Лучший педагог года

Конспект занятия «Путешествие с дидактической куклой на «Паровозике дружбы» в республику Саха (Якутию), город Якутск»

Галина Якименко
Конспект занятия «Путешествие с дидактической куклой на «Паровозике дружбы» в республику Саха (Якутию), город Якутск»

Программное содержание:

Цель: Приобщение дошкольников к национальной культуре России посредством доминантных занятий с дидактическими куклами в национальных костюмах.

Задачи:

образовательные: способствовать расширению кругозора детей через знакомство с музыкальным инструментом народа Саха;

развивающие: развивать тембровый слух и общие музыкальные знания детей, расширять представления детей об изобразительности в музыке, создающей образ, а также о выразительных средствах музыки;

Публикация «Конспект занятия „Путешествие с дидактической куклой на „Паровозике дружбы“ в республику Саха (Якутию), город Якутск“» размещена в разделах

воспитательные: воспитывать желание играть вместе, не мешая друг другу, бережно относиться к куклам, закладывать основы социализации.

Понятийный словарь: развивать словарный запас воспитанников, знакомить с новыми словами (другой регион, республика Саха, главный город Якутск, национальные женские и мужские именами, название музыкального инструмента.

Оборудование: мультимедийная система: экран, проектор, DVD проигрыватель, куклы в русской одежде : Настенька и Ванечка, куклы в якутской одежде : Куннэй и Дархан, музыкальный инструмент варган.

Ход занятия:

1. Организационно-мотивационный этап:

Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать вас сегодня! Какое у вас сегодня настроение? ( Ответы детей: радостное, веселое, доброе, хорошее) Ребята, я очень рада, что вы пришли на музыкальное занятие с хорошим настроением. А вы хотите поделиться хорошим настроением? (да) Давайте поприветствуем друг друга музыкальной попевкой. Я предлагаю вам встать в круг, взяться за руки и поприветствовать друг друга. Почувствуйте тепло рук своего друга и улыбнитесь. (дети встают в круг и берутся за руки.)

Исполняют попевку:

Доброе утро, улыбнись скорее, и сегодня весь день будет веселее!

М. Р. : Ребята, Вас приветствуют куклы Настенька и Ванечка, поздоровайтесь с ними.

Поют: здравствуй, Настенька, здравствуй, Ванечка!

М. Р. : Вы обратили внимание, в какую одежду они одеты (на них русский национальный костюм)

У них есть друзья-куклы из далёкой северной республики Якутия, которая находится очень далеко от нас, за северным полярным кругом, (слайд карта России, где выделена Якутия) Обратите внимание на экран, что изображено на нём? Там живёт младший брат Деда Мороза. Скажите, а какой праздник мы с вами с нетерпением ждём? (Новый год) В ледовой пещере, что находится на Полюсе холода в Оймяконском ущелье, поселился Властелин Морозов и Хранитель Холода – Чысхаан. (слайд с изображением Чысхаана). Там, глубоко под землей, в самом сердце Якутии, находится ледовая резиденция, терем и трон якутского Деда Мороза. Каждый год в пещеру Чысхаана, приезжает из Великого Устюга почётный гость и величественный хранитель главного праздника года – Всероссийский Дед Мороз взять у него важнейший атрибут зимы и Нового года – Символ холода, чтобы начать путешествие по всей стране. Ребята, а вы хотите побывать в холодной Якутии? (ответы детей) Скажите, как называется наш город? Посмотрите на экран, вот здесь находится Таганрог, а вот это Якутия. «Снегами разукутана, из края в край лежит, страна чудес — Якутия : мечта, и явь, и жизнь».

(карта России с маршрутом Таганрог-Якутск) Вы видите, как далеко от нас находится республика Якутия, столица этой республики город Якутск, на чём же мы сможем отправиться в такое далёкое путешествие? (предложения детей) А если на ковре-самолёте, то будет ещё быстрее. Подскажите мне, какие волшебные слова могут нам помочь?

«Вокруг себя обернись, 1, 2, 3 – и в далёкой республике ты окажись

Ковёр- самолёт, возьми нас в полёт,

Взлетай в вышину, неси в волшебную республику Якутия.

2. Встреча, приветствие.

М. Р. : Ну, что же отправляемся в гости.

Смотрите, нас встречают куклы. (показываю кукол мальчика и девочку в якутской национальной одежде) Давайте подарим им радостное настроение, улыбнемся и поздороваемся с ними. (дети здороваются)

Куклы в якутской одежде : здравствуйте, рады встречи с вами! Давайте познакомимся: меня зовут я - Куннэй (женское, а я - Дархан (мужское, говорят: «Здравствуйте!» на якутском языке.

М. Р. : Ребята, скажите откуда вы приехали. (Мы приехали к вам издалека, из Ростовской области, из города Таганрога).

Давайте, познакомимся с якутскими куклами и каждый из вас назовёт своё. Раз-два-три, своё имя назови. (Каждый ребенок произносит свое имя). Вот мы и познакомились. Сам якутский народ помнит своё древнее имя – Саха. Саха значит белый, солнечный, наверное, поэтому якуты называют себя детьми Белого Солнца.

3. Национальная одежда.

М. Р. : Живущие на Севере народности имеют свои обычаи, культуру, песни и танцы, музыкальные инструменты. У каждого народа есть свой национальный костюм, и у якутского народа – тоже. Давайте рассмотрим национальные костюмы кукол. (показывает куклу девочку, мальчика)

Ребята, скажите, в какой цветовой палитры выполнены костюмы? ( ответы детей: здесь преобладают белый, черный, сине-голубой). Да, эти цвета отражают природную палитру: цвета земли, неба, солнца и снега, и показаны в вышитых узорах.

Я - якут, он - якутянин. Русский он, я - россиянин.

Мы в одной стране живем, и танцуем, и поём!

4. Национальный музыкальный инструмент.

М. Р. : У меня в руках национальный музыкальный инструмент – хомус (варган). (Муз. руководитель показывает варган) Хомус — это древний язычковый инструмент, род наиболее совершенного варгана (дугообразный, изготовлен из металла высокого качества). Это известный в мире язычковый инструмент. Его корпус выполнен в виде кольца и двух прямых концов с язычком с закругленным кончиком.

Послушайте как он звучит – (играю на хомусе). А сейчас мы с вами посмотрим, как танцуют дети национальные танцы. Внимательно смотрите и слушайте якутскую музыку. (Смотрят якутский танец) Вы обратили внимание на то, какие движения выполняют дети? Кто мне может сказать по характеру какой была музыка? (с необычными тембровыми красками, музыка с обилием распевов). Она отличается от русской музыки? ( Дети: спокойная, размеренная, таинственная и т. д.) Давайте разучим с вами движения этого национального танца. А поможет нам в этом игра «Зеркало». Сначала движения разучиваем без музыки (показываю движения) Как вы думаете, что может изображать это движение? (птицу, а вот это движение? (оленя, а это движение (метель метёт, вьюга). С помощью этих изобразительных жестов можно передать характер танца. Давайте ещё раз просмотрим этот танец, а потом попробуете сами станцевать. (ещё раз показать танец)

5. Творчество под музыку. (рекомендации детям)

6. Национальная игра

М. Р. : Я познакомлю вас с ещё одним музыкальным инструментом якутского народа – это бубен. Он считается священным музыкальным инструментом для северян. Древние северные народы верили, что в бубне заключена жизненная сила и с помощью него можно разговаривать с природой. Послушайте, на бубне можно воспроизвести любой ритмический рисунок. Вот у меня послание от жителей северной страны, что на нём изображено? (нотки, а чем они отличаются друг от друга (ответы) Здесь изображен ритмический рисунок, его можно передать с помощью бубна, посмотрите, как я это выполню (отбиваю ритм на бубне) Давайте попробуете и вы, будем использовать звучащие жесты: хлопки, шлепки. Отбивают ритм на бубне. (один ребёнок на бубне, остальные прохлопывают в ладоши, потом шлепками по ногам)

М. Р. : продолжаем мы играть.

Речевая игра «Льдинки, ветер и мороз» с танцевальными движениями.

Условия игры: Играющие становятся лицом друг к другу и хлопают в ладоши, припевая:

Холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят: Дзинь, дзинь.

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши товарища. Хлопают и поют: «Дзинь, дзинь», до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и выполняют национальные танцевальные движения. По сигналу «Мороз» строят льдину (находят пары, усложнение по три, четыре человека, затем опять превращаются в маленькие льдинки и прохлопывают ритм, проговаривая слова.

Правило игры: договариваться о том, кто с кем будет строить большую льдину, надо тихо, договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер» или «Мороз». В игру включены разные национальные движения.

М. Р. : Благодарю вас за творчество! Якутские куклы Куннэй и Дархан говорят вам до свидания и дарят на память этот музыкальный инструмент Хомус. Нам уже пора возвращаться, спасибо большое вам всем за гостеприимство, вы такие приветливые! Как, мы все подружились! До свидания! Ждём вас к себе в гости, приезжайте! (Дети прощаются с куклами-якутами, становятся на ковёр-самолёт, говорят волшебные слова)

7. Рефлексия

Муз. руководитель:

Вот мы с Вами и вернулись из путешествия. (Воспитанники отдают кукол Настеньку и Ванечку, прощаются с ними) Понравилось вам путешествие?

Скажите- ка мне, ребята, что сегодня вы узнали нового? (ответы детей). А что же вам сегодня больше всего запомнилось? (ответы детей). С каким музыкальным инструментом вы познакомились?

М. Р. : Я рада, что вы узнали для себя интересные факты, послушали национальные мелодии и поиграли в игры Республики Саха. Показали в играх свои внимание, ловкость и быстроту. Наше занятие окончено.

Публикации по теме:

Фотоотчёт занятия «Путешествие на паровозике из Ромашково»Фотоотчёт занятия «Путешествие на паровозике из Ромашково» Дети отгадали загадку и на паровозике отправились в путешествие. Они вспомнили правила поведения в поезде. Паровозик привёз нам волшебный.

Фотоотчёт об интегрированном музыкальном занятии в подготовительной группе «Путешествие в Якутию»Фотоотчёт об интегрированном музыкальном занятии в подготовительной группе «Путешествие в Якутию» Фотоотчёт об интегрированном музыкальном занятии в подготовительной группе «Путешествие в Якутию» В нашем детском саду «Золотая рыбка».

Конспект дидактической игры «Чаепитие с куклой Катей» с детьми реннего возрастаКонспект дидактической игры «Чаепитие с куклой Катей» с детьми реннего возраста ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о столовой посуде, активизировать их речь, воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «География дружбы. Республика Саха. Якутия»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «География дружбы. Республика Саха. Якутия» Примечание:Серия занятий «География дружбы» проводится в рамках проекта «Посткроссинг. Дружат дети на планете»Интеграция образовательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Путешествие с дидактической куклой на «Паровозике дружбы» в республику Саха (Якутию), город Якутск»
Опубликовано: 23 августа 2024 в 13:05
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Путешествие с дидактической куклой на «Паровозике дружбы» в республику Саха (Якутию), город Якутск»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Якименко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД