Флида Вильданова
Конспект НОД «Путешествие в историю автомобиля»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с историей создания автомобиля.
2. Учить детей видеть за отдельным явлением другую историческую эпоху, прослеживать ее приметы в современности.
3. Закрепить в сознании детей мысль о том, что транспорт изобретен человеком для удобства перемещения; что в разные времена люди жили по-разному; сейчас люди живут не так как раньше, в будущем будут жить не так как сейчас.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в историю автомобиля“» размещена в разделах
4. Научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением (езда) и строением автомобиля.
5. Активизировать и обогащать словарь детей: кучер, конная тяга, телега, грузовой транспорт, карета,повозка, шофер, кочегар.
Развивающие:
1. Развивать зрительное восприятие, внимание, память.
2. Развивать логическое мышление, творческое воображение и фантазию детей.
3. Стимулировать собственные высказывания детей - вопросы, ответы, реплики, являющиеся основой познавательного общения.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес детей к прошлому, к истории создания техники.
2. Воспитывать у детей осознание причастности к истории своего Отечества.
Предварительная работа:
1. Целевая прогулка «Улицы моего села».
2. Рассматривание открыток, иллюстраций, картинок с различными видами транспорта.
3. Беседы с детьми на темы: «Люди мечтают», «Безопасность на дороге».
4. Организация самостоятельной деятельности детей: сюжетно- ролевая игра «Дом», «Семья», «Автобус»
Оборудование: слайды с историей автомобиля, шкатулка, машинка легковая, карандаши, листы бумаги.
Ход НОД:
В: Ребята сегодня к нам пришли гости давайте поздороваемся.
В: Ребята, посмотрите, что у меня для вас есть, (показывает шкатулку)
В этой шкатулке спрятана загадка.
отгадаете ее, и мы все вместе узнаем тему нашей беседы.
Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.
И горят в глазах жука два блестящих огонька.
(Автомобиль)
В: Правильно это машина верный и надежный друг человека. Плохо пришлось бы человеку без машины. А вообще для чего нужнамашина (ездить быстро, перевозить людей и грузы, путешествовать).
-Сегодня на дорогах можно увидеть различные автомобили.
- Какие автомобили вы знаете?
- 29 января был день истории изобретения автомобиля. Мы с вамивсю неделю говорили о том, как люди передвигались в прошлом, узнали об истории изобретения первого автомобиля. Сегодня я предлагаю вамотправитьсяв путешествие в прошлое. А что такое прошлое? (Прошлое это то, что уже прошло много лет назад)
-А отправится в прошлое нам поможет наш телевизор.
(дети садятся на стульчики перед экраном телевизора)
Мы оказались с вами в глубокой древности.
Скажите, вы знаете, как жил первобытный человек? Давным-давно в древности первобытный человек жил в пещере, носил шкуру животных вместо одежды, жарил еду на костре и охотился на диких зверей.
-А как раньше люди передвигались в прошлом?
Дети: Пешком.
Воспитатель: Верно, транспортом ему служили собственные ноги.
(слайд №1-человек идет пешком)
Шли годы. Древний человек думал, как же ему облегчить себе жизнь? И что сделал человек?
Дети: он приручил дикую лошадь.
Воспитатель: И однажды он приручил дикую лошадь,она стала его первым транспортом, лучшим другом и помощником.
(слайд века №2 человек едет на лошади верхом, пашет землю)
Воспитатель: Как лошадь помогала человеку? С помощью лошади человек охотился, пахал землю, ездил в верхом на лошади. Раньше на лошадях мужчины воевали, ведь транспорта раньше не было.
(слайд №3 человек едет на телеге)
Но человеку захотелось передвигаться всё быстрее, и что человек изобрел? (колесо).
В: Верно! Колесо – великое изобретение человечество. Из досок сделал ящик, приладил колеса. Появилась четырёхколёсная телега, в которую запрягали лошадь. Это был Гужевой транспорт. Когда запрягают животных, называют гужевый транспорт. Какой гужевый транспорт вы знаете?
Воспитатель: Как вы думаете, удобно ли было человеку ездить на телеге?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно неудобная телега, грубая. Было холодно, когда шел снег или дождь
Воспитатель: И чтобы укрыться от дождя человек стал делать над телегой что?
Дети: Человек решил сделать над телегой крышу.
Воспитатель: Из чего могли сделать крышу над телегой?
Дети: (Из ткани или шкуры животного)
Воспитатель: Кто знает, какой вид транспорта получился?
Ответы детей
Воспитатель: Получилась, хорошая повозка для перевозки грузов и людей.
(слайд №4 человек едет на повозке)
Воспитатель: Но вот в гости, в театр, на бал на такой повозке не поедешь, уж очень она тяжелая и грубая. Стал человек думать, что изобрести легкое и быстрое.
(Слайд №5 Человек едит на карете)
Воспитатель: И что придумал человек? (карету).
Какая была карета? Из чего она состояла?
В: Карета состояла из кабины, где сидели пассажиры. Были фонари и место для кучера - облучок. Конный (гужевой) транспорт долгое время оставался основным видом транспорта.
Несмотря на то, что карета была легче телеги и повозки, Что не устраивало человека?
В: Лошади быстро уставали, их надо было поить и кормить. Шли годы, людям хотелось, перемещаться быстрее, на дальние расстояния. Человек хотел облегчить жизнь и себе, и бедной лошади, которая тянула тяжёлые грузы и в жару, и в мороз. Прошло еще некоторое время, что изобрел человек?
В: И вот наступило время создания автомобиля. И изобрел первую паровую машину. Изобрели ее во Франции 300 лет назад. И это необычное изобретение человек назвал как? (автомобиль).
В: «автомобиль», что значит сам движется –«самодвижущийся».
(Слайд №6 с изображением паровой машины.)
Воспитатель: Почему машина называлась паровой?
Дети: (ездила она на пару).
Физкультминутка по стихотворению Л. Пишумова
«Машины»
На улице нашей машины, машины (идут по кругу, останавливаются)
Машины – малютки, (приседают)
Машины большие. (Встают, поднимают руки вверх)
Эй, машины, полный ход. (Быстро идут по кругу, останавливаются)
Я – примерный пешеход, (Прижимают руки к груди)
Торопиться не люблю, (Поворачивают голову вправо-влево)
Вам дорогу уступлю. (Разводят руки в стороны, наклоняются вперед)
Воспитатель: Ребятаудобна была паровая машина для передвижения людей?
Воспитатель: Такая машина тоже была неудобна, почему она была неудобной, чем ее топили?
Дети: она топилась дровами.
Воспитатель: Да она топилась дровами, котёл мог взорваться, что создавало опасность для шофёра и пешеходов. Когда вода остывала, и пар заканчивался, водителю приходилось разжигать костер под котлом и кипятить воду. Едет такая машина по городу, на ней медный котёл подвешен, а водитель сидит на скамейке и крутит руль. Проедет немного, остановится –это значит, пар в котле кончился. Нет пара –машина не работает. Приходилось водителю слезать с машины и работать кочегаром –разжигать топку и кипятить воду. С тех пор такого водителя –кочегара стали называть шофёром.
Воспитатель: После паровой машины, какую машину изобрел человек? Что было нового у этой машины? Чем он заправлялся (мотор, заправлялся бензином).
Воспитатель: Вскоре на смену паровой машине пришёл первый автомобиль, у которого был мотор, и он заправлялся бензином. Изобрел первую железную машину Карл Бенц в Германии.
(Слайд №7 первой железной машины Карла Бенца)
Воспитатель: Сколько было колес у этой машины?
У этой машины колё са были разные: два больших задних колеса и одно маленькое переднее колесо. На ней мог ездить только один шофёр, который с помощью ручки управлял автомобилем.
Ровно через 10 лет после создания Карлом Бенцем автомобиля в Германии, сто лет тому назад в нашей стране Евгений Александрович Яковлев и Петр Александрович Фрезе изобрели первый отечественный автомобиль в 1896 году. У этой машины были четыре колеса, но она тоже была без крыши.
(Слайд №8 с изображением автомобиля с четырьмя колёсами)
Прошло еще некоторое время, что придумал человек для машины? что появилась у автомобиля?
Дети: (появилась крыша, одинаковые колёса)
Воспитатель: Правильно у машины появились крыша и колеса, колеса сделали одинаковыми по размеру, и их стало четыре, только они часто ломались.
На что были похожи первые железные автомобили?
Дети: (были чем - то похожи на кареты).
Воспитатель: Высокие кабины, мощные колеса. Постепенно машины стали перевозить больше пассажиров, но, самое главное, на колёса надели резиновые надувные шины.
(Слайд №9 с изображением машин «Волга», «Победа», «Запорожец»)
Воспитатель: Но проходило время и художники-конструкторы моделировали новые машины и давали им разные названия Победа, Волга, Запорожец.
(Слайд №10 с изображением современных машин)
В настоящие время люди придумали новые современные модели автомобилей. Посмотрите, какие красивые.
Как вы думаете, что удобнее перевозить на таких машинах: людей или грузы?
Дети: Людей.
Воспитатель: Значит, если машина легка и на ней удобно перевозить людей, то как называется такая машина?
Дети: Легковая
Воспитатель: Хороша легковая машина. Едет по дороге тихо не шумит.
А кто ведет ее?
Дети: Водитель.
Воспитатель: Он сидит в салоне машины и управляет ею с помощью руля. Что появилось у современных машин?
Дети: У машины появился металлический корпус, стекла предохраняют водителя от ветра и дождя.
- Человеку приходится перевозить много грузов. На легковой машине грузы не перевезешь. И человек придумал машину для перевозки грузов на большие расстояния
Воспитатель: Как называется такая машина?
Дети: Это грузовая машина
(Слайд №11 грузовые машины)
Воспитатель: Вот какими были первые грузовые машины. Проходило время, и грузовые машины менялись, становились более мощными. Человек давал им имена.
Воспитатель: Какие?
Дети: Урал, МАЗ, КамАЗ,ЗИЛ
Воспитатель: А вот есть машины, название которых они получили от той работы, которую они выполняют. Постарайтесь вспомнить названия этих машин?
Например, машина, которая убирает снег? (снегоуборочная) из каких 2-х слов получилось ее название?
Дети: убирать снег.
Хлебовоз, цементовоз, мусоровоз, лесовоз, бетономешалка, бензовоз, самосвал.
Ну что же, нам пора возвращаться, возвращаемся в наши дни.
Игра на ковре
Но нас ждет опять сюрприз, пока мы с вами путешествовали, все виды транспорта перепутались, давайте их распределим по их особенностям.
А) легковые машины. В) грузовые. Г) старинные, специальные машины.
Рефлексия:
• какую историю прошел автомобиль от телеги до современных автомобилей?
• Что нового вы узнали сегодня для себя?
• Что вас удивило?
4. В завершении нашего путешествия, я предлагаю вам нарисовать любой вид автомобиля.