Любовь Звягина
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие с добрыми крышечками в страну красивой речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
создать социальную ситуацию для развития речи детей в процессе совместной игровой деятельности, закрепить навыки правильного звукопроизношения.
Задачи:
Образовательные
• Совершенствовать навыки коммуникативного общения, слогового анализа слов;
• Закрепить умение делить слово на слоги;
• Формировать умения обобщать, классифицировать;
Развивающие :
• Развивать диалогическую связную речь, образное представление;
Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх: звук, буква, гласная, согласная, слог, слово.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Путешествие с добрыми крышечками в страну красивой речи“» размещена в разделах
- Акция «Добрые крышечки»
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поделки из пластиковой и одноразовой посуды
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитательные:
• Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к окружающим, инициативность.
Материалы и оборудование: бутылки с крышками, набор изученных букв, массажные мячики, карточки с предметами, рисунки детей.
Ход занятия
I. Организационный момент
Воспитатель: – Здравствуйте, ребята! Скажите, с каким настроением вы пришли сегодня на занятие? (C хорошим)
Воспитатель: -Молодцы! Как вы уже заметили, на занятии у нас присутствуют гости. А давайте и с ними поделимся своим хорошим настроением? Поставьте ладошки вот так. А теперь, посадим на эти ладошки свое хорошее настроение, свои улыбки и подуем. Отлично, занятие мы должны начать с хорошим настроением. Ведь хорошее начало - это половина дела. Ваша задача: быть внимательными, инициативными и, конечно - же активными.
II. Основная часть
Воспитатель: А сейчас… Ой ребята. Посмотрите мусор какой – то лежит под столом. Уберите, пожалуйста.
(Поручает одному ребёнку убрать смятые бумажки. Рассматривают мусор. Среди мусора есть пластиковая крышечка с заданием. Дальше нужно рассмотреть 2 ситуации: или они захотят её выбросить (не желательно) или оставить, так как идёт сбор крышечек по акции Добрые крышечки)
Воспитатель: А крышечку мы тоже будем выбрасывать? Почему? Ребята, смотрите здесь какая ниточка, идём за ней.
(Ниточка ведёт к большому ящику с запиской)
Воспитатель: Ребята, здесь что то написано. Вы прочитать сможете? (Нет)
- А почему? (Потому что мы не знаем все буквы)
- А что же нам делать? (Дети просят «пожалуйста» прочитать)
- Тогда присаживайтесь, я прочитаю.
(Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: «Тот, кто найдет мой сюрприз и выполнит мои задания получит то, что здесь находиться.
Я приглашаю вас в страну Красивой речи, я являюсь её королевой и знаю, что вы пока читать не можете, но уже очень к этому готовитесь. Моя страна большая, она находится везде в вашем садике, в вашей группе, у вас дома, в школе, на улице – везде. Мне вас очень хвалили – и Чебурашка и Садовник, но я хочу сама убедиться, в том, что у вас культурная речь и вы много знаете.
У вас сейчас проходит какая то акция? (Дети рассказывают, что собирают крышечки. Акция «Добрые крышечки»)
А зачем вы это делаете? (Дети рассказывают, что хотят оказать помощь в приобретении инвалидной коляске девочке)
А члены семьи вам в этом помогают? (Да, конечно)
Вы очень добрые, дружные. И я просто уверена, что вы справитесь со всеми заданиями, которые я для вас приготовила и мой сюрприз будет ваш. Но сначала вы должны усвоить моё правило:
1. Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
2. Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
(Дети повторяют за воспитателем по строчке)
Мои Задания спрятаны в крышечках. Ищите такую же по цвету на столе, и выполняйте. Удачи вам»
Воспитатель: Попробуем выполнить задания Королевы? Начнём!
Берём 1 крышечку с посылки, ищем такую же на столе, что мы тут видим (Ответы детей)
№1 задание «Попробуйте пропеть мои буквы. Как их можно разделить?»
(Коробочки с буквами. Нужно разложить их в 2 лини)
Воспитатель: Давайте попробуем самостоятельно пропеть все эти буквы. И те которые пропеть нельзя прикройте крышечкой
(Дети пропевают буквы)
Почему вы их так разделили? (Ответы детей)А как вы определили где гласная, а где согласная звук? (Ответы детей) (Гласная поёт, а согласным мешают или язык, или губы, или зубы)
Воспитатель: Мы с вами вспомнили, что звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки можно пропеть, они произносятся легко, и во рту нам ничего не мешает. А согласные не пропоё шь: когда мы их произносим, то воздух встречает препятствие в виде или язычка, или губ, или зубов. Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Звуки мы слышим и произносим. Правильно? А что мы видим, пишем и читаем? Правильно буквы. Буквы мы видим и пишем.
Воспитатель: Молодцы! Мы сейчас с вами видим что? (Ответы детей. Буквы)А из чего состоят слова, когда мы их произносим? Правильно, из звуков.
Воспитатель: С первым заданием мы справились
Воспитатель: Берём 2 крышечку, ищем такую же на столе
№2 задание «Покажите как могут дружить гласные и согласные звуки»
Садитесь на стульчики. Каждый из вас будет гласным звуком, с которыми вы уже знакомы. И мы с вами вместе прочитаем сказку. И когда вы будете слышать свой звук вы его произносите вместе со мной.
(Дети берут в руки гласные буквы и садятся на стульчики, изображая спящих)
Воспитатель: В звонком городе,
На певучей улице
Звуки жили гласные,
Песни пели разные.
А, О, У,
Вместе жили
И давно дружили.
Первым просыпался А.
А. А-а-а!
Воспитатель: вставать уже пора-а!
Воспитатель: Отвечал ему звук [У].
У. У-у-у…
Воспитатель: Ну я же не хочу-у…
Воспитатель: Вслед за ним стонал звук [О].
О. О-о-о…
Воспитатель:Как рано-то-о ещё-о!
Воспитатель: Просыпайтесь побыстрей!
Собирайтесь в путь скорей!
Чтобы было веселей,
Надо нам найти друзей!
Воспитатель: Взялись гласные звуки за руки и пошли искать друзей. Кто дружит с гласными звуками? Верно, согласные звуки.
Воспитатель: А где же спрятаны наши буквы? Подсказать вам? Обратитесь ко мне, мы же с вами в стране культурной речи. (Воспитатель открывает буквы)
Предлагайте, как нам нужно показать, что буквы дружат? (Дети размышляют)
А вы хотите, что бы я вам помогла? (Ответ детей) Тогда попросите, мы же с вами в стране Культурной речи. (Дети просят)
Воспитатель: Каждый по очереди ставит свою букву после согласной и читает (3 человека А, У, О)
А теперь каждый по очереди ставит свою букву перед согласной и читает (3 человека А, У, О)
Воспитатель: Молодцы! Со вторым заданием мы тоже справились.
Воспитатель: А сейчас нам понадобятся массажные мячики, которые развивают мелкую моторику рук.
(Воспитатель раздает детям маленькие массажные мячики.)
Су-джок терапия
- В стране Культурной речи в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. Показать шарик в открытой ладони.
Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.
Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок
Однажды утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.
Катать шарик по ладони вперед- назад.
Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.
Круговые движения шариком по ладони — сначала по часовой стрелке, потом против.
Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик — сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый — и перебрался на другой берег!
Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.
А там поляна — большая, круглая, красивая!
Круговые движения шариком по ладони.
На поляне очень много буковок гуляло! М – С – Р – Ш - Х
Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название буквы
Ежику познакомился с ними, поиграл, ступил на мостик — один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый. и он на другом берегу!
Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.
Быстро побежал Еж — сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика!
Катать шарик по ладони вперед- назад.
А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном!
Зажать шарик в ладошке.
- Ну что ж, ребята, пальчики мы размяли.
Воспитатель: Берём 3 крышечку, ищем такую же на столе
№3 задание «Слова бывают короткие, а бывают длинные. Как же их отличить? Как их можно измерить? Чем? Линейкой? Разделите картинки на три группы по длине слова»
Воспитатель: Как мы можем определить какое слово длиннее? (Ответы детей) (Разделить на слоги)
Измерить длиннющее слово –
Да это проще простого!
Сколько слогов в нём, надо узнать –
Хлопать в ладоши пора начинать!
(Выполняют самостоятельно)
Картинки: мяч, змей, зонт, книжки, рыбка, подарки, самолёт, курочка, цветок
(Дети делят слова на слоги, хлопая в ладоши и размещают картинки на столе.)
Воспитатель: Проверяем, молодцы, отлично справились с заданием.
Воспитатель: Берём следующую крышечку, ищем такую же на столе
№4 задание
«Кто хочет разговаривать
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно. Проговорите чистоговорки»
(Проговариваем чистоговорки выборочно, те звуки, которые изучены)
Воспитатель: Молодцы! С этим заданием мы тоже справились
Воспитатель: Берём следующую крышечку, ищем такую же на столе
№5 задание «Изобразите буквы, которые вы знаете»
Воспитатель: Давайте попробуем изобразить.
(Дети изображают по очереди знакомые буквы)
Воспитатель: Берём следующую крышечку, ищем такую же на столе
№6 задание «Прочитайте сказку по картинкам. Найдите сказку про шляпу»
(Дети находят сказку среди других)
Воспитатель: Садитесь на стульчики и будем читать. Ребята, а дома вам читают книги? Кто читает книги? Какую последнюю книгу читали?
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи
Мы их точно знать должны!
Вот уж звуки встали в ряд
Начинаем мы читать!
(Воспитатель читает чистоговорки)
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Берём последнюю крышечку, ищем такую же на столе
№7 задание «Скажи наоборот»
Буратино - веселый, а Пьеро – грустный
Ворона - тяжелая, а бабочка – легкая
Ведьма – злая, а фея - добрая
Шоссе - широкое, а тропинка – узкая
Океан - глубокий, а лужа мелкая
Змея – гладкая, а лисичка – пушистая,
Летом жарко, а зимой холодно,
Колготки длинные, а носочки короткие
Булочка мягкая, а сухарик жесткий
Ночью темно, а днем светло
Паутинка тонкая, а веревка толстая
Звездочка маленькая, а солнце большое
Оформите выставку «Спешите делать добро», расскажите, что вы туда разместили»
Воспитатель: Ребята, какие рисунки вы принесли из дома и какие рассказы вы составили с родителями.
(Дети рассказывают, что изображено на рисунке)
Воспитатель: И так все задания королевы Красивой речи выполнены. Можно посмотреть что там за сюрприз.
(Дети распаковывают свёрток и достают пластиковые бутылки, наполненный крышечками)
Воспитатель: Королева тоже захотела присоединиться к нашей акции и совершила добрый поступок, передав нам крышечки.
Воспитатель: Мы должны её поблагодарить? (Спасибо)
Воспитатель: (Написано на бутылках с крышками)
Любой из нас пришёл на свет на этот
Творить добро, надеяться, любить.
Смеяться, плакать, но при всём при этом
ДОЛЖНЫ МЫ ЧЁТКО И КРАСИВО ГОВОРИТЬ!
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, какие задания от Королевы для вас было выполнять сложно? (Ответы детей)
Воспитатель: А что понравилось выполнять больше всего?
Воспитатель: А кому из членов своей семьи вы сегодня расскажите о нашем занятии?
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, в ходе всего занятия вы были активными, правильно выполняли задания, и достигли своей цели. На этом наше занятие окончено. Давайте отнесём подаренные крышечки в наш пункт сбора. А гостями попрощаемся