)
Воспитатель: Поиграем в игру: «Какое время года?» Вам надо разложить картинки по временам года и рассказать, почему вы так думаете?
Посмотрите, нам кто-то прислал письмо, прочитаем, кто нам написал, садитесь, по удобнее на ковё р и слушаете:
Здравствуйте мои дорогие друзья. Пишет Вам Незнайка. Я живу в цветочном городе. И вот однажды мама мне прочитала такое стихотворение
Чтение стихотворения: «Что такое лес?»
Что такое лес? Сосны до небес,
Берёзы да дубы, ягоды, грибы…
Звериные тропинки, тропинки, да низинки,
Мягкая трава, на суку сова.
Ландыш серебристый, воздух чистый – чистый,
И родник с живой ключевой водой.
Мне оно так понравилось, но я, к сожалению, не знаю, что такое лес и кто там живёт. Расскажите мне, пожалуйста, про обитателей леса. Буду с нетерпением ждать вашего ответа.
Как нам поступить? (ответы детей)
Хотите отправиться в путешествие на лесную полянку? Всё, что мы там увидим, мы будем записывать на видеокамеру, и потом запись отправим Незнайке в Солнечный город. Но прежде чем мы отправимся с вами в путешествие, давайте вспомним правила поведения в лесу. Я вам буду задавать вопросы, а вы должны подумать и ответить хорошо это, или плохо.
1. Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (плохо)
2. Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (плохо)
3. Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (хорошо)
4. Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (хорошо)
5. Если разведу костер,
А тушить не буду? (плохо)
6. Если сильно насорю
И убрать забуду. (Плохо)
7. Если мусор уберу,
Банку закапаю? (хорошо)
Воспитатель: Посмотрите внимательно на картину, правильно поступил мальчик или нет? Что нельзя делать в лесу, а что можно? (Ответы детей)
Я вижу, что правила вы знаете, тогда в путь. (Звучит музыка)
Закройте, пожалуйста, глаза и представьте, что вы попали в лес.
Кто же это встречает нас в лесу?
Это Старичок-Лесовичок, он будет нам помогать в нашем путешествии. (Спросить у детей, кто такой Лесовичок, и почему его так назвали)
- Старичок-Лесовичок приготовил вам загадки! Если вы их правильно отгадаете, то появится отгадка!
Загадки о диких животных:
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимою спит в берлоге
От мороза, пряча нос.
(Медведь)
В нашей стране живут два вида медведей – бурый и белый. А в наших лесах живет бурый медведь. Шерсть густая, лохматая. Хвостик маленький. Медведь с виду неуклюжий, но легко лазает по деревьям и быстро бегает. Называют косолапым. Медведь на зиму строит себе берлогу из веточек, поваленных деревьев, мха. Медведь - всеядное животное. Он, любит есть мед, ягоды, рыбу, муравьев, корешки.
Холода он боится, и как только зима на порог – мишка в берлогу и спит там до самой весны. Спит он долго. Если с осени медведь мало накопил жира, то просыпается зимой и ходит по лесу голодный. За это медведя прозвали шатуном.
Зимой в берлоге рождается 2-3 медвежонка. Новорожденные питаются молоком матери. А молока немного, так как медведица зимой ничего не ест и живет за счет жира, скопленного летом и особенно осенью.
А вот почему медвежата рождаются зимой? Потому что только в это время у медведя есть свой «дом» - берлога. Ведь летом он бродит по лесу и ночует, где придется.
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы?
(Заяц)
Это заяц. Заяц зимой – белый, а летом – серый. Это помогает ему прятаться от хищников. Еще от врагов зайца спасают длинные, быстрые лапы. Заяц в гору бежит бегом, а с горы кувырком. Живет заяц летом под кустиком, а зимой выкапывает норку в снегу. Весной у зайчихи появляются зайчата.
Заяц– грызун. Питается заяц травой, листьями, корой кустарников, грибами, корешками. Зимой грызет кору деревьев. Может забраться в огород и полакомиться морковкой и капустной кочерыжкой.
Рыжая плутовка,
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?. (лиса)
Лиса - шерсть рыжая, пушистая. У лисы длинный хвост. Лиса живет в норе, которую роет под камнем или кустом, весной у лисы появляются лисята. Лиса – хищное животное. В основном, охотится в ночное время на мышей, сусликов, реже на зайце, она питается грызунами, червями, насекомыми, птицами и всеми типами меньших животных. Лиса хитро ловит ежей. Она катит ежа к воде, он расправляет в воде свои колючки и плывет к берегу. Тут – то лиса его и поджидает. Детеныш лисы – лисенок.
Серый, страшный и зубастый -
Произвел переполох.
Все зверята разбежались,
Напугал зверят тех… (волк)
Это волк, про него говорят, что «волка ноги кормят». Волк – хищное дикое животное. У него серая шерсть, острые зубы. Живут волки в логове. Волчата появляются весной. Волки живут стаей. Стая – это волчья семья. Волк - хищный зверь. Охотятся волки почти всегда за больными и слабыми животными. Он любит мясо, поэтому охотится на других животных.
По тропинке в лесу,
Я большое яблоко несу,
На иголки я похож,
Звать меня конечно (ёж).
Это ежик. Тело покрыто иголками, которые спасают от врагов. Может сворачиваться в клубок. Ножки маленькие, но бегает ежик быстро. На зиму ежик сгребает листья и спит в них до самой весны. Питается еж ящерицами, жучками, личинками, грибами. Детеныш ежика – ежонок.
Зверь пушной живёт в дупле,
Любит там сидеть в тепле,
Хоть дупло совсем не грелка.
Зиму там проводит… (Белка)
Белка, маленький зверек. Летом белка рыжая, а зимой серая. Ушки у нее с кисточками. У белки острые коготки. Это помогает ей быстро забираться на дерево. Пушистый хвост служит белке парашютом. Белка – грызун. Она питается орехами, ягодами, грибами, шишками. Белка живет в дупле, утепляет свое гнездо пухом. Зимой белка почти все время спит и мало выглядывает из дупла. Белка запасливая хозяйка. Она заготавливает на зиму орехи, сушит грибы на ветках деревьев. Весной у белки появляются бельчата.
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо отгадываете загадки.
Каких вы знаете животных, которые живут в лесу? (лиса, волк, белка, еж, заяц, медведь).
(Воспитатель показывает всех диких животных.)
Воспитатель: Сколько нового узнает теперь Незнайка про жителей леса.
Вы наверно устали. Поиграем? Вставайте в круг.
Как- то раз лесной тропой, звери шли на водопой
(идут по кругу)
- за мамой лосихой, топал лосёнок
(топают, высоко поднимая ноги)
- за мамой лисицей, крался лисёнок
(крадутся)
- за мамой ежихой, катился ежонок
(имитируют наматывание клубка)
- за мамой медведицей, шёл медвежонок
(шагают вразвалочку)
- за мамой белкой, скакали бельчата,
(прыжки вперёд)
- за мамой зайчихой, косые зайчата
(показывают руками длинные ушки)
- волчица вела за собою волчат
(маршируют)
Все мамы и дети напиться хотят.
Воспитатель: А теперь, я хочу проверить, много ли вы узнали и запомнили о животных. Мы поиграем в игру «А что не так?»
Я буду читать описания животных, а вы будьте внимательнее, найдите ошибки, догадайтесь, о ком я говорю.
1. Этот заяц большой-большой, шуба у него густая, плотная, а вот холода он боится, и как только зима на порог – прыг в берлогу и спит там до самой весны.
Я правильно про зайца рассказала? А про кого это рассказ? (выставляется картинка медведя);
2. Уши у волка очень длинные, зимой он белый, а летом - серый, хвост короткий. Волк любит кушать злаки и бобовые, а зимой обгладывает кору с молодых осинок и ив. Иногда кормится сеном и корой фруктовых деревьев.
Я правильно про волка рассказала? А про кого это рассказ? (выставляется картинка зайца);
3. Лиса - проворная, запасливая, рыжая или серая, грызет все, что ей по зубам: грибы, шишки, разные корешки. Поэтому лису относят к грызунам.
Я правильно про лису рассказала? А про кого это рассказ? (выставляется картинка белки);
4. Это рыженькое животное, сильное, похоже на собаку, живёт в дупле.
Любит курочек и уточек. Про кого я рассказала? А что перепутала? (выставляется картинка лисы).
Но вот наступает вечер, и всем животным пора отправляться по домам. Но кто где живёт. Давайте посмотрим и поможем животным добраться домой. Д/и «Путаница»
Животных, что живут в лесах,
Мы оставим на местах.
Нужно лишних здесь назвать,
И из леса их убрать.
(Дети убирают слона, верблюда, корову, кингуру, белого медведя и т. д)
Молодцы! Садимся на стулья.
Ребята, в нашем лесу недавно случилась беда, настоящий ураган. Дул такой сильный ветер и шёл снег, что все звери разбежались и теперь никак не могут найти своих детёнышей. Вы хотите им помочь!
Д/и «Назови детёныша»
Много мам на белом свете,
И у каждой мамы дети.
На помощь мы должны придти,
И деток правильно найти!
(Дети называют взрослое животное и его детёныша, соединяют детёныша с мамой)
Д/и «Разрезные картинки»
Дети подходят по 2 человека к столам, на столах – конверты с разрезными картинками.
Вот картинки разрезные,
Непонятно, что на них.
Вы картиночки сложите,
Про животных расскажите.
Дети собирают картинку и рассказывают о животном, которое у них получилось.
Как можно назвать их, одним словом этих животных? (Дикие животные.)
-А почему их так называют? (Потому, что все эти звери живут в лесу, сами ищут себе корм и строят жилище).
Теперь Незнайка будет знать, как выглядят разные животные.
Ну, что ж, я думаю, что Незнайка, посмотрев наш фильм, узнает много нового про обитателей леса. Вот и заканчивается наше путешествие в зимний лес и нам пора возвращаться в детский сад. Скажем Старечку – лесовичку, спасибо, за его помощь в путешествию по зимнему лесу. Мне очень понравилось с вами путешествовать, вы внимательные, добрые дети. Что бы вы рассказали Незнайке?
Вставайте в круг.
На носочки поднимитесь,
И два раза повернитесь,
Снова в группе очутитесь.
Воспитатель: вам понравилось наше путешествие? (Да). Вы, молодцы, обратили внимание на то, что всю дорогу нам светило солнышко и помогало нам в дороге. Нарисуем солнышко, чтобы оно ещё ярче светило и письмо с фильмом о диких животных поскорее долетело до Незнайки в Солнечный город. Берите краски, трубочки, воду, бумагу и садитесь на свои места приступайте к рисованию, мамы помогайте своим детям.
Пусть солнышко вам улыбается, и напоминает о нашем веселом путешествии в зимний лес.
Приложение